КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Укрепление Казахского ханства в последней трети XV В. 2 страница
Опираясь на свои владения в Жетысу, сплотив не только откочевавших из ханства Абулхайра (т.е. из Центрального и Южного Казахстана) казахов, но и часть жетысуских племен и родов, ханы Жаныбек и Гирей, Бурундук и Султан Касым в последней трети XV в. закрепились на значительной части Южного Казахстана и подчинили своей власти многие степные районы. Фактически военные действия в борьбе за власть между двумя линиями Джучидов - Шайбанидами и казахскими ханами в течение трех последних десятилетий XV в. не выходили за пределы Туркестана и Каратау. Однако в целом борьба в этом регионе отражала борьбу за власть над населением степных районов Восточного Дешт-и Кипчака. Обладая ключевыми позициями в Жетысу, северной части Туркестана, предгорьях Каратау, низовьях Сырдарьи, казахские ханы постепенно подчиняли себе многие степные роды и племена. Мухаммад Шайбани фактически не смог в эти годы выйти за пределы Туркестана, утвердившись к концу столетия лишь в его южной части. К концу XV в. закончился, таким образом, важный этап в деятельности первых казахских ханов, имевший большое значение для укрепления Казахского государства в целом. В длительной борьбе с Шайбанидами они воспрепятствовали восстановлению их власти в рамках бывшего ханства Абулхайра. Мухаммад Шайбани в 1500 году с частью подвластных ему кочевых узбеков ушел в Мавераннахр, где, опираясь на завоеванные им города южной части Туркестана, направил свои завоевательные устремления на тимуридское государство104. Шайбаниды в последующем претендовали на земли Казахстана, но безуспешно, они окончательно потеряли власть над его населением. Со временем из Восточного Дашт-и Кыпчака были вытеснены и многие другие Джучиды.
К концу XV в. государство казахских ханов значительно укрепилось, расширились его первоначальные границы. В него вошли, помимо Жетысу, отмеченные выше города и оазисы в Южном Казахстане, район Каратау с прилегающими степными территориями, низовья Сырдарьи и Северное Приара- лье, значительная часть Центрального Казахстана. Расширялись владения и в Жетысу. Упадок Могулистана на рубеже XV-XVI вв. (временно усилившийся Ах- мад-хан вскоре потерпел вместе с братом поражение от Шайбани-хана и умер) способствовал окончательному уходу Жетысу из-под власти могульскихха- нов-чагатаидов, что создало возможность постепенного включения в Казахское ханство казахского населения этого района. Мухаммад Хайдар писал, что «в продолжение времени до девятьсот сорокового года (1533-1534 гг.) казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана» (т.е. в Восточном Дешт-и Кыпчаке)105. Все более широкое распространение получал этноним «казахи», вбиравший в себя многие этнические группы присоединенных казахских территорий, фактически уже давно ставшие одной народностью. Однако это был лишь первый этап укрепления Казахского ханства. Борьба правителей этого государства с Мухаммадом Шайбани, уже правителем Мавераннахра, за Южный Казахстан продолжалась и в начале XVI в. Долгие годы в первой половине XVI в. повторялись и попытки могульских ханов, власть которых сосредоточилась в Восточном Туркестане (Кашгарии), отобрать у казахских ханов Жетысу. Усиление Казахского ханства в конце XV в. было определенно связано с политической обстановкой того времени как в самом Казахстане, так и в соседних областях Средней Азии, Сибири, Поволжье: распадом ханства Абулхайра и Могулистана; ослаблением власти Тимуридов в Мавераннахре и открывшейся возможностью ухода туда части кочевых родов и племен, или частей племен во главе с Мухаммадом Шайбани; общим нестабильным положением на западных и северных границах казахских степей, где в результате окончательного распада Золотой Орды появились новые государства. Туда, в Астраханское, Сибирское, Казанское ханства удалились из Восточного Дешт- и Кыпчака искать военного счастья многие Джучиды: Шайбанид Ибак-хан, основатель Тюменского (Сибирского) ханства; Тука-Тимурид, сын Мухам мад-хана; Касым-хан, правитель Астрахани; хан Большой орды Ахмад (в 1480 г. он стоял на р. Угре против войск Ивана III, и это «стояние» стало последним актом ликвидации монголо-татарского ига на Руси, а в следующем году был убит своими противниками106) и другие.
Территориальный рост и возможности политического укрепления Казахского ханства базировались, несомненно, на внутреннем состоянии казахского общества, на процессах хозяйственного, социального, этнополитичес- кого развития средневекового Казахстана, по существу идентичных тем, что лежали в основе образования самого государства. Следует подчеркнуть, что отмеченные выше определенные явления хозяйственного подъема в XIV—XV вв. в оседло-земледельческих центрах Южного Казахстана и скотоводческом хозяйстве степных районов усиливали рост хозяйственных связей между ними и создавали возможность объединения их в одном государстве. Хозяйственные связи и основанные на них культурные контакты населения отдельных районов средневекового Казахстана между собой (а также с населением соседних стран), воздействие этих контактов на общественную жизнь становились все более заметными и прочными. Издавна развивавшиеся оседло-земледельческое и городское хозяйства Южного Казахстана занимали значительное место в обеспечении потребностей населения районов кочевого и полукочевого скотоводства Казахстана продуктами земледелия и предметами ремесленного производства, хотя во многом хозяйство населения Восточного Дешт-и Кыпчака и Жетысу оставалось замкнутым. Влияние экономического спроса и самой степной культуры на развитие ремесел, формы керамики, металлических и других изделий, на способы изготовления их, на формирование особых приемов в строительстве жилья, общественных зданий подтверждено многочисленными данными археологических исследований. Еще большее влияние оказывали городские центры юга Казахстана на жизнь в степи: на уровень развития скотоводческого хозяйства, обеспечивая спрос на его продукцию, домашние ремесла, на укрепление политической, государственной организации степного населения, на распространение среди степной феодальной верхушки письменности и книжного образования.
Казахские ханы, стремившиеся вслед за ханами Ак-Орды и Абулхайр- ханом объединить территории Восточного Дешт-и Кыпчака, Туркестана и Жетысу в рамках одного государства, отражали интересы не только степного, но и оседло-земледельческого населения Южного Казахстана. Действия первых казахских ханов, направленные на упрочение их государств, были поддержаны знатью казахских родов и племен, они отразили интересы этого господствующего социального слоя казахского общества. В условиях развала ханства Абулхайра и Могулистана знать стремилась к укреплению государственной власти путем поддержки наиболее перспективного претендента на власть: таковыми оказались первые казахские ханы, и они оправдали надежды кочевой знати. Развернувшаяся в последней трети XV в. борьба вышла за рамки только междоусобной борьбы джучидских потомков различных линий. Эта борьба приняла характер экономического и политического соперничества как в Дешт-и Кыпчаке, так и в городах Туркестана двух группировок кочевой родоплеменной знати — казахской и узбекской, поддерживавших различные линии Джучидов. В этот период происходило этническое разграничение разных политических группировок, отдельные представители которых переходили от одного хана к другому — противнику первого. Казахские ханы обладали несомненной реальной силой, имели прочную опорную базу в западной части Жетысу, вокруг них сплотились многочисленные массы кочевников. Даже по данным прошайбанидских источников, их военные силы превосходили силы Мухаммада Шайбани. И хотя указанные в источниках цифры неточны, явно преувеличены (известна характерная черта средневековых авторов — приуменьшать наличие военных сил у своих покровителей, во имя которых писались их сочинения, и преувеличивать силы их противников, дабы подчеркнуть величие «победы» первых), все же они в какой-то степени отражают истину. У Мухаммада Шайбани для борьбы за власть в степи фактически не оказалось реальной силы: на первом этапе борьбы, до его ухода в Мавераннахр, его поддержала незначительная часть кочевой знати и ему пришлось ограничиться только соперничеством за овладение присырдарьинской территорией.
Население Южного Казахстана было связано с обитателями обширных территорий Восточного Дешт-и Кыпчака и Жетысу не только традициями хозяйственно-политического и культурного развития, но и этногенетичес- ким родством, общими этнополитическими судьбами. Здесь жили в XV—XVI вв., судя по данным письменных источников и археологическим материалам, кыпчаки, канглы, конграты, аргыны, мангыты, дуглаты, джалаиры, представители других казахских родов и племен. Присоединение к Казахскому ханству территории региона Каратау и части сырдарьинских городов и их оазисов явилось ключом успеха казахских ханов к объединению страны в целом. Вся история становления Казахского ханства, его укрепления, дальнейшая судьба, история взаимотношений казахских правителей с южными среднеазиатскими соседями — Тимуридами в конце XIV—XV вв., а в последующее время с Шайбанидами в XV—XVI вв., Аштарханидами в XVII в., связана с присырдарьинскими городами. Включение территории этих городов Средней Сырдарьи в Казахское ханство имело первостепенное значение для его упрочения. Однако, в условиях средневекового общества процессы объединения этнической территории народа осуществлялись в ходе длительных войн с правителями соседних государств, причинявших значительные бедствия простому народу. В частности, присырдарьинские города, расположенные на стыке степей Казахстана, населенных кочевыми и полукочевыми скотоводческими племенами, и оседло-земледельческими оазисами Средней Азии, были узлом не только мирных торговых связей, этнополитичес- ких и этнокультурных контактов населения, но и частых военных столкновений правителей Восточного Дешт-и Кыпчака, Мавераннахра и Жетысу, Могулистана в целом. Длительные войны на территории сырдарьинских городов вели к разорению местного населения, упадку городского хозяйства, разрушению ирригационной сети, сокращению земледелия. Единая в естественно-географическом, хозяйственном отношении и исторических судьбах территория городов бассейна Средней Сырдарьи и Каратау то и дело оказывалась разорванной между различными государствами, что тормозило экономическое и культурное развитие этих городов и их оазисов. Военные действия, грабительские набеги противников нару шали торговлю и отрицательно сказывались на экономическом положении и степных скотоводческих районов. Тем не менее, действия казахских правителей, боровшихся за включение территории Южного Казахстана и Жетысу в Казахское ханство, объективно имели положительные последствия. В Казахском ханстве уже в последней трети XV в. впервые начался процесс политического государственного объединения многих этнических групп, составлявших казахскую народность и обитавших на значительной части территории Казахстана. В отличие от Ак- Орды, государства Абулхайра, Могулистана Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую базу: впервые не только после монгольского завоевания территории Казахстана, но и с домонгольского времени в одном государстве началось объединение многих казахских родов и племен, в том числе и издавна населявших Жетысу. Процесс этот был продолжен в начале XVI в. Хотя подвижность кочевых и полукочевых казахских племен, превратность их военно-политических судеб часто делали неустойчивыми границы их обитания, все же образование самостоятельного казахского государства способствовало значительной стабилизации положения в регионе, росту хозяйства, восстановлению контактов кочевого скотоводческого и оседлого земледельческого населения, что в совокупности содействовало процессу завершения длительного этапа этнической консолидации казахов и формирования их этнической территории. Но образование и последующее укрепление Казахского ханства имело значение не только для исторических судеб казахов Восточного Дешт-и Кып- чака, Южного Казахстана (Туркестана) и Жетысу. Оно важно было и для киргизов Притяньшанья, уйгуров Восточного Туркестана, т.е. для народов Могулистана в целом. Появление в Западном Жетысу нового политического объединения ускорило отделение всего Жетысу от владений могульских ханов, а последующее укрепление Казахского ханства на рубеже XV—XVI вв., завершение этнического формирования Старшего жуза в составе казахской народности, формирование киргизской народности окончательно ликвидировали власть могульских правителей на территории Жетысу и Притяньшанья и фактически привели, наряду с другими причинами, к распаду Могулистана, оформлению самостоятельной государственности его народов: киргизской в Киргизстане, уйгурской в Восточном Туркестане. 5. УПРОЧЕНИЕ ВЛАСТИ КАЗАХСКИХ ХАНОВ В ЖЕТЫСУ События последней трети XV в., рубежа XV-XVI вв. стали определяющими и в этнополитических судьбах той части кочевого «узбекского» населения Восточного Дешт-и Кыпчака, что переселилась в Среднюю Азию и унесла туда имя «узбек», передав его как этноним одной из наиболее крупных среднеазиатских народностей. Объединение казахских родов и племен в составе нового государства — Казахского ханства — шло сложным путем, иногда мирным, чаще в столкновениях с правителями тех государств, в подданстве которых находились казахи до начала 2-й половины XV в. Первым государством, с правителями которого основатели казахского ханства Жаныбек-хан и Гирей-хан вступили в тесные, причем союзные, дру жественные отношения, был Могулистан. Основа для этих отношений определилась еще до фактического образования ханства вскоре после прибытия казахов Гирея и Жаныбека в Западное Жетысу в конце 50-х годов XV в., и довольно длительное время они оставались весьма прочными. Мухаммад Хайдар пишет, что «дружественные и мирные отношения» между казахами и могулами поддерживались со времени Есен-Буга-хана (ум. в 1462 г.) вплоть до начала правления Абд ар-Рашид-хана107,т.е. до 30-х годов XVI в. Хотя на самом деле они неоднократно прерывались войнами и усобицами, борьбой за земли в Жетысу и Туркестане, тем не менее, на первом этапе правители нового политического объединения в силу отмеченных выше причин не встретили противодействия со стороны могулистанского хана. Значительная часть территории Жетысу перешла под власть казахских владетелей фактически без его сопротивления. Взаимосвязи и взаимоотношения казахских племен Жетысу с населением других районов средневекового Казахстана, т.е. с такими этнополитическими общностями, как узбеки-шайбаниды, узбеки-казахи (собственно казахи), ман- гыты (ногайцы), были, как правило, традиционно мирными и выступали как связи и отношения государств Могулистана и Ак-Орды, Могулистана и ханства Абулхайра. Эти государства имели довольно тесные политические контакты, интересы их во многом совпадали, особенно в отражении захватнической политики Тимура и Тимуридов, ойратских (калмакских) феодалов'08. Со второй половину XV в., когда казахи Юго-Восточного Казахстана постепенно вышли из-под власти могулистанских ханов, объединились с казахами других районов в единое государство — Казахское ханство, внешнеполитические отношения казахов и населения остальной части Могулистана становятся межгосударственными и для казахов Жетысу. Общность этнического происхождения, исторических судеб, традиционность дружественных отношений объясняют, почему последующий переход населения Юго-Восточного Казахстана из-под власти ханов одной династии (Чагатаидов Могулистана) под власть ханов другой династии (Джучидов - потомков ханов Ак-Орды) не вызвал больших осложнений. Образование Казахского ханства в Жетысу оказало огромное влияние на исторические судьбы местного населения Юго-Восточного Казахстана. Последующее быстрое укрепление этого государства, возникшего на базе казахских племен, как прибывших из Восточного Дешт-и Кыпчака и Туркестана, так и местных, жетысуских, отразило стремление населения этих районов и Юго-Восточного Казахстана к собственной государственности, отразило внутренние этнополитические и социально-экономические процессы развития кочевого, полукочевого и оседлого населения всего региона. Успешная деятельность первых казахских ханов по созданию самостоятельного политического объединения на территории Западного Жетысу и последующее его укрепление, постепенное включение в него этнических территорий казахов всего Жетысу (наряду с Восточным Дешт-и Кыпчаком и Туркестаном) отражали тяготение местных казахских племен Жетысу к родственным казахским племенам и родам остальной территории средневекового Казахстана. Об этом говорит и факт незатруднительного взаимного перемещения этнических групп из одного жуза в другой в пору завершения их формирования, таковы, например, упомянутые в источниках перекочевки из Могулистана в подданство Абулхайра-хана племен калучи и булгачи109, появление явно из Жетысу сре ди подданных этого хана племенных групп под названием уйшин (ушун, уй- сын, уйсун)110, перемещение из Жетысу на каком-то этапе кереев в Средний жуз111, перемещение подданных первых казахских ханов из Центрального и Южного Казахстана на Чу и Талас, обратное движение в «Могулистан», т.е. в Жетысу и на Тянь-Шань, племенных групп «могулов», уведенных в Кашга- рию Султан Са’ид-ханом в 1514 г.112 и многие другие факты. Образование Казахского ханства обеспечило по существу мирный переход племен Жетысу под власть правителей казахов. Возникновение единой государственности казахов послужило одним из важных факторов завершения формирования казахских жузов, народности в целом. Как и в предшествующее время, во второй половине XV в. население Юго-Восточного Казахстана продолжало быть тесно связанным с населением других районов Казахстана узами хозяйственных, этнических и политических отношений, причем теперь уже не только внешних, но и внутригосударственных отношений. Имея в прошлом много общего в исторических судьбах, имея давние связи, население Юго-Восточного Казахстана вступило теперь в еще более тесные контакты с населением остальных районов средневекового Казахстана. Завершение обособления племен Старшего жуза наряду с формированием казахской народности и образованием Казахского ханства в Западном Жетысу явились главной причиной ликвидации власти могулистанских правителей над Юго-Восточным Казахстаном. Это обособление можно видеть в борьбе казахских племен Жетысу против феодального гнета, засилья ханской власти могулистанских Чагатаидов, выражавшейся, конечно, в стихийных формах: откочевках, уходе под власть соседних правителей. В источниках эту борьбу можно также видеть в фактах неповиновения могульскому хану родовых вождей-феодалов, о чем не раз упоминает Мухаммад Хавдар. Борьба местного населения за самостоятельное государственное, этническое, хозяйственное развитие в неразвитых общественных условиях средневековья, особенно в кочевом обществе, проявлялась опосредованно, например, в политической ориентации кочевого и полукочевого населения и его племенных и родовых вождей на того или иного крупного, сильного в данный момент хана. Простые труженики легко шли за вождями кочевых родов и племен, которые часто решались на смену своих верховных сюзеренов в поисках большей независимости или более прочного покровительства у более удачливого хана — в данном случае, вместо слабого могульского хана, к тому же потерявшего интерес к Жетысу, они переходили к предприимчивым казахским ханам. В условиях частых феодальных войн и усобиц, фактического распада Могулистана оставшееся по сути дела без верховного правителя Жетысу и населявшие его казахские племена легко перешли под власть ханов из другой, джучидской, линии Чингизидов. Для жетысуских казахских племен это была смена не только династийного подданства, но и, главное, объединение с этнически родственными группами казахов, прибывшими из Южного и Центрального Казахстана, а позднее — и с казахским населением всех других территорий Казахстана"3. Важную роль в процессе ликвидации власти могульских ханов в Юго-Восточном Казахстане сыграл общий упадок и развал Могулистана во второй половине XV — начале XVI вв. Отмеченные выше факты, вызвавшие ранее, к середине XV в., ослабление государства, проявились еще с большей силой и отчетливостью в этот период. Причины распада были самого различного характера, как внутренние, так и внешние, как социально-экономические, так и этнополитические, причем они часто настолько переплетались, что их трудно разделить на такого рода категории. Например, образование Казахского ханства было бы внешним фактором по отношению к распаду Могулистана, но оно связано и с внутренними процессами в самом Могулистане, а именно — с этническим формированием казахов Среднего жуза, киргизской народности, их стремлением к обособлению, а также с целым комплексом других социальных условий жизни местного населения. Следует подчеркнуть, что говорить о распаде Могулистана — это значит говорить о ликвидации власти могульских ханов чагатайской династии на территории Юго-Восточного Казахстана и современной Киргизии, т.е. в Жеты- су, в долинах Тянь-Шаня, в Прииссыккулье, так как эти явления равнозначны, поскольку указанные территории являлись основными районами Могулистана. Процесс распада Могулистана, начавшийся за несколько десятилетий до образования Казахского ханства, особенно усилился с середины XV в. Он составил основное содержание истории Могулистана во второй половине XV— начале XVI вв.114. Распад этого государства обусловливался различными причинами и, прежде всего, постоянно нестабильным внутриполитическим положением Могулистана. Феодальная раздробленность, отсутствие прочного централизованного управления государством, фактически никогда не прекращавшиеся феодальные смуты и усобицы, рост экономической и политической независимости крупных представителей феодального класса, в частности дуглатских владетелей Кашгарии, противоречия и борьба между оседлой и кочевой феодальной знатью, а также усилившееся сопротивление народных масс гнету со стороны феодальных кругов — все это ослабляло позиции могульского хана. Основные усилия Есен-Буга-хана в последние годы его правления были направлены на подавление сопротивления феодальной верхушки, особенно правителей Кашгарии, а также на пресечение неоднократных попыток Тимуридов Мавераннахра утвердить правителем Могулистана своего ставленника (в лице брата Есен-Буги — Юнус-султана). Сложилось то самое положение, о котором Махмуд бен Вали писал, что «в фундаменте правления Есен-Буга-хана обнаружилась трещина»115. Фактически до последних лет своей жизни Есен-Буга-хан не смог одолеть многих отложившихся от него в самом начале его правления предводителей родов и племен - калучи и булгачи, чорас и барин, бекчиков-канглы и дугла- тов, кончи и других116. Часть из них удалилась за пределы Могулистана (во владения Абулхайр-хана и к калмакам), другие же, хоть и признали со времени Есен-Бугу, но «все они не повиновались хану надлежащим образом», по словам Мухаммад Хайдара, и в последующее время117. Вторгавшийся неоднократно на территорию Юго-Западного Могулистана еще при жизни брата Юнус-султан не замедлил привлечь некоторых из мятежных феодалов на свою сторону. Среди них Мухаммад Хайдар называет Мир Ибрахима бекчика (кан- глы), Мир Хаджи кончи, Сансиз-мирзу Дуглата и других118. После смерти Есен-Буга-хана лишь небольшая часть эмиров Кашгарии осталась на стороне сына и наследника Дост- Мухаммад-хана (умер в Аксу в 873 г.х., 1468—1469 гг.) и еще меньше на стороне сына последнего — Кебек-султана (убит в Турфане около 1472 г.). Юнус, занявший в середине 60-х годов юго-западную часть Могулистана (районы, прилегающие к Фергане и Ташкенту), к 1472 г. подчинил и Кашгарию с прилегающими территориями Могулистана119, но практически неудачными оказались его попытки утвердить власть над населением Юго-Восточного Казахстана. На результатах действий Юнус-хана по подчинению северных областей Могулистана негативно сказывалось отношение к нему многих местных феодалов, за долгие годы фактического безвластия в стране привыкших к независимости и самостоятельной внешнеполитической ориентации. Многие из вождей жетысуских родов и племен постепенно перешли на сторону казахских владетелей. Помимо отмеченных выше факторов обособления Жетысу от Могулистана, можно назвать еще одну из причин неудачи Юнус-хана в этом краю. Это, неоднократно подчеркиваемое автором «Та’рих-и Рашиди», нежелание Юнус- хана, получившего воспитание и долго жившего в городах Ирана и Средней Азии, жить в кочевой степи, по старому обычаю могульских ханов120. С приходом Юнус-хана к власти в Могулистане усилилась борьба оседлой и кочевой знати. Юнус-хан переносит свои интересы на территории к западу от Могулистана — на Ташкент, Сайрам, Фергану. В этом отчетливо проявились социально-экономические и политические мотивы, побудившие Юнус-хана, помимо его личного стремления, искать возможности утверждения в оседлоземледельческих и городских центрах. На Юнус-хана оказывала воздействие та часть могульской феодальной верхушки, которая стремилась обеспечить себе извлечение устойчивых доходов из постоянной эксплуатации оседлоземледельческого и городского населения путем взимания твердых, регулярных налогов, что не всегда было возможно осуществить среди кочевников- скотоводов. Стремление такого рода к захвату городов и извлечению из них прибыли было издавно присуще кочевой знати, так как земля в городе, в оседлых земледельческих районах приносила больше дохода, чем в кочевых121. Поэтому среди феодальной знати кочевых государств всегда находились группы, толкавшие ханов на прочное завоевание оседло-земледельческих районов и длительную эксплуатацию их населения; другая же часть знати стремилась к временным грабительским налетам, набегам и грабежам при сохранении кочевого образа жизни. Противоречия внутри господствующей феодальной верхушки ослабляли государство. Эти противоречия вылились в фактический раскол аристократии: часть ее перестала признавать Юнус-хана правителем и в 1484 г. вместе с его сыном удалилась в восточные районы государства, населенные киргизскими племенами122. В Кашгарии обособилось независимое владение Абу Бекра Дуглата (1480-1514 гг.). В северной части Могулистана все прочнее становилась власть казахских ханов, все большее число родов и племен со своей этнической территорией входило в состав их государства. Несомненно, существенную роль в распаде Могулистана сыграла хозяйственная и политическая обособленность основных районов Могулистана - Жетысу и Притяньшанья. Обособление территорий казахского, киргизского Притяньшанья от населенной уйгурами Манглай-Субе — Кашгарии (чаще бывшей в зависимом положении от Могулистана, а нередко и самостоятельной, чем составлявшей единое политическое целое с Могулистаном) вызывалось различием естественно-географических условий, хозяйственных, этно- политических и этнокультурных традиций и связей населения составлявших Могулистан областей. Территориально обособленное Жетысу отличалось от ДРУГИХ районов Могулистана своеобразием хозяйственного развития, замкнутым производственным циклом, сочетавшим кочевое и полукочевое скотоводство в определенных рамках местных маршрутов сезонных кочевий с земледелием. Хозяйственное общение с Восточным Туркестаном хотя и существовало издавна, было все же ограниченно в силу географического положения областей. Район Жетысу в хозяйственном, торговом отношении, а через него — культурном, этнополитическом общении больше тяготел к Южному, Центральному и Восточному Казахстану и Средней Азии, чем через труднопроходимые горные перевалы — к Восточному Туркестану. Это общение шло через древний путь традиционных экономических связей Южного Казахстана, Средней Азии и Жетысу — через самый оживленный отрезок «великого шелкового пути» до поворота его к Иссык-Кулю. То, что Могулистан основывался на двух, иногда на трех, хозяйственно и этнически обособленных частях (племена, составившие Старший жуз казахов в Жетысу, киргизы в долинах Тянь-Шаня и Прииссыккулье, уйгуры в Восточном Туркестане), делало его слабым на протяжении всей истории; особо важную роль сыграл этот факт на заключительном этапе существования Могулистана как государства. Тенденция дальнейшего этнического развития, формирования народностей в каждом из этих районов объективно вызывала необходимость образования самостоятельных государств, которые и обособляются во второй половине XV — начале XVI вв.; казахские племена Жетысу в виде этнополитического и этнохозяйственного объединения — Старшего жуза — в Казахском ханстве; киргизские племена — в политическом объединении Ахмад Алаша-хана и Мухаммад Киргиза; уйгуры Восточного Туркестана — в государстве Могулия, во главе с потомками ханов распавшегося Могулистана, но на местной этнической основе. Что касается Казахского ханства, то оно постепенно укреплялось. В течение десятилетия после Есен-Буга-хана положение Жаныбека и Гирея в Жетысу значительно упрочилось. Кроме бежавших от засилья Абулхайр-хана и кочевых феодалов казахских родов и племен из Центрального и Южного Казахстана, им подчинялась и определенная часть местного населения. Именно в это десятилетие образовалось и стало набирать силу Казахское ханство, но уже первые шаги его основателей по укреплению государства проходили в сложной внешнеполитической обстановке. Хотя могульские правители уже в 60-х годах на некоторое время потеряли из-за своих внутренних неурядиц, главным образом, борьбы за власть в Кашгарии и юго-западных районах Могулистана, возможность вмешиваться в ход событий в Жетысу, но и помимо них у казахских владетелей оказались два сильных противника - Абулхайр- хан на западных границах нового политического образования и ойратские (калмакские) тайши — на восточных.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |