Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Укрепление Казахского ханства в последней трети XV В. 2 страница




Опираясь на свои владения в Жетысу, сплотив не только откочевавших из ханства Абулхайра (т.е. из Центрального и Южного Казахстана) казахов, но и часть жетысуских племен и родов, ханы Жаныбек и Гирей, Бурундук и Султан Касым в последней трети XV в. закрепились на значительной части Южного Казахстана и подчинили своей власти многие степные районы.

Фактически военные действия в борьбе за власть между двумя линиями Джучидов - Шайбанидами и казахскими ханами в течение трех последних десятилетий XV в. не выходили за пределы Туркестана и Каратау. Однако в целом борьба в этом регионе отражала борьбу за власть над населением степ­ных районов Восточного Дешт-и Кипчака. Обладая ключевыми позициями в

Жетысу, северной части Туркестана, предгорьях Каратау, низовьях Сырда­рьи, казахские ханы постепенно подчиняли себе многие степные роды и пле­мена. Мухаммад Шайбани фактически не смог в эти годы выйти за пределы Туркестана, утвердившись к концу столетия лишь в его южной части.

К концу XV в. закончился, таким образом, важный этап в деятельности первых казахских ханов, имевший большое значение для укрепления Казахс­кого государства в целом. В длительной борьбе с Шайбанидами они воспре­пятствовали восстановлению их власти в рамках бывшего ханства Абулхайра. Мухаммад Шайбани в 1500 году с частью подвластных ему кочевых узбеков ушел в Мавераннахр, где, опираясь на завоеванные им города южной части Туркестана, направил свои завоевательные устремления на тимуридское го­сударство104.

Шайбаниды в последующем претендовали на земли Казахстана, но безус­пешно, они окончательно потеряли власть над его населением.

Со временем из Восточного Дашт-и Кыпчака были вытеснены и многие другие Джучиды.

К концу XV в. государство казахских ханов значительно укрепилось, рас­ширились его первоначальные границы. В него вошли, помимо Жетысу, от­меченные выше города и оазисы в Южном Казахстане, район Каратау с при­легающими степными территориями, низовья Сырдарьи и Северное Приара- лье, значительная часть Центрального Казахстана. Расширялись владения и в Жетысу.

Упадок Могулистана на рубеже XV-XVI вв. (временно усилившийся Ах- мад-хан вскоре потерпел вместе с братом поражение от Шайбани-хана и умер) способствовал окончательному уходу Жетысу из-под власти могульскихха- нов-чагатаидов, что создало возможность постепенного включения в Казах­ское ханство казахского населения этого района.

Мухаммад Хайдар писал, что «в продолжение времени до девятьсот соро­кового года (1533-1534 гг.) казахи всецело владычествовали в большей части Узбекистана» (т.е. в Восточном Дешт-и Кыпчаке)105. Все более широкое рас­пространение получал этноним «казахи», вбиравший в себя многие этничес­кие группы присоединенных казахских территорий, фактически уже давно ставшие одной народностью. Однако это был лишь первый этап укрепления Казахского ханства. Борьба правителей этого государства с Мухаммадом Шайбани, уже правителем Мавераннахра, за Южный Казахстан продолжа­лась и в начале XVI в. Долгие годы в первой половине XVI в. повторялись и попытки могульских ханов, власть которых сосредоточилась в Восточном Туркестане (Кашгарии), отобрать у казахских ханов Жетысу.

Усиление Казахского ханства в конце XV в. было определенно связано с политической обстановкой того времени как в самом Казахстане, так и в со­седних областях Средней Азии, Сибири, Поволжье: распадом ханства Абул­хайра и Могулистана; ослаблением власти Тимуридов в Мавераннахре и от­крывшейся возможностью ухода туда части кочевых родов и племен, или частей племен во главе с Мухаммадом Шайбани; общим нестабильным поло­жением на западных и северных границах казахских степей, где в результате окончательного распада Золотой Орды появились новые государства. Туда, в Астраханское, Сибирское, Казанское ханства удалились из Восточного Дешт- и Кыпчака искать военного счастья многие Джучиды: Шайбанид Ибак-хан, основатель Тюменского (Сибирского) ханства; Тука-Тимурид, сын Мухам мад-хана; Касым-хан, правитель Астрахани; хан Большой орды Ахмад (в 1480 г. он стоял на р. Угре против войск Ивана III, и это «стояние» стало после­дним актом ликвидации монголо-татарского ига на Руси, а в следующем году был убит своими противниками106) и другие.

Территориальный рост и возможности политического укрепления Казах­ского ханства базировались, несомненно, на внутреннем состоянии казахс­кого общества, на процессах хозяйственного, социального, этнополитичес- кого развития средневекового Казахстана, по существу идентичных тем, что лежали в основе образования самого государства.

Следует подчеркнуть, что отмеченные выше определенные явления хо­зяйственного подъема в XIV—XV вв. в оседло-земледельческих центрах Юж­ного Казахстана и скотоводческом хозяйстве степных районов усиливали рост хозяйственных связей между ними и создавали возможность объединения их в одном государстве. Хозяйственные связи и основанные на них культурные контакты населения отдельных районов средневекового Казахстана между собой (а также с населением соседних стран), воздействие этих контактов на общественную жизнь становились все более заметными и прочными. Издавна развивавшиеся оседло-земледельческое и городское хозяйства Южного Ка­захстана занимали значительное место в обеспечении потребностей населе­ния районов кочевого и полукочевого скотоводства Казахстана продуктами земледелия и предметами ремесленного производства, хотя во многом хозяй­ство населения Восточного Дешт-и Кыпчака и Жетысу оставалось замкну­тым.

Влияние экономического спроса и самой степной культуры на развитие ремесел, формы керамики, металлических и других изделий, на способы из­готовления их, на формирование особых приемов в строительстве жилья, общественных зданий подтверждено многочисленными данными археологи­ческих исследований. Еще большее влияние оказывали городские центры юга Казахстана на жизнь в степи: на уровень развития скотоводческого хозяй­ства, обеспечивая спрос на его продукцию, домашние ремесла, на укрепле­ние политической, государственной организации степного населения, на рас­пространение среди степной феодальной верхушки письменности и книжно­го образования.

Казахские ханы, стремившиеся вслед за ханами Ак-Орды и Абулхайр- ханом объединить территории Восточного Дешт-и Кыпчака, Туркестана и Жетысу в рамках одного государства, отражали интересы не только степно­го, но и оседло-земледельческого населения Южного Казахстана.

Действия первых казахских ханов, направленные на упрочение их госу­дарств, были поддержаны знатью казахских родов и племен, они отразили интересы этого господствующего социального слоя казахского общества. В условиях развала ханства Абулхайра и Могулистана знать стремилась к ук­реплению государственной власти путем поддержки наиболее перспективно­го претендента на власть: таковыми оказались первые казахские ханы, и они оправдали надежды кочевой знати. Развернувшаяся в последней трети XV в. борьба вышла за рамки только междоусобной борьбы джучидских потомков различных линий. Эта борьба приняла характер экономического и полити­ческого соперничества как в Дешт-и Кыпчаке, так и в городах Туркестана двух группировок кочевой родоплеменной знати — казахской и узбекской, поддерживавших различные линии Джучидов. В этот период происходило этническое разграничение разных политических группировок, отдельные представители которых переходили от одного хана к другому — противни­ку первого. Казахские ханы обладали несомненной реальной силой, имели прочную опорную базу в западной части Жетысу, вокруг них сплотились многочисленные массы кочевников. Даже по данным прошайбанидских ис­точников, их военные силы превосходили силы Мухаммада Шайбани. И хотя указанные в источниках цифры неточны, явно преувеличены (извес­тна характерная черта средневековых авторов — приуменьшать наличие военных сил у своих покровителей, во имя которых писались их сочине­ния, и преувеличивать силы их противников, дабы подчеркнуть величие «победы» первых), все же они в какой-то степени отражают истину. У Мухаммада Шайбани для борьбы за власть в степи фактически не оказа­лось реальной силы: на первом этапе борьбы, до его ухода в Мавераннахр, его поддержала незначительная часть кочевой знати и ему пришлось огра­ничиться только соперничеством за овладение присырдарьинской терри­торией.

Население Южного Казахстана было связано с обитателями обширных территорий Восточного Дешт-и Кыпчака и Жетысу не только традициями хозяйственно-политического и культурного развития, но и этногенетичес- ким родством, общими этнополитическими судьбами. Здесь жили в XV—XVI вв., судя по данным письменных источников и археологическим материалам, кыпчаки, канглы, конграты, аргыны, мангыты, дуглаты, джалаиры, предста­вители других казахских родов и племен.

Присоединение к Казахскому ханству территории региона Каратау и час­ти сырдарьинских городов и их оазисов явилось ключом успеха казахских ханов к объединению страны в целом. Вся история становления Казахского ханства, его укрепления, дальнейшая судьба, история взаимотношений ка­захских правителей с южными среднеазиатскими соседями — Тимуридами в конце XIV—XV вв., а в последующее время с Шайбанидами в XV—XVI вв., Аштарханидами в XVII в., связана с присырдарьинскими городами. Включе­ние территории этих городов Средней Сырдарьи в Казахское ханство имело первостепенное значение для его упрочения.

Однако, в условиях средневекового общества процессы объединения этнической территории народа осуществлялись в ходе длительных войн с правителями соседних государств, причинявших значительные бедствия простому народу. В частности, присырдарьинские города, расположен­ные на стыке степей Казахстана, населенных кочевыми и полукочевыми скотоводческими племенами, и оседло-земледельческими оазисами Сред­ней Азии, были узлом не только мирных торговых связей, этнополитичес- ких и этнокультурных контактов населения, но и частых военных столк­новений правителей Восточного Дешт-и Кыпчака, Мавераннахра и Жеты­су, Могулистана в целом. Длительные войны на территории сырдарьинс­ких городов вели к разорению местного населения, упадку городского хо­зяйства, разрушению ирригационной сети, сокращению земледелия. Еди­ная в естественно-географическом, хозяйственном отношении и истори­ческих судьбах территория городов бассейна Средней Сырдарьи и Кара­тау то и дело оказывалась разорванной между различными государства­ми, что тормозило экономическое и культурное развитие этих городов и их оазисов. Военные действия, грабительские набеги противников нару шали торговлю и отрицательно сказывались на экономическом положе­нии и степных скотоводческих районов.

Тем не менее, действия казахских правителей, боровшихся за включение территории Южного Казахстана и Жетысу в Казахское ханство, объективно имели положительные последствия. В Казахском ханстве уже в последней трети XV в. впервые начался процесс политического государственного объе­динения многих этнических групп, составлявших казахскую народность и обитавших на значительной части территории Казахстана. В отличие от Ак- Орды, государства Абулхайра, Могулистана Казахское ханство имело более широкую и прочную этническую базу: впервые не только после монгольско­го завоевания территории Казахстана, но и с домонгольского времени в од­ном государстве началось объединение многих казахских родов и племен, в том числе и издавна населявших Жетысу. Процесс этот был продолжен в начале XVI в.

Хотя подвижность кочевых и полукочевых казахских племен, преврат­ность их военно-политических судеб часто делали неустойчивыми границы их обитания, все же образование самостоятельного казахского государства способствовало значительной стабилизации положения в регионе, росту хо­зяйства, восстановлению контактов кочевого скотоводческого и оседлого земледельческого населения, что в совокупности содействовало процессу завершения длительного этапа этнической консолидации казахов и форми­рования их этнической территории.

Но образование и последующее укрепление Казахского ханства имело значение не только для исторических судеб казахов Восточного Дешт-и Кып- чака, Южного Казахстана (Туркестана) и Жетысу. Оно важно было и для киргизов Притяньшанья, уйгуров Восточного Туркестана, т.е. для народов Могулистана в целом. Появление в Западном Жетысу нового политического объединения ускорило отделение всего Жетысу от владений могульских ха­нов, а последующее укрепление Казахского ханства на рубеже XV—XVI вв., завершение этнического формирования Старшего жуза в составе казахской народности, формирование киргизской народности окончательно ликвиди­ровали власть могульских правителей на территории Жетысу и Притяньша­нья и фактически привели, наряду с другими причинами, к распаду Могули­стана, оформлению самостоятельной государственности его народов: кир­гизской в Киргизстане, уйгурской в Восточном Туркестане.

5. УПРОЧЕНИЕ ВЛАСТИ КАЗАХСКИХ ХАНОВ В ЖЕТЫСУ

События последней трети XV в., рубежа XV-XVI вв. стали определяю­щими и в этнополитических судьбах той части кочевого «узбекского» населе­ния Восточного Дешт-и Кыпчака, что переселилась в Среднюю Азию и унес­ла туда имя «узбек», передав его как этноним одной из наиболее крупных среднеазиатских народностей.

Объединение казахских родов и племен в составе нового государства — Казахского ханства — шло сложным путем, иногда мирным, чаще в столкно­вениях с правителями тех государств, в подданстве которых находились каза­хи до начала 2-й половины XV в.

Первым государством, с правителями которого основатели казахского ханства Жаныбек-хан и Гирей-хан вступили в тесные, причем союзные, дру жественные отношения, был Могулистан. Основа для этих отношений опре­делилась еще до фактического образования ханства вскоре после прибытия казахов Гирея и Жаныбека в Западное Жетысу в конце 50-х годов XV в., и довольно длительное время они оставались весьма прочными. Мухаммад Хай­дар пишет, что «дружественные и мирные отношения» между казахами и мо­гулами поддерживались со времени Есен-Буга-хана (ум. в 1462 г.) вплоть до начала правления Абд ар-Рашид-хана107,т.е. до 30-х годов XVI в. Хотя на са­мом деле они неоднократно прерывались войнами и усобицами, борьбой за земли в Жетысу и Туркестане, тем не менее, на первом этапе правители ново­го политического объединения в силу отмеченных выше причин не встретили противодействия со стороны могулистанского хана. Значительная часть тер­ритории Жетысу перешла под власть казахских владетелей фактически без его сопротивления.

Взаимосвязи и взаимоотношения казахских племен Жетысу с населением других районов средневекового Казахстана, т.е. с такими этнополитическими общностями, как узбеки-шайбаниды, узбеки-казахи (собственно казахи), ман- гыты (ногайцы), были, как правило, традиционно мирными и выступали как связи и отношения государств Могулистана и Ак-Орды, Могулистана и хан­ства Абулхайра. Эти государства имели довольно тесные политические кон­такты, интересы их во многом совпадали, особенно в отражении захватничес­кой политики Тимура и Тимуридов, ойратских (калмакских) феодалов'08. Со второй половину XV в., когда казахи Юго-Восточного Казахстана постепен­но вышли из-под власти могулистанских ханов, объединились с казахами дру­гих районов в единое государство — Казахское ханство, внешнеполитические отношения казахов и населения остальной части Могулистана становятся межгосударственными и для казахов Жетысу. Общность этнического проис­хождения, исторических судеб, традиционность дружественных отношений объясняют, почему последующий переход населения Юго-Восточного Ка­захстана из-под власти ханов одной династии (Чагатаидов Могулистана) под власть ханов другой династии (Джучидов - потомков ханов Ак-Орды) не выз­вал больших осложнений.

Образование Казахского ханства в Жетысу оказало огромное влияние на исторические судьбы местного населения Юго-Восточного Казахстана. Пос­ледующее быстрое укрепление этого государства, возникшего на базе казах­ских племен, как прибывших из Восточного Дешт-и Кыпчака и Туркестана, так и местных, жетысуских, отразило стремление населения этих районов и Юго-Восточного Казахстана к собственной государственности, отразило внут­ренние этнополитические и социально-экономические процессы развития кочевого, полукочевого и оседлого населения всего региона. Успешная дея­тельность первых казахских ханов по созданию самостоятельного полити­ческого объединения на территории Западного Жетысу и последующее его укрепление, постепенное включение в него этнических территорий казахов всего Жетысу (наряду с Восточным Дешт-и Кыпчаком и Туркестаном) отра­жали тяготение местных казахских племен Жетысу к родственным казахским племенам и родам остальной территории средневекового Казахстана. Об этом говорит и факт незатруднительного взаимного перемещения этнических групп из одного жуза в другой в пору завершения их формирования, таковы, напри­мер, упомянутые в источниках перекочевки из Могулистана в подданство Абулхайра-хана племен калучи и булгачи109, появление явно из Жетысу сре ди подданных этого хана племенных групп под названием уйшин (ушун, уй- сын, уйсун)110, перемещение из Жетысу на каком-то этапе кереев в Средний жуз111, перемещение подданных первых казахских ханов из Центрального и Южного Казахстана на Чу и Талас, обратное движение в «Могулистан», т.е. в Жетысу и на Тянь-Шань, племенных групп «могулов», уведенных в Кашга- рию Султан Са’ид-ханом в 1514 г.112 и многие другие факты.

Образование Казахского ханства обеспечило по существу мирный пере­ход племен Жетысу под власть правителей казахов. Возникновение единой государственности казахов послужило одним из важных факторов заверше­ния формирования казахских жузов, народности в целом. Как и в предше­ствующее время, во второй половине XV в. население Юго-Восточного Ка­захстана продолжало быть тесно связанным с населением других районов Казахстана узами хозяйственных, этнических и политических отношений, причем теперь уже не только внешних, но и внутригосударственных отноше­ний. Имея в прошлом много общего в исторических судьбах, имея давние связи, население Юго-Восточного Казахстана вступило теперь в еще более тесные контакты с населением остальных районов средневекового Казахста­на.

Завершение обособления племен Старшего жуза наряду с формировани­ем казахской народности и образованием Казахского ханства в Западном Же­тысу явились главной причиной ликвидации власти могулистанских правите­лей над Юго-Восточным Казахстаном. Это обособление можно видеть в борь­бе казахских племен Жетысу против феодального гнета, засилья ханской вла­сти могулистанских Чагатаидов, выражавшейся, конечно, в стихийных фор­мах: откочевках, уходе под власть соседних правителей. В источниках эту борьбу можно также видеть в фактах неповиновения могульскому хану родо­вых вождей-феодалов, о чем не раз упоминает Мухаммад Хавдар.

Борьба местного населения за самостоятельное государственное, этни­ческое, хозяйственное развитие в неразвитых общественных условиях сред­невековья, особенно в кочевом обществе, проявлялась опосредованно, на­пример, в политической ориентации кочевого и полукочевого населения и его племенных и родовых вождей на того или иного крупного, сильного в данный момент хана. Простые труженики легко шли за вождями кочевых родов и племен, которые часто решались на смену своих верховных сюзере­нов в поисках большей независимости или более прочного покровительства у более удачливого хана — в данном случае, вместо слабого могульского хана, к тому же потерявшего интерес к Жетысу, они переходили к предприимчивым казахским ханам. В условиях частых феодальных войн и усобиц, фактическо­го распада Могулистана оставшееся по сути дела без верховного правителя Жетысу и населявшие его казахские племена легко перешли под власть ханов из другой, джучидской, линии Чингизидов. Для жетысуских казахских пле­мен это была смена не только династийного подданства, но и, главное, объе­динение с этнически родственными группами казахов, прибывшими из Юж­ного и Центрального Казахстана, а позднее — и с казахским населением всех других территорий Казахстана"3.

Важную роль в процессе ликвидации власти могульских ханов в Юго-Во­сточном Казахстане сыграл общий упадок и развал Могулистана во второй половине XV — начале XVI вв. Отмеченные выше факты, вызвавшие ранее, к середине XV в., ослабление государства, проявились еще с большей силой и отчетливостью в этот период. Причины распада были самого различного ха­рактера, как внутренние, так и внешние, как социально-экономические, так и этнополитические, причем они часто настолько переплетались, что их труд­но разделить на такого рода категории. Например, образование Казахского ханства было бы внешним фактором по отношению к распаду Могулистана, но оно связано и с внутренними процессами в самом Могулистане, а именно — с этническим формированием казахов Среднего жуза, киргизской народно­сти, их стремлением к обособлению, а также с целым комплексом других социальных условий жизни местного населения.

Следует подчеркнуть, что говорить о распаде Могулистана — это значит говорить о ликвидации власти могульских ханов чагатайской династии на тер­ритории Юго-Восточного Казахстана и современной Киргизии, т.е. в Жеты- су, в долинах Тянь-Шаня, в Прииссыккулье, так как эти явления равнознач­ны, поскольку указанные территории являлись основными районами Могу­листана.

Процесс распада Могулистана, начавшийся за несколько десятилетий до образования Казахского ханства, особенно усилился с середины XV в. Он составил основное содержание истории Могулистана во второй половине XV— начале XVI вв.114. Распад этого государства обусловливался различными при­чинами и, прежде всего, постоянно нестабильным внутриполитическим по­ложением Могулистана. Феодальная раздробленность, отсутствие прочного централизованного управления государством, фактически никогда не пре­кращавшиеся феодальные смуты и усобицы, рост экономической и полити­ческой независимости крупных представителей феодального класса, в част­ности дуглатских владетелей Кашгарии, противоречия и борьба между осед­лой и кочевой феодальной знатью, а также усилившееся сопротивление на­родных масс гнету со стороны феодальных кругов — все это ослабляло пози­ции могульского хана. Основные усилия Есен-Буга-хана в последние годы его правления были направлены на подавление сопротивления феодальной вер­хушки, особенно правителей Кашгарии, а также на пресечение неоднократ­ных попыток Тимуридов Мавераннахра утвердить правителем Могулистана своего ставленника (в лице брата Есен-Буги — Юнус-султана). Сложилось то самое положение, о котором Махмуд бен Вали писал, что «в фундаменте прав­ления Есен-Буга-хана обнаружилась трещина»115.

Фактически до последних лет своей жизни Есен-Буга-хан не смог одолеть многих отложившихся от него в самом начале его правления предводителей родов и племен - калучи и булгачи, чорас и барин, бекчиков-канглы и дугла- тов, кончи и других116. Часть из них удалилась за пределы Могулистана (во владения Абулхайр-хана и к калмакам), другие же, хоть и признали со време­ни Есен-Бугу, но «все они не повиновались хану надлежащим образом», по словам Мухаммад Хайдара, и в последующее время117. Вторгавшийся неоднок­ратно на территорию Юго-Западного Могулистана еще при жизни брата Юнус-султан не замедлил привлечь некоторых из мятежных феодалов на свою сторону. Среди них Мухаммад Хайдар называет Мир Ибрахима бекчика (кан- глы), Мир Хаджи кончи, Сансиз-мирзу Дуглата и других118. После смерти Есен-Буга-хана лишь небольшая часть эмиров Кашгарии осталась на стороне сына и наследника Дост- Мухаммад-хана (умер в Аксу в 873 г.х., 1468—1469 гг.) и еще меньше на стороне сына последнего — Кебек-султана (убит в Турфане около 1472 г.). Юнус, занявший в середине 60-х годов юго-западную часть Могулистана (районы, прилегающие к Фергане и Ташкенту), к 1472 г. подчи­нил и Кашгарию с прилегающими территориями Могулистана119, но практи­чески неудачными оказались его попытки утвердить власть над населением Юго-Восточного Казахстана. На результатах действий Юнус-хана по подчи­нению северных областей Могулистана негативно сказывалось отношение к нему многих местных феодалов, за долгие годы фактического безвластия в стране привыкших к независимости и самостоятельной внешнеполитической ориентации. Многие из вождей жетысуских родов и племен постепенно пере­шли на сторону казахских владетелей.

Помимо отмеченных выше факторов обособления Жетысу от Могулиста­на, можно назвать еще одну из причин неудачи Юнус-хана в этом краю. Это, неоднократно подчеркиваемое автором «Та’рих-и Рашиди», нежелание Юнус- хана, получившего воспитание и долго жившего в городах Ирана и Средней Азии, жить в кочевой степи, по старому обычаю могульских ханов120. С при­ходом Юнус-хана к власти в Могулистане усилилась борьба оседлой и коче­вой знати. Юнус-хан переносит свои интересы на территории к западу от Могулистана — на Ташкент, Сайрам, Фергану. В этом отчетливо проявились социально-экономические и политические мотивы, побудившие Юнус-хана, помимо его личного стремления, искать возможности утверждения в оседло­земледельческих и городских центрах. На Юнус-хана оказывала воздействие та часть могульской феодальной верхушки, которая стремилась обеспечить себе извлечение устойчивых доходов из постоянной эксплуатации оседло­земледельческого и городского населения путем взимания твердых, регуляр­ных налогов, что не всегда было возможно осуществить среди кочевников- скотоводов. Стремление такого рода к захвату городов и извлечению из них прибыли было издавно присуще кочевой знати, так как земля в городе, в оседлых земледельческих районах приносила больше дохода, чем в кочевых121. Поэтому среди феодальной знати кочевых государств всегда находились груп­пы, толкавшие ханов на прочное завоевание оседло-земледельческих райо­нов и длительную эксплуатацию их населения; другая же часть знати стре­милась к временным грабительским налетам, набегам и грабежам при сохра­нении кочевого образа жизни. Противоречия внутри господствующей фео­дальной верхушки ослабляли государство. Эти противоречия вылились в фак­тический раскол аристократии: часть ее перестала признавать Юнус-хана правителем и в 1484 г. вместе с его сыном удалилась в восточные районы госу­дарства, населенные киргизскими племенами122. В Кашгарии обособилось не­зависимое владение Абу Бекра Дуглата (1480-1514 гг.). В северной части Мо­гулистана все прочнее становилась власть казахских ханов, все большее чис­ло родов и племен со своей этнической территорией входило в состав их госу­дарства.

Несомненно, существенную роль в распаде Могулистана сыграла хозяй­ственная и политическая обособленность основных районов Могулистана - Жетысу и Притяньшанья. Обособление территорий казахского, киргизско­го Притяньшанья от населенной уйгурами Манглай-Субе — Кашгарии (чаще бывшей в зависимом положении от Могулистана, а нередко и самостоятель­ной, чем составлявшей единое политическое целое с Могулистаном) вызыва­лось различием естественно-географических условий, хозяйственных, этно- политических и этнокультурных традиций и связей населения составлявших Могулистан областей. Территориально обособленное Жетысу отличалось от ДРУГИХ районов Могулистана своеобразием хозяйственного развития, зам­кнутым производственным циклом, сочетавшим кочевое и полукочевое ско­товодство в определенных рамках местных маршрутов сезонных кочевий с земледелием. Хозяйственное общение с Восточным Туркестаном хотя и су­ществовало издавна, было все же ограниченно в силу географического поло­жения областей. Район Жетысу в хозяйственном, торговом отношении, а че­рез него — культурном, этнополитическом общении больше тяготел к Юж­ному, Центральному и Восточному Казахстану и Средней Азии, чем через труднопроходимые горные перевалы — к Восточному Туркестану. Это обще­ние шло через древний путь традиционных экономических связей Южного Казахстана, Средней Азии и Жетысу — через самый оживленный отрезок «великого шелкового пути» до поворота его к Иссык-Кулю.

То, что Могулистан основывался на двух, иногда на трех, хозяйственно и этнически обособленных частях (племена, составившие Старший жуз каза­хов в Жетысу, киргизы в долинах Тянь-Шаня и Прииссыккулье, уйгуры в Восточном Туркестане), делало его слабым на протяжении всей истории; особо важную роль сыграл этот факт на заключительном этапе существова­ния Могулистана как государства. Тенденция дальнейшего этнического раз­вития, формирования народностей в каждом из этих районов объективно вы­зывала необходимость образования самостоятельных государств, которые и обособляются во второй половине XV — начале XVI вв.; казахские племена Жетысу в виде этнополитического и этнохозяйственного объединения — Стар­шего жуза — в Казахском ханстве; киргизские племена — в политическом объединении Ахмад Алаша-хана и Мухаммад Киргиза; уйгуры Восточного Туркестана — в государстве Могулия, во главе с потомками ханов распавше­гося Могулистана, но на местной этнической основе.

Что касается Казахского ханства, то оно постепенно укреплялось. В тече­ние десятилетия после Есен-Буга-хана положение Жаныбека и Гирея в Же­тысу значительно упрочилось. Кроме бежавших от засилья Абулхайр-хана и кочевых феодалов казахских родов и племен из Центрального и Южного Ка­захстана, им подчинялась и определенная часть местного населения. Именно в это десятилетие образовалось и стало набирать силу Казахское ханство, но уже первые шаги его основателей по укреплению государства проходили в сложной внешнеполитической обстановке. Хотя могульские правители уже в 60-х годах на некоторое время потеряли из-за своих внутренних неурядиц, главным образом, борьбы за власть в Кашгарии и юго-западных районах Мо­гулистана, возможность вмешиваться в ход событий в Жетысу, но и помимо них у казахских владетелей оказались два сильных противника - Абулхайр- хан на западных границах нового политического образования и ойратские (калмакские) тайши — на восточных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.