Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Именной указатель 48 страница




Поворотным пунктом развития становится подчинение всех сексуальных влечений примату гениталий, подчинение сексуальности функции продолжения человеческого рода. До этого существовала как бы рассеянная, анархическая сексуальная жизнь. Переход к прегенитальным организациям (оральной и садистско-анальной) знаменует собой, согласно З. Фрейду, смягчение сексуальности.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ (УДОВОЛЬСТВИЕ) – эмоциональная реакция, обусловленная раздражением эрогенной зоны, сексуальной стимуляцией и нарастающим напряжением, предшествующим половому акту.

 

 

Предварительное наслаждение может быть достигнуто человеком при рассматривании обнаженного тела, объятиях, поцелуях, ласках, эрогенном стимулировании различных органов и других визуальных и тактильных проявлениях, вызывающих нарастание эротического возбуждения и напряжения. Наслаждение повышает напряжение, которое дает силу моторной энергии, доводящей половой акт до своего завершения.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд сравнил предварительное наслаждение с тем, которое доставляется инфантильным сексуальным влечением. Исходя из этого, он провел различие между предварительным наслаждением, являющимся как бы прелюдией к разрядке сексуальной энергии, и конечным наслаждением, доставляющим полное удовольствие от сексуальной деятельности. В отличие от предварительного наслаждения, которое может быть получено и на ранних инфантильных стадиях психосексуального развития, конечное наслаждение предполагает генитальную организацию, связанную с наступлением половой зрелости. По словам З. Фрейда, формула для новой функции эрогенных зон гласит: «ими пользуются для того, чтобы при посредстве получаемого от них, как и в инфантильной жизни, предварительного наслаждения сделать возможным наступление большего наслаждения от удовлетворения».

Связь предварительного наслаждения с инфантильной сексуальностью имеет свои и позитивные, и негативные последствия. В первом случае предварительное наслаждение способствует нарастанию напряжения, непосредственно ведущего к осуществлению полового акта. Во втором случае предварительное наслаждение чревато опасностью для возможности достижения нормальной сексуальной цели. Как замечал З. Фрейд, эта опасность наступает тогда, когда «в каком-нибудь месте подготовительных сексуальных процессов предварительное наслаждение становится слишком большим, а соответствующее напряжение слишком незначительным». Если путь достижения полного удовольствия сокращается и соответствующий подготовительный акт занимает место сексуальной цели, то отпадает сила влечения к тому, чтобы продолжать сексуальный процесс. В условиях, способствующих фиксации, легко создается навязчивость, препятствующая нарастанию предварительного наслаждения, ведущего к нормальному половому акту. Речь идет о перверсиях, представляющих собой остановку на подготовительных актах сексуального процесса.

Предварительное наслаждение рассматривалось З. Фрейдом не только в плане достижения удовольствия от сексуальной деятельности, но и с точки зрения обретения удовольствия от эстетических переживаний, связанных с остроумием, юмором, чтением художественных произведений и посещением театров, на подмостках которых разыгрываются драматические страсти. Так, в работе «Художник и фантазирование» (1908) З. Фрейд писал о том, что одна из техник поэтического искусства состоит в смягчении эгоистических грез и как бы подкупе читателя или зрителя эстетической привлекательностью происходящего. Такую привлекательность он назвал заманивающей премией или предварительным удовольствием. По его мнению, «все эстетическое удовольствие, доставляемое нам художником, носит характер такого предварительного удовольствия, а подлинное наслаждение от художественного произведения возникает из снятия напряженностей в нашей душе».

 

ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ – понятие, использовавшееся в классическом психоанализе для обозначения психических процессов, отличных от сознательных и бессознательных. З. Фрейд не считал предсознательные процессы бессознательными в собственном смысле этого слова. Он располагал их ближе к сознанию, хотя и не отождествлял с сознательными процессами.

 

 

В понимании З. Фрейда психика человека состоит из трех систем: сознание, предсознание и бессознательное. Каждая из них характеризуется соответствующими процессами, отличными друг от друга. Различие между предсознанием и бессознательным не менее существенно, чем различие между сознанием и бессознательным.

Основная предпосылка психоанализа – это разделение психики на сознание и бессознательное. Каждый психический акт начинается как бессознательный. Он может остаться таковым или дойти до сознания, стать сознательным. Если он не наталкивается на сопротивление, то его переход в сознание не составляет труда. Если на его пути стоит некая преграда, то само по себе бессознательное не может попасть в поле сознания.

Исходя из подобного понимания, З. Фрейд выделил два вида бессознательного: одно, которое имеет возможность само по себе перейти в сознание, и другое, которому доступ в сознание закрыт вследствие наличия некой силы, названной в психоанализе сопротивлением.

С помощью психоаналитической техники можно прекратить действие сопротивления, и тогда бессознательные процессы удается перевести в сознание. Состояние, в котором эти процессы находились до осознания, З. Фрейд назвал вытеснением.

Таким образом, в психоанализе идет речь о двух видах бессознательного: о латентном (скрытом) бессознательном, которое может быть осознано, и о вытесненном бессознательном, недоступном для осознания без соответствующей психоаналитической техники. Первый вид бессознательного З. Фрейд назвал предсознательным, второй – бессознательным.

Основатель психоанализа подчеркивал, что о бессознательном, как таковом, следует говорить в описательном смысле. При описании человеческой психики достаточно разделять ее на сознание и бессознательное. При рассмотрении же динамики перехода психических процессов из одной системы в другую следует проводить различие между бессознательным и предсознательным.

Для характеристики топического, то есть пространственного, соотношения психических системам З. Фрейд использовал следующую аналогию. Систему бессознательного можно сравнить с большой передней комнатой. К этой передней примыкает другая, более узкая комната или гостиная. На пороге между двумя комнатами стоит страж, который подвергает цензуре все психические процессы и не пропускает в гостиную те из них, которые ему не нравятся. Находящиеся в передней психические процессы недоступны взору сознания, находящегося в конце гостиной. Если эти процессы добираются до порога гостиной, но страж их отвергает, то они оказываются неспособными проникнуть в сознание. Это – вытесненные бессознательные процессы, которые так и остаются в передней. Но и психические процессы, которые страж пропускает через порог, не обязательно становятся сознательными. Их можно назвать предсознательными. Предсознательные процессы становятся сознательными лишь тогда, когда привлекают к себе взор сознания.

Бессознательное состоит из такого «материала», который остается неизвестным для человека. Оно включает в себя лишь предметное представление о чем-то. Предсознательное же характеризуется соединением предметного представления со словесным. Оно соотнесено с языком и, следовательно, доступно осознанию. В этом, по мнению, З. Фрейда, состоит основное различие между бессознательным и предсознательным.

Предсознательное доступно сознанию: будучи неосознанным, воспоминание о чем-то может быть оживлено в памяти человека. В отличие от предсознательного вытесненное бессознательное оторвано от сознания. Воспоминание о чем-то не проникает в сознание, так как в психике человека нарушена связь между прошлым и настоящим.

Выявление различий между предсознательным и бессознательным имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Задача психоаналитического лечения состоит в том, чтобы заполнить пробелы в воспоминаниях больного.

Здоровый человек способен восстановить в своей памяти события прошлого, последовательно пробегая мысленным взором по следам воспоминаний. У невротика, находящегося во власти не предсознательного, а вытесненного бессознательного, нарушена логическая связь между прошлым и настоящим. Его незнание становится патогенным, то есть вызывающим такие сомнения, мучения и страдания, которые ведут к психическому расстройству.

Психоанализ ориентирован на выявление смысла бессознательных процессов. Вытесненное бессознательное переводится в предсознательное, а затем в сознание. В результате этого восстанавливаются нарушенные внутренние связи между прошлым и настоящим. Психоанализ способствует превращению патогенного незнания в нормальное знание того, чем обусловлено страдание человека. Тем самым появляется возможность для переосмысления стратегии жизни и сознательного разрешения тех внутренних конфликтов, предшествующее бессознательное разрешение которых привело к бегству в болезнь.

В описательном смысле предсознательное бессознательно. В динамическом отношении оно отличается от вытесненного бессознательного. Чтобы избежать двусмысленности в понимании бессознательного, З. Фрейд ввел буквенные обозначения для различных систем: БСЗ (бессознательное), ПСЗ (предсознательное) и СЗ (сознание). Отчасти это способствовало устранению путаницы в использовании понятия бессознательного.

В работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд выдвинул предположение, согласно которому часть сознания является бессознательной. По его собственному выражению, это так называемое третье бессознательное не совпадает ни с предсознанием, ни с вытесненным бессознательным. В результате двусмысленность бессознательного оборачивается многосмысленным характером неосознаваемой психической деятельности.

Тем не менее З. Фрейд настаивал на том, что различие систем бессознательного, предсознательного и сознания является единственным лучом, освещающим потемки человеческой психики. Оно имеет важное значение с точки зрения понимания динамики протекания психических процессов и возможности осуществления психоаналитического лечения как превращения патогенного бессознательного в сознание.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – образ ранее воспринятого человеком предмета, явления или созданный его воображением.

 

 

В отличие от традиционного понимания представления как субъективного восприятия объекта сознанием З. Фрейд проводил различия между патогенными и непатогенными представлениями, сознательными, предсознательными и бессознательными представлениями, предметными и словесными представлениями.

В совместно написанной с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895) З. Фрейд обратил внимание на особенность патогенных представлений: общей характерной чертой этих представлений является, по его мнению, то, что все они «мучительны, пригодны для вызова аффектов стыда, упрека, психической боли, ощущения ущербности». Человек не хочет переживать такие представления, они вытесняются из его сознания и сами по себе не возвращаются в воспоминаниях. Задача аналитической терапии состоит в том, чтобы с помощью психической работы преодолеть сопротивление ассоциации, направить внимание больного на исконные следы представления. При этом З. Фрейд исходил из того, что «правильные связи отдельных представлений друг с другом и с непатогенными, часто воспринимаемыми представлениями, имеются, вовремя осуществляются и сохраняются в памяти» и что «патогенные психические представления оказываются собственностью интеллекта, который не обязательно уступает интеллекту нормальному».

В «Толковании сновидений» (1900) З. Фрейд использовал понятие «бессознательные целевые представления». Обсуждая проблему сновидений, он отмечал, что можно отказаться от известных нам целевых представлений, но с исчезновением последних появляются неизвестные целевые представления, которые обусловливают течение нежелательных представлений. Интенсивности отдельных представлений способны переходить с одного на другое, в результате чего могут образовываться представления, обладающие очень высокой степенью интенсивности. Это имеет место, в частности, при процессе сгущения, характерном для работы сновидения. Однако, используя понятие «бессознательные целевые представления» З. Фрейд замечал, что неизвестные целевые представления все же неправильно называть бессознательными. В дальнейших своих работах он размышлял о представлениях как психически выраженных проявлениях влечений человека. Вместе с тем, апеллируя к бессознательным влечениям, он оговаривал, что сам термин «бессознательные влечения» – это не более как терминологическая небрежность, поскольку в действительности в психоанализе речь идет не о влечениях как таковых, а о соответствующих представлениях.

В статье «Некоторые замечания о понятии бессознательного в психоанализе» (1912) З. Фрейд обосновал необходимость различать сознательные и бессознательные представления. Под сознательным он понимал такое представление, которое имеется в нашем сознании и нами воспринимается. Под бессознательным – скрытое представление, если имеется основание признавать, что оно присутствует в душевной жизни человека. С точки зрения З. Фрейда, «бессознательное представление есть такое представление, которое мы не замечаем, но присутствие которого мы должны тем не менее признать на основании посторонних признаков и доказательств». Наличие бессознательных представлений особенно характерно для душевной жизни истерических больных: именно они способствуют возникновению невротических симптомов, поскольку, как считал З. Фрейд, над истерическим мышлением «властвуют бессознательные представления».

В понимании З. Фрейда бессознательные представления не могут быть осознаны человеком, так как этому противится некая сила. Психоанализ предлагает такие технические средства, благодаря которым можно прекратить действие сопротивляющей силы и сделать бессознательные представления сознательными. Состояние, в котором бессознательные представления находятся до осознания, З. Фрейд назвал вытеснением, а силу, приведшую к вытеснению и поддерживающую его, – сопротивлением.

В работе «Бессознательное» (1915) З. Фрейд соотнес бессознательные представления с предметными, а сознательные – одновременно с предметными и словесными представлениями. В дальнейшем, уточняя природу и специфику бессознательных представлений, он провел различие между бессознательными и предсознательными представлениями. Он исходил из того, что действительное различие между ними состоит в том, что бессознательные представления возникают на каком-то материале, остающемся неизвестным, в то время как предсознательные представления соединяются со словесными представлениями, являющимися остатками воспоминаний.

Внося уточнения в данное понимание соответствующих представлений, в работе «Я и Оно» (1924) З. Фрейд подчеркнул важную роль словесных представлений в душевной жизни человека, благодаря которым внутренние мыслительные процессы становятся восприятиями. Если бессознательные представления являются предметными, то в предсознательных представлениях обнаруживается непосредственная связь между предметными и словесными представлениями, что дает возможность перевода предсознательных представлений в сознательные. Из подобного понимания природы бессознательных и предсознательных представлений вытекало психоаналитическое учение о познании бессознательного. Как полагал З. Фрейд, вопрос «Как что-то осознается?» целесообразнее переформулировать и поставить в форме вопроса «Как что-то предсознается?». В этом случае ответ на поставленный вопрос будет таков: «Путем связи с соответствующими словесными представлениями».

Поскольку словесные представления являются, согласно З. Фрейду, остатками воспоминаний, то есть когда-то они были восприятиями, то, как и все остатки воспоминаний, они могут быть снова осознаны. Поэтому терапевтическая задача по осознанию вытесненных бессознательных представлений состоит в восстановлении аналитической работой предсознательных представлений, в рамках которых устанавливается необходимая связь между предметными и словесными представлениями. Отсюда специфика психоанализа как метода лечения невротических заболеваний путем «разговора аналитика с пациентом», в процессе которого у пациента восстанавливаются нарушенные связи между словесными и предметными представлениями.

 

ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ – использование психоаналитических идей и концепций в различных сферах теоретического знания и практического действия людей.

 

 

В зарубежной и отечественной научной литературе принято проводить различие (не соответствующее представлениям З. Фрейда) между клиническим психоанализом, имеющим дело с психическими заболеваниями и предполагающим соответствующую работу с пациентами, и прикладным психоанализом. Последний ассоциируется, как правило, с использованием психоаналитических идей и концепций в сферах философии, социологии, экономики, политики, педагогики, религии, искусства, включая изучение различных проявлений индивидуального и коллективного бессознательного, биографии ученых, политиков, писателей, художников.

В основе возникновения прикладного психоанализа лежит исследовательская деятельность З. Фрейда. Уже на первоначальных стадиях становления и развития психоанализа как такового выдвинутые им представления о бессознательной деятельности человека нашли свое отражение не только в клинической практике, но и при интерпретации художественных произведений. Так, в письмах к берлинскому врачу В. Флиссу, написанных З. Фрейдом в 90-х годах ХIХ века, содержатся размышления, относящиеся к своеобразной трактовке таких мировых шедевров, как «Царь Эдип» Софокла и «Гамлет» Шекспира, что получило свое дальнейшее развитие в его первом фундаментальном психоаналитическом труде «Толкование сновидений» (1900) и в последующих его работах. В дальнейшем он уделил значительное внимание психоаналитическому пониманию остроумия, первобытной религии, искусства, культуры в целом, чему был посвящен ряд работ, знаменовавших собой начало развития того, что сегодня принято называть прикладным психоанализом. К их числу относятся такие работы, как «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Художник и фантазирование» (1905), «Бред и сны в «Градиве» И. Иенсена» (1907), «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и др. Как подчеркивал З. Фрейд, целью подобного рода исследований является разъяснение с позиций психоанализа «связи между внешними событиями и реакциями на них человека посредством деятельности влечений».

Многие последователи З. Фрейда стали использовать психоаналитические идеи и концепции в биографических (патографических) исследованиях, при осмыслении истории становления и развития культуры, политического и общественного устройства, что способствовало становлению прикладного психоанализа в качестве специфической деятельности, выходящей за рамки клинического анализа, медицины. Тем самым в современной психоаналитической литературе утвердилось деление на клинический и прикладной психоанализ.

Однако следует иметь в виду, что З. Фрейд считал подобное деление психоанализа на клинический и прикладной не корректным. В работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) он обратил внимание на то, что «в реальности граница проходит между научным психоанализом и его применением (в медицинской и немедицинской областях)». В этом смысле клинический психоанализ также является прикладным, основанным на использовании психоаналитических идей и концепций в процессе терапевтической деятельности.

 

ПРИЛИПЧИВОСТЬ ЛИБИДО – свойство или качество либидо, способствующее закреплению фиксации сексуальной энергии на каком-либо объекте или стадии психосексуального развития и затрудняющее изменение ее направленности на новые объекты или иные стадии развития.

 

 

Данное свойство или качество либидо имело у З. Фрейда различное терминологическое обозначение, включая «прилипчивость» (Haftbarkeit), «цепкость» (Zahigkeit), «вязкость» (Klebrigkeit). Если придерживаться одного из фрейдовских образных сравнений либидо с потоком жидкости, то в обобщенном виде можно говорить о вязкости либидо. Если исходить из смыслового и содержательного понимания рассмотренных З. Фрейдом процессов, то можно описывать их, как это имеет место в некоторых переведенных на русский язык текстах, в таких понятиях, как «клейкость», «липкость», «прилипчивость». Выбор наиболее приемлемого термина – задача специалистов, которую придется решать при подготовке полного собрания сочинений З. Фрейда на русском языке и последующих справочных изданий по психоанализу.

В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) З. Фрейд обратил внимание на способность либидо задерживаться на подготовительных актах и образовывать из них сексуальные цели, занимающие собой место нормальных целей. Для характеристики этой способности либидо он использовал понятие «фиксация», соотнеся его с предварительными сексуальными целями. В понимании основателя психоанализа наклонность к фиксации поддерживают такие внешние и внутренние условия (дороговизна сексуального объекта, опасность сексуального акта, импотенция), которые затрудняют или отдаляют достижение нормальной сексуальной цели.

В дальнейшей своей исследовательской и терапевтической деятельности З. Фрейд придавал большое значение фиксации сексуальных влечений, вязкости, клейкости, прилипчивости либидо, тому упорству, с которым либидо держится за определенные объекты. В «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/17) он писал: «Прилипчивость либидо кажется нам самостоятельным, индивидуально изменчивым, совершенно неизвестно от чего зависящим фактором, значение которого для этиологии неврозов мы, конечно, не будем больше недооценивать». Чрезмерная и преждевременная прилипчивость, фиксация либидо на каком-то сексуальном объекте является, с точки зрения основателя психоанализа, непременной причиной неврозов. Однако он не считал, что данная способность либидо характерна только и исключительно для людей, страдающих невротическими заболеваниями. В этом отношении З. Фрейд не переоценивал глубину связи прилипчивости либидо с неврозами. Он исходил из того, что такая же прилипчивость либидо встречается при некоторых условиях у нормальных людей и является определяющим фактором для извращенных, которые в каком-то смысле противоположны невротикам и у которых либидо застряло на всю жизнь на ненормальной направленности сексуального влечения или выбора объекта.

В работе «Из истории одного детского невроза» (1918) З. Фрейд высказал несколько соображений по поводу легкой подвижности или неподвижности либидо, составляющих особую характерную черту, свойственную многим нормальным людям. Эти соображения сводились к следующему: во-первых, психоанализу не удалось привести легкую подвижность и неподвижность либидо в связь с другими особенностями психики; во-вторых, свойство подвижности либидо с возрастом заметно уменьшается; в-третьих, это свойство является для психоаналитика одним из показаний «для установления границ возможности психоаналитического воздействия».

Для З. Фрейда прилипчивость либидо сказывается не только при образовании невротических заболеваний, но и при осуществлении аналитической терапии. В работе «Конечный и бесконечный анализ» (1937) он отметил, что в рамках терапевтической деятельности встречаются такие пациенты, для которых характерна особая прилипчивость либидо. В подобных случаях процесс лечения протекает намного медленнее, чем при работе с другими пациентами, потому что они, судя по всему, не могут решиться на перемещение либидо со старого объекта на новый, хотя нет особых причин для такого постоянства.

В теории и практике психоанализа приходится считаться с прилипчивостью, вязкостью, клейкостью, фиксацией либидо. Психоаналитики соотносят с прилипчивостью либидо как возможность возникновения невротических заболеваний, так и те трудности, которые могут иметь место в процессе их аналитического лечения.

 

ПРИНЦИП ИНЕРЦИИ – принцип функционирования психического аппарата, в соответствии с которым приобретаемая им энергия лишается стимулирующей поддержки, а возникающие в нем процессы не только не получают дальнейшего развития, но, напротив, стремятся к возвращению в инертное состояние.

 

 

Понятие принципа инерции было выдвинуто З. Фрейдом на ранней стадии его исследовательской и терапевтической деятельности, в период переосмысления идей и гипотез, предшествующих возникновению психоанализа. Представления об этом принципе содержались в его «Проекте научной психологии» (1895), который в форме отдельных тетрадных записей пересылался берлинскому врачу В. Флиссу (1858–1928), не предназначался для публикации и стал достоянием научной общественности только в 1950 г.

Принцип инерции являлся составной частью размышлений З. Фрейда о нейронах и перемещениях энергии при работе психического аппарата. При постулировании данного принципа он исходил из того, что нейроны стремятся освободиться от энергии. Речь шла не о разрядке накопившейся энергии, а о тенденции избегать возбуждения, связанного с ее накоплением.

С возникновением психоанализа З. Фрейд не возвращался к своей предшествующей нейронной теории. Однако дальнейшее осмысление принципов функционирования психического аппарата сопровождалось выдвижением таких представлений, которые в модифицированном виде отчасти воспроизводили ранее выдвинутые им идеи. Так, в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) основатель психоанализа ввел представление о принципе нирваны, в содержательном отношении напоминающем собой то, что было двадцать пять лет тому назад обозначено им как принцип инерции.

 

ПРИНЦИП НИРВАНЫ – принцип организации психической деятельности, в соответствии с которым доминирующей становится тенденция к уменьшению внутреннего раздражающего напряжения, полному устранению его и достижению состояния покоя.

 

 

Представление о принципе нирваны содержалось в работе З. Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» (1920). Используя выражение английского психоаналитика Барбары Лоу, введенного ею в работе «Психоанализы» (1920), он исходил из того, что принцип нирваны тесно связан с принципом удовольствия и «является одним из наших самых сильных мотивов для уверенности в существовании влечения к смерти». В этом отношении фрейдовское понимание нирваны примыкало к трактовке немецким философом А. Шопенгауэром отрешенности человека от желаний, его ухода от внешнего мира и стремления к обретению внутреннего покоя, что рассматривалось в древнеиндийской философии и религии, особенно в буддизме, в качестве конечной цели, обеспечивающей состояние умиротворенности, блаженства, гармонии, свободы.

В работе «Экономическая проблема мазохизма» (1924) З. Фрейд внес уточнение в свое понимание принципа нирваны. Если первоначально он рассматривал данный принцип как частный случай тенденции к стабильности, стремящейся свести к нулю внутренние возбуждения, отождествил его с принципом удовольствия и поставил его на службу влечения к смерти, то в дальнейшем он пришел к мысли, что такое понимание не может считаться верным. Основатель психоанализа полагал, что имеются приносящие удовольствие напряжения и доставляющие неудовольствие их спады. Удовольствие и неудовольствие не могут быть соотнесены исключительно с ростом или спадом количества раздражающего напряжения. Они зависят не только от количественного, но и от качественного фактора. Поэтому, как считал З. Фрейд, необходимо принимать во внимание то, что принадлежащий к влечению смерти принцип нирваны претерпевает в человеческом существе под воздействием либидо такую трансформацию, благодаря которой он превращается в принцип удовольствия. Следовательно, нет необходимости отождествлять эти два принципа психической деятельности между собой. В конечном счете можно говорить о следующем ряде соотношений: «Принцип нирваны выражает тенденцию влечения смерти, принцип удовольствия представляет притязания либидо, а его модификация, принцип реальности, – влияние внешнего мира».

С точки зрения З. Фрейда, ни один из этих трех принципов не отменяет другого. Они находят общий язык между собой и обладают способностью согласовываться друг с другом. Однако их существование приводит подчас к конфликтам, поскольку конечной целью может быть количественное уменьшение раздражений, качественная их характеристика или отсрочка раздражений и временное предоставление им свободы действия.

Размышления о принципе нирваны нашли свое отражение в некоторых психоаналитических исследованиях, авторы которых пытались по-своему переосмыслить идейное наследие З. Фрейда. Так, в работе «Эрос и цивилизация» (1956) Г. Маркузе писал о том, что «действие инстинкта смерти подчинено принципу нирваны», так как он тяготеет к устойчивой удовлетворенности в состоянии отсутствия ощущения какого-либо напряжения. Это означает, что принцип удовольствия и принцип нирваны, по сути дела, сливаются между собой. В то же время, как считал Г. Маркузе, Эрос может усилиться и поглотить цель влечения к смерти. В этом случае может измениться инстинктивная цель смерти и по мере отступления страдания и нужды способно наступить «примирение принципа нирваны с принципом реальности», в результате чего достигнутое состояние жизни окажется настолько желательным, что сумеет эффективно противостоять бессознательному притяжению, влекущему человека к более раннему состоянию. Словом, как подчеркивал Г. Маркузе, консервативная природа влечений способна успокоиться и смерть перестанет быть инстинктивной целью. Поэтому обвинительным актом цивилизации является не смерть как таковая, что подчас выводится из фрейдовских представлений о принципе нирваны, но смерть в агонии и страданиях, смерть, наступающая до возникновения необходимости и желания умереть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.