Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественное бытие и общественное сознание




Проблематика общественного бытия и общественного сознания – это паспорт социальной философии.

Но маргинальное положение ее вызывает упреки. Вопрос ее статуса надо рассмотреть в круге социальных дисциплин.

Дробление проблематики на частные случаи и эти маленькие проблемы решает в частном порядке. Вопрос что есть бытие уходит на второй план. Однако вопросы бытия и сознания должны решаться в совокупности: нельзя помыслить одного без другого. Это предельно широкая категориальная пара – они всегда соотносительно, одно определяется через другое

Опыт философии связан с полярным разделением материализма и идеализма (XIX век). Решение этих вопросов не предполагает однозначной материалистической или идеалистической позиции, так как бытие сопряжено с мышлением и сознанием. Изначально понятие бытие совпадает с понятиями и явлениями, составляющими человеческое бытие.

В новое время на первый план выходит наука, которая очищена от субъективных форм познания материальной действительности, и которая стремится максимально объективно познать окружающую действительность. Поэтому бытие начинает пониматься предметно - вещно как субстрат что отодвинуло понимание бытия как субстанции.

Сложность в том, что субстанция и субстрат понимаются как тождественные вещи.

Философия рубежа 19-20 века прошла школу идеализма, материализма и позитивизма.

Позитивизм начинается с того, что философ пытается найти место для чистого факта, без субъективного. Они быстро обнаружили невозможность его как такового.

На рубеже XIX=XX веков философия расслоилась на два устойчивых направления:

- тяготение к философии научного знания (философия прагматическая, позитивизма, науки).

- философия человека (своими корнями уходит в философию жизни – жизнь не сводима к человеческому существованию – Ницше, Шопенгауэр) и различие с наукой – она субъективна.

В философии жизни предмет – жизнь – не сводится к человеческой жизни, это предельно широкие понятия,, до разделения мира на субъект и объект. В направлении философии жизни развивается понятие бытия как человеческого бытия (объем его предельно широк, но содержание предельно мало следовательно пустота понятия Бытия). Но именно пустота позволяет сделать его универсальным, это способ помыслить как целое.

Бытие:- целое, человеческое, - смысл культурологи,- смысл социальный

А из человеческого бытия вывод общественных форм.

Сложность: вплоть до нового времени бытие понималось субстратно. Античный человек мифологичен и это все равно будет некоторый носитель бытия, зателесевание бытия, аналог материи для обнаружения в мире бытия как идеальную форму.. Средневековый Бог мыслителя отчасти субстратно. Фейербах говорит о том, что Бог – главный материализм.

Несмотря на то, что бытие понимается субстанционально (причина в самом себе). Эта субстанциональность имеет субстратную основу (подложку).

В новое время представление о сводимости субстанции к субстрату представлялось материй, вещества имеющего протяженность и массой покоя.

Но появляется понимание Общественного бытия как общественное отношение и только. В общественном отношении нет ни грамма вещества. Бытие субстационально и абсолютно несубстратно. Таким образом, бытие и есть сетка канализации общественной энергии. Человек теперь не является стержневой фигурой, ориентируясь на которую, мы поймем, что такое общество. Она относится ко мне, являясь такой же принципиальной силой, как те или иные природные законы. Система общественных отношений обнаруживается как закон не менее сильный чем закон природы. Мы обнаружили силу общественных отношений и мы не сможем существовать без этой сетки общественных отношений.

«Атом – есть зеркало общественной жизни» - Демокрит.

На самом деле это концепция связи и эти связи имеют социальную природу. Атом невозможен без других атомов. Индивид и атом –есть одно и то же – и здесь социальная картина. Свобода здесь достаточно трагична. Пустота – это то, что их – атомы – различает. Пустота это аналог понятия отношений друг с другом.

Само по себе понятие бытия – предельно абстрактная форма. Оно содержит интуицию отношения. Общественные отношения – это обмен деятельность между субъектами по поводу предмета

Производственные отношения – это отношения между людьми, складывающиеся по поводу производства предмета.

Общественные отношения между людьми – это та же самая Демокритова пустота. Но несмотря на то, что они несубстратны, они субстанциональны.

Понятие бытия вообще и общественного бытия в частности, содержит в себе качество как примат положительного.

Коль скоро человек поставлен в условия, когда он вынужден думать о мире, он выберет положительное, даже самый отъявленный злодей. И говоря о бытие, сразу появляется примат положительного.

Теодеция – оправдание Бога, обоснование добра в мире. Человек в силу своей малости не видит связей. Но это добро!

Примат положительного – понимание того, что бытие больше индивида (иногда даже больше общества). Но человек в силу своей малости по отношению к бытию не может видеть всех связей которые существуют в этом мире. Но тем не менее бытие выводит нас на уровень всеобщности, универсальности.

Человек обладает способностью формы может привести бытие к бытию – из потенциального в актуальное. Хайдегер из понимания говорящего бытия к вопрошающему бытию: «человек со временем в жизни учится от удерживания от вопроса». Ведь, когда человек на уровне вопрошания, он стремится к любви этого бытия. Бытие по отношению к человеку не всегда так открыто и дружелюбно по отношению к человеку, Бытие больше человека. Он обязательно примат похожительного, но это достаточно сложная ситуация для человека. Общественное бытие есть непременное и обязательное усилие.

Петрарка: «Человек рожден для усилия, как птица для полета».

Тилих: «Бытие – это мужество быть».

Бытие по Нанси – как нравственная категория. Бытие – предмет человеческой ответственности. Ценность высока, если мы представим то, чего могло и не быть.

Усилие – выбрасывает меня за пределы индивидуальности, показывает мне примат положительного, показывает общность

Бытие – суша, поверхность, экран, на котором разогревается драма человеческой жизни.

Быть мало, надо состоятся.. Инициализации физического рождения мало, так как ты должен дать родиться душе.

Усилие – единственная возможность перевода существования в бытийность.

Можно ли назвать общественное бытие идеальным?

Система общественных отношений не имеет ни грамма вещества, но она объективная и всеобщая, так как втягивает в систему общественных связей.

Отношения общественного бытия и общественного сознания можно решать по разному в зависимости от трактовки общественного бытия – материализм и идеализм

Французские историки: «Мнение правит миром». В основе бытия помимо материи существуют формы, которые не имеют конкретного материального носителя. Общественное мнение обладает определенной объективностью даже по отношению к определенным формам общественного сознания.

Гегель: родовая природа шире природы сознания. Род первичная форма по отношению к индивиду. Сознание существует в суверенной индивидуальной человеческой голове, которая мыслит абсолютно не суверенно. Так как существует например, пространство языка – общее для всех, на языковые формы и структуры всегда навязывают определенные модели. Идея первичности общественного бытия к сознанию может трактоваться в абсолютном ключе, как родовое бытие как инобытие абсолютной идеи. То есть трактовать общественное бытие определенного общественного сознания можно через идеалистическую модель. А как же материалистически мыслить, если субстанциональному «да» субстратно «нет»?

Ленин: «Крестьянин везет хлеб на рынок на продажу. Сознательно ли он это делает? Что он этими действиями развивает? Торговлю, рыночную экономику – капиталистическое общество. Что произойдет с крестьянином? Он станет наемным работником, и средства производства и средства труда не будут ему принадлежать. Þ Крестьянин, который «добровольно» везет на рынок свой хлеб, он совершенно неосознанно разрушает свой уклад. И основная масса будет раскрестьянена, став пролетарием. А исторический пример – Англия, где в результате огораживания крестьяне были просто физически уничтожены».

Мы обнаруживаем, что есть общественные отношения, которые строятся, не проходя через общественное сознание.

Сталкиваемся с формулировкой: сознание присутствует, но не определяет.

С одной стороны в обществе нет таких процессов, в которых бы не участвовал процесс познания. Деятельность человека не целесообразная, а целеполагающая. Человеческий труд включен в процесс сознания. Но мы иногда сталкиваемся с ситуацией, когда сознание не определяет материальный процесс, но присутствует в нем, здесь первичны материальные отношения.

В паре с материальными общественными отношениями, складываются идеологические общественные отношения, складывающие проходя через общественное сознание.

Производственные отношения – с одной стороны, рассуждение о способе производства, производственные отношения или синоним материальных общественных отношений.

Существует основное производственное отношение: отношение между трудом и капиталом. Но нет места, где производственные отношения существуют в чистом виде. Основа капиталистическая. Базис – основное производственное отношение + все складывающиеся, реликтовые уклады.

Производственные отношения могут быть рассмотрены как синоним материальных отношений.

«Производственные отношения первичны, вторичны, третичны и далее» - Маркс говорит, что материальное и духовное пр-во являются составляющими общественного производства

Продукт материального производства = товар = деньги как самый универсальный товар. Духовное пр-во, товар = идея. Потребительская стоимость = содержание, меновая стоимость = процесс отношений.

Общественное производство – производит общество, либо человека в его общественных отношениях. Общество – ансамбль общественных отношений. И если так, то ясно, что духовное производство – это тоже производственное отношение.

Первичные производственные отношения = материальные общественные отношения, а вторичные и третичные = идеологические общественные отношения.

Материальные общественные отношения – складываются, не проходя через сознание – сознание присутствует, но не определяет.

Расовые, этнические отношения – это материальные общественные отношения – те отношения, которые складываются, не проходя через общественное сознание.

Именно эти формы обнаружили Маркс и Энгельс: общественное бытие – это реальный процесс жизни людей. Сознание присутствует в виде целесообразной, целеполагающей деятельности.

Общественное бытие – это всегда вечное становление. В этом вечном становлении, чем ближе к сегодняшнему дню, тем больше значимость сознания.

В современном обществе границы между материальным и идеальным крайне зыбки, особенно объективное и субъективное.

«Наука становится действительной производственной силой». В современном нам обществе: развитая индустрия, и постиндустриальный субъективный фактор становится объективным фактором общественного развития.

Общественное бытие + общественное сознание = неразрывное единство.

Общественное бытие – реальный процесс жизни людей. «Общественное сознание – не что иное, как сознание бытия» - нет никакой небытийной структуры, то, что прошло через сознание и задержалось в нем. Неразрывность бытия и мышления существует в немецкой истории именно из-за языка – немецкого языка.

Одним из инструментов становления является мышление, сознание. Сознание есть завершение процесса сознания любой соц.формы. Теяр де Шарден: «Сознание – крыша мира. Мир сцеплен сверху». Общественное сознание демонстрирует завершение механизма общественной формы. Сознание – то есть завершение строительства каналов, по которым канализируется эта энергия бытия. Сознание – конструирующая общественное бытие форма. Чем ближе к современности, тем больше субъективных форм становится объективными формами общественного развития.

Общественное сознание можно рассмотреть как

- индивидуальное общественное сознание

- общественное сознание общества

- общественное сознание того или иного класса.

Общественное сознание общественно изначально. Общественное сознание первично по отношению к индивидуальному сознанию. Суверенно только общественное сознание, но существует оно в индивидуальной несуверенной голове.

Каждая индивидуальная общественная голова мыслит исключительно несуверенно так как

1) Мы мыслим в языке, я не создаю язык, которым я мыслю, язык дан априори, доопытно.

2) Человек живет в обществе, он постоянно приобретает огромное количество стериотипов, прежде всего осваивая другие мысли. «Волочим на себе обломки чужих сознаний». Предрассудковая форма своего сознания всегда первична. Мое сознание изначально находится в общественной сцепке.

3) Мы живем уже в ставшей культуре

Общественное сознание есть форма становления и развития общественного бытия. Сознание по-разному определяет эту структуру. Общественное сознание является формой для индивидуального, а индивидуальное сознание является формой для общественного, так как есть только индивидуальная голова, нет общественной головы.

у первобытного человека «баранье сознание». «На ранних стадиях общественной жизни оно вплетено в процесс общественной жизни» - единый процесс труда. Танец для шамана – инструмент материальной жизни. Он получается хозяином природы, он входит в диалог с природой. Для индейца – танец – это форма материальной жизни. Простота общественной жизни может быть схвачена синтетической формой сознания. Мифология – попытка выстроить мифы в систему. Миф - эпос. (миф – это историческое явление, все происходит одновременно). Неструктурированное общество схватывается неструктурированным сознанием (мифом). Нет дифференциации общественного бытия и общественного сознания.

Первое собственное общественное разделение труда. Создаются формы общественного сознания – возникают формы общественного сознания:- политика, - право, - религия,- искусство,- мораль- наука.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1458; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.