Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертиза запирающих устройств. 2 страница




Наряду со следами колес фиксируют и следы копыт (подков, лап) животных, используемых для передвижения. Отображение копыт (подков, лап) позволяет судить о виде животного (лошадь, вол, верблюд), признаках походки (дорожка следов ног животного), о направлении и виде движения (шаг, рысь, галоп), об общих и частных признаках копыта или подковы. По этим признакам при благоприятных обстоятельствах осуществляется идентификация животного.

Следы ходовой части транспортного средства фиксируют так же, как следы ног человека. Значительный по протяженности след фотографируют методом линейной панорамы. Отдельно фотографируют участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки делают с применением масштабной линейки. С наиболее четкого участка протектора, где отобразились индивидуализирующие признаки, изготавливают гипсовый слепок.

Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды, так, чтобы было видно месторасположение следов. Затем – сфотографировать сам след, предварительно расправив одежду от складок и поместив рядом со следом масштабную линейку.

Изъятые на месте происшествия слепки и фотоснимки следов ходовой части направляют на экспертное исследование.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

– шиной какой модели оставлен след;

– тип (марка, модель) транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия;

– в каком направлении двигалось транспортное средство, оставившее следы;

– не образован ли след данной шиной;

– какими колесами (передними, задними, правыми, левыми) оставлены следы на одежде потерпевшего.

Если задачей трасологической экспертизы является отождествление по следам ходовой части конкретного (известного) транспортного средства, то основное внимание должно быть обращено на подготовку материалов, необходимых для сравнительного исследования: колес (шин) или их отпечатков (образцов следов). Наилучшим вариантом является представление колеса в сборе, но это не всегда возможно из-за значительного веса и размеров. Не рекомендуется направлять на исследование транспортное средство своим ходом на колесах, в отношении которых должна решаться задача отождествления. Во время пробега частные идентификационные признаки могут быть уничтожены. Поэтому наиболее распространенным вариантом является представление на экспертизу самих пневматических шин или образцов.

Образцы получают с учетом характера следов, подлежащих исследованию: объемные или поверхностные. Для получения объемных следов транспортное средство на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить общие и частные признаки шины (например, влажный песок). При этом получают след длиной в 2-3 оборота колеса. После этого полученные следы внимательно осматривают и затем выбирают два участка, содержащие отображение признаков, аналогичных тем, которые наблюдаются в слепках, изъятых с места происшествия; с этих участков экспериментальных следов изготавливают гипсовые слепки.

Если исследуемые следы поверхностные, то и экспериментальные образцы получают поверхностные. Для этого на участок шины с признаками, аналогичными зафиксированным на месте происшествия, наносят красящее вещество и откопировывают этот участок. Для этого берут типографскую краску, раскатывают ее по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на участок шины.

Если в ходе осмотра совпадающий участок не удалось установить, то получают отпечатки (следы) всего колеса (для этого кистью или пульверизатором наносят слой краски на лист фанеры или на гладкую сухую поверхность асфальта; автомобиль медленно проезжает по окрашенной поверхности, а затем по длинным полосам плотной бумаги, например, по оборотной стороне обоев). И в этом случае желательно получить отпечатки двух-трех оборотов колеса.

Отделившиеся детали и части, обнаруживаемые на месте происшествия, используются для розыска транспортного средства, его идентификации, а также для определения конкретного участка, где произошло происшествие (столкновение, наезд).

Остающиеся при этом на месте происшествия объекты могут быть сгруппированы следующим образом:

– осколки фарного стекла, органического стекла и иных стеклянных составных частей транспортного средства;

– кусочки (частицы) лакокрасочного покрытия;

– обломки частей транспортного средства;

– составные части или крепежные детали отдельных узлов.

Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, модель, марку изделия и в зависимости от этого – модель транспортного средства.

Частицы лакокрасочного покрытия, отделившиеся от транспортного средства, позволяют установить его окраску и включить эти данные в розыскные сведения, а после обнаружения транспортного средства провести трасологическую и материаловедческую экспертизы.

В качестве обломков частей транспортных средств, обнаруживаемых на месте происшествия, чаще всего фигурируют те детали, которые крепятся снаружи автомобиля (боковое наружное зеркало заднего вида, антенна, дополнительная боковая фара, дверная ручка, клык бампера, бампер и другие детали). По форме, конструкции, целевому назначению детали определяют ее вид и в зависимости от этого модель (марку) транспортного средства. После установления транспортного средства проводят его отождествление по отделившейся детали.

Следы выступающих частей транспортного средства являются следами контактного взаимодействия (следами-отображениями). Они образуются при столкновении двух и более транспортных средств; при ударе частями транспортного средства по телу (одежде) пострадавшего (наезд); при переезде через тело человека (переезд); при контакте транспортного средства с объектами окружающей обстановки (столбы, деревья, стены, ограждения и т. п.).

Исследование следов контактного взаимодействия проводится для установления транспортного средства, скрывшегося с места происшествия, а также для восстановления события дорожно-транспортного или иного происшествия, т.е. определения, какими частями и в какой последовательности были оставлены эти следы.

Следы выступающих частей транспортных средств также делятся на следы статические и динамические. Статические следы образуются, когда сила удара гасится в момент контакта. Объемные статические следы отображают внешнее строение следообразующего объекта (детали, части автомобиля) в трех его измерениях. Возникающие при этом на крыльях, кузове, дверцах вмятины повторяют форму оставивших их деталей: бампера, фар, крюков, ручек и т. п. При очень значительном ударе деталь проходит насквозь и оставляет пробоину. По пробоине можно судить лишь приблизительно о величине и контурах оставившей ее детали.

Статические поверхностные следы не связаны с изменением формы и целостности воспринимающей поверхности. Они отображают внешнее строение оставившей их детали в двух измерениях – длина и ширина. Поверхностные следы образуются за счет наслоения (грязи, краски, смазочных материалов) или отслоения (перенос, удаление, откопировка частиц с воспринимающей поверхностью).

Динамические следы возникают в процессе непрекращающегося движения хотя бы одного из транспортных средств. При этом сила удара направляется под некоторым углом и бывает большей, чем сила трения. Динамические следы имеют вид вмятин, разрезов, царапин, соскобов, задиров, наслоений.

Для выявления и анализа следов транспортное средство осматривают в определенной последовательности: сначала осматривается передняя поверхность (облицовка радиатора, капот, фары, бампер, ветровое стекло и т.д.), затем левая боковая поверхность (дверцы, кузов, стекла, покрышки), после этого задняя поверхность (кузов, багажник, номерной знак, осветители и т.д.), затем правая боковая поверхность, после чего крыша и, наконец, нижняя часть транспортного средства, обращенная к дорожному покрытию. Особое внимание обращают на те поверхности транспортного средства, которые участвовали в образовании контактных следов: так, при наезде на пешехода осматривают облицовку радиатора, крылья, фары; при переезде человека-выступающие части переднего и заднего моста, поддон масляного картера, коробку скоростей, карданный вал и т. п.

При анализе следов столкновения транспортных средств исходят из того, что столкновения могут быть:

– встречные – при движении транспортных средств во встречном направлении;

– попутные – при движении транспортных средств в одном направлении;

– угловые – движение транспортных средств под углом друг к другу-

Разновидностью встречного и попутного столкновений является боковое скользящее столкновение, то есть столкновение транспортных средств боковыми сторонами. При боковом скользящем столкновении транспортные средства практически не меняют направление движения (если разница их масс незначительная). Разновидностью углового столкновения является перекрестное столкновение, то есть столкновение под прямым углом (продольные оси столкнувшихся транспортных средств перпендикулярны).

Локализация следов зависит от вида столкновения. Изучая следы, возникающие при дорожно-транспортном происшествии, в первую очередь дифференцируют следы первичного контакта от следов последующего – соударение, опрокидывание и т. п.

Следы первичного контакта при столкновении (вмятины, смещение металла в определенном направлении) возникают от внедрения одного транспортного средства в другое. Участки первичного контакта определяют по местам нахождения наибольшей деформации металла, расположенным в одном направлении.

Большое значение при анализе следов столкновения имеет выделение контрпары следов, то есть участков транспортных средств, взаимодействовавших друг с другом. Подобный анализ позволяет уже в ходе осмотра на месте происшествия составить представление о том, какие следы на одном транспортном средстве оставлены конкретными частями другого транспортного средства. По форме вмятины определяют, какой деталью (частью) она оставлена и в каком направлении двигался объект, оставивший вмятину. При осмотре царапин обращают внимание на их направление. В конце царапины наблюдается отслоение грунтовки, имеющее каплеобразную форму и направленное широким концом в сторону действия силы, вызвавшей отслоение. Трещины, идущие по сторонам каплеобразного отслоения грунтовки, направлены в сторону приложения силы. Посторонние включения, внедрившиеся в царапину (резинка, стекло, краска и т. п.), помогают в установлении участка (детали), оставившего след.

Царапина, идущая параллельно оси автомобиля, указывает на боковой (скользящий) удар. Если она направлена вниз, значит, другой автомобиль, деталь которого оставила царапину, резко сбавил скорость и просел; если царапина направлена вверх, это указывает на резкое снижение скорости (торможение) автомобиля, на котором осталась царапина.

При изучении разреза определяют, какой острой частью (деталью) он мог быть оставлен, в каком направлении двигалась эта деталь (а следовательно, транспортное средство), нет ли на краях разреза краски, грунтовки, иных частиц от детали, причинившей разрез.

Следы от выступающих частей транспортного средства подробно фиксируют в протоколе, отмечая их месторасположение, вид, величину, форму, высоту от дорожного покрытия. Фотографирование следов проводят как вместе с объектом, на котором они обнаружены, так и в отдельности (с масштабной линейкой). Возможна схематическая зарисовка формы, локализации, размеров следов. Со следов незначительных размеров, которые могут быть использованы для идентификации, получают слепки (это могут быть следы, оставленные головкой болта, гранью гайки, краевым участком бампера и т. п.). Делают отпечатки с поверхностных следов одежды потерпевшего, отобразившихся на лакокрасочном покрытии транспортного средства (для этих целей используют кусочки липкой пленки, в частности дактилоскопической).

 

50. При раскрытии и расследовании преступлений, судебном разбирательстве у следователя или суда возникает необходимость в помощи лиц, обладающих специальными знаниями в различных областях науки, техники, искусства, ремесла. Специальными являются знания, основанные на теоретических познаниях в какой- либо области, а также приобретенные им в процессе практической профессиональной деятельности.

Специальные знания в соответствии с уголовнопроцессуальным законодательством могут использоваться и в следующих формах:

1. Использование следователем собственных специальных познаний.

Профессиональные и специальные знания следователя позволяют лучше воспринимать поступающую к нему информацию, помогают лучше разобраться в обстоятельствах расследуемого события, самостоятельно обнаружить, зафиксировать, изучить, правильно оценить и использовать собранные по делу доказательства, решить вопрос об их относимости и допустимости, правильно квалифицировать преступление, определить предмет доказывания, качественно провести процессуальные действия, организовать взаимодействие с органами дознания в процессе раскрытия и расследования преступлений.

2. Привлечение специалиста к участию в следственных или судебных действиях.

3. Использование заключения специалиста в качестве доказательства по делу.

4. Назначение и производство судебной экспертизы.

§ 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК РФ. В соответствии со ст. 58, 168 УПК РФ следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста в соответствующей области. В некоторых следственных действиях, например при осмотре трупа, участие специалиста является обязательным (ст. 178 УПК РФ). Основанием привлечения специалиста является необходимость использования специальных знаний. Он обязан, используя свои специальные знания, навыки и научнотехнические средства, оказывать следователю (суду) помощь в производстве следственных (судебных) действий. Непременным условием, при котором возможно участие в деле специалиста, является его компетентность и незаинтересованность в исходе дела. Поэтому он может отказаться от участия в следственном действии, если не обладает соответствующими специальными знаниями.

Участие специалиста позволяет получить следователю (суду) пояснения по вопросам, требующим профессиональных знаний, по правильной характеристике психологических особенностей преступника, определению свойств обнаруженных предметов. При допросах может участвовать специалистпедагог, психолог, психиатр, лицо, понимающее знаки глухонемого. Содействие специалиста может заключаться в производстве видеозаписи и фотосъемки, в работе с микрообъектами и запаховыми следами и т. п.

В отличие от эксперта специалист работает под руководством следователя, подчиняется ему, оказывает ему содействие при производстве данного действия, т.е. является помощником следователя в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и окументов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела и т.д. Специалист вправе задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда, знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол, приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права. Кроме привлечения специалиста к участию в следственном действии, следователь может также использовать его специальные знания и в иных формах. Например, получение от специалиста консультаций при подготовке к следственному действию, в ходе его проведения, для оценки результатов проведенного следственного действия, привлечение специалиста для производства документальных проверок, ревизий и аудиторских проверок, привлечение к участию в следственнооперативных группах и т.д. Специалист может давать заключение по результатам изучения вещественных доказательств, которое является доказательством по делу (п. 3 ч. 2 ст. 74 УПК).

 

51. Научные основы и методика идентификации по признакам внешности формировались постепенно, вбирая в себя достижения ряда естественных наук, анатомии, физиологии, антропологии, судебной медицины, некоторых разделов математики, опыт оперативно-розыскной, следственной и экспертной практики. В основу этой методики было положено использование наиболее информативных и устойчивых признаков внешности человека, упорядочение и формализация их описания с помощью специальных терминов. Научными предпосылками использования признаков внешности в целях установления личности являются такие свойства внешнего облика, имеющие криминалистическое значение, как индивидуальность, относительная устойчивость и рефлекторность.

Индивидуальность внешности человека, ее неповторимость, отличие от внешности других людей определяется тем, что количество признаков внешности чрезвычайно велико, а варианты этих признаков бесчисленны. Признаки внешнего облика человека относительно устойчивы, поскольку претерпевают постепенные изменения во времени, обусловленные как постоянно действующими закономерностями развития и увядания организма человека, так и преходящими факторами (заболевания, взаимодействия организма с внешней средой его обитания). Изменения могут быть необратимыми (возрастные, патологические, травматические) и обратимыми (временное заболевание, перемена образа жизни).

Однако подобные изменения внешнего облика не препятствуют идентификации человека, поскольку закономерности их известны. К тому же в течение определенных периодов возрастного развития определенные элементы и признаки стабильны. Рефлекторность — свойство указанных признаков наглядно запечатлеваться в различных отображениях (носителях информации), что позволяет достаточно уверенно и полно выявлять, фиксировать и воспроизводить тем или иным образом особенности внешности человека и эффективно использовать их в целях идентификации.

Выделение наиболее информативных и устойчивых признаков внешности человека и их фиксация в различных отображениях в целях установления личности практически используется в рамках оперативно-розыскных мероприятий, в частности, при розыске лиц, скрывшихся с места совершения преступления, от следствия и суда или бежавших из мест отбывания наказания, при оперативной проверке документов, удостоверяющих личность, предъявлении для опознания живых лиц и трупов, освидетельствовании.

Вместе с тем исследование указанных признаков осуществляется при идентификации человека по фотоизображениям в процессе фотопортретной экспертизы, организации и использования учетов без вести пропавших лиц и неопознанных трупов, при изготовлении субъективных портретов неустановленных преступников, реконструкции прижизненного облика человека по черепу. Кроме того, информация о признаках внешности используется для идентификации людей в условиях чрезвычайных ситуаций — при их массовой гибели в авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и др.

Идентификация по признакам внешности осуществляется в гражданском судопроизводстве (установление ответчика по делам о взыскании алиментов). Методику идентификации по признакам внешности используют в своих исследованиях искусствоведы, историки, литературоведы и представители других наук. Процессуальными формами установления личности по признакам внешности являются: предъявление для опознания живых лиц, трупов, их фотографий; проведение фотопортретной экспертизы

 

 


[1] Дyлoв A.B., Гpaмoвич И.Г. Kpиминaлиcткa. M., 1996г. С. 73

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.