Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест как основной инструмент психодиагностики




Различные подходы к классификации психодиагностических методик. (критерии)

Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике.

Понятия операционализации и верификации в психодиагностике.

Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и методам психодиагностики.

Под операционализацией понимается требование, согласно которому при введении новых научных понятий обязательно необходимо четко указывать на конкретные процедуры, приемы и методы, с помощью которых можно практически удостовериться в том, что явление, описанное в понятии, действительно существует. Операционализация предполагает указание на практические действия или операции, которые может выполнить любой исследователь, чтобы убедиться в том, что определенное в понятии явление обладает именно теми свойствами, которые ему приписываются.

Требование верификации означает, что всякое новое понятие, вводимое в научный оборот и претендующее на получение статуса научного, обязательно должно пройти проверку на его непустоту. Последнее предполагает наличие методики экспериментальной диагностики того явления, которое описано в данном понятии. Слово «верификация» буквально обозначает «проверка». Эта проверка непустоты понятия, т. е. реальности существования явления, определяемого этим понятием, должна быть осуществлена при помощи соответствующей психодиагностической процедуры.

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический, которые отличаются по следующим основаниям:

Основание Номотетический подход Идеографический подход
Понимание объекта измерения Понимание личности как набора свойств Понимание личности как целостной системы
Направленность измерения Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности Распознавание индивидуальных особенностей личности
Методы измерения Стандартизованныеметоды измерения, требующие сопоставления с нормой Проективные методики и идеографическиетехники

Номотетический подход (образец) ориентирован на открытие общих законов, справедливых для любого конкретного случая. Он предполагает выявление индивидуальных особенностей и соотнесение их с нормой. Идеографический подход основан на распознании индивидуальных особенностей человека и их описании. Он ориентирован на описание сложного целого – конкретной личности.

1) тип применяемых в методике тестовых задач: опросные (используются вопросы), утверждающие (в них употребляются некоторые суждения или утверждения, с которыми испытуемый соглашается или нет), продуктивные (здесь применяется тот или иной вид собственной творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной), действенные (испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии), физиологические (психодиагностика производится на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма человека).

2) адресат используемого в методике тестового материала; сознательные, апеллирующие к сознанию испытуемого (опросники), и бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции человека (проективные методики).

3) форма представления тестового материала испытуемым; бланковые (представляют собой тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме: в виде рисунка, схемы и т. п.), технические (презентируют испытуемому тестовый материал в аудио-, видео– или киноформе), сенсорные (представляют материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств).

4) характер данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики; объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него).

5) наличие в методике тестовых норм. Есть или нет

6) внутреннее строение методики. Мономерные (оценивается единственное качество или свойство), многомерные (предназначены для психодиагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека).


Тесты – стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств. Они всегда и везде должны приме­няться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, кончая способами вычисления и интерпретацией.

Требования к тестам:

þ социокультурная адаптированность теста ( соответ­ствие тестовых заданий и оценок, которые испытуемый получает по этим заданиям, особенностям культуры, сложив­шимся в обществе, где данный тест используется)

þ простота формулировок и од­нозначность тестовых заданий ( не должно быть таких мо­ментов, которые могут по-разному вос­приниматься и пониматься людьми).

þ ограниченное время выполнения тесто­вых заданий ( не более 1.5 – 2 часов!)

þ наличие тестовых норм для данного теста. (т.е. показатели, представ­ляющие большую совокупность людей, с которыми можно срав­нивать показатели данного индивида, оценивая уровень его пси­хологического развития)

1) Интеллектуальные тесты предназначаются для оценки уровня развития мышления (интеллекта) и его отдель­ных когнитивных процессов, таких, как восприятие, внимание, воображение, память, речь.

2) Личностные тесты связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей че­ловека, определяющих его поступки (тесты тем­перамента, характера, эмоций, способностей..)

3) Межличностные тесты позволяют оценивать человеческие отношения в различных социальных группах.

4) Образные задания - упражнения с образами, с картинками, рисунками, схемами, представлениями.

5) Вербальные тесты - на оперирова­ние словами (определение поня­тий, умозаключения, сравнение объема слов).

6) Аппаратурные — используется аппаратура для предъявления и обработки ре­зультатов тестирования.

7) Процессуальные - ис­следуется какой-либо психологический или поведенческий про­цесс, и ему в результате дается точная качественная или количе­ственная характеристика (напримаер, процесс запоминания).

8) Тесты достижений - оцениваются успехи человека в какой либо деятельности, в сфере познания (например, ­ логичность мышления, устойчи­вость внимания).

9) Тесты состояний и свойств исследуются более или менее стабильные психологические качества человека, (на­пример, свойства темперамента, способнос­ти).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.