Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы построения психологического портрета личности




В зависимости от задач обследования, применяемых методов, моделирующих те или иные ситуации, в которых человеку приходится выполнять определенные действия, активизируются и разные черты. Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком круге ситуаций, психологи стремятся измерить так называемые универсальные, базовые или системообразующие черты, на основе которых может быть получен более объективный психологический портрет личности. Выявление (или выделение) системообразующих черт, охватывающих основные структуры (подструктуры) личности позволяет получить, в конечном итоге, достаточно полное ее психологическое описание. В этих целях используются возможности и методы двух основных подходов: описательного (идеографического, клинического) и естественно-научного (объяснительного, объективного, статистического). Для первого характерна абсолютизация уникальности каждой личности, ориентация на опыт исследователя, его интуицию, доверие к "субъективному" суждению. Для второго - ориентация на объективность процедуры измерения психических свойств.

Естественно-научный (статистический) подход предусматривает учет объективных (количественных) показателей, их статистическую обработку. Данный подход реализуется посредством применения высокоформализованных методов и средств психодиагностики (тесты, анкеты, психофизиологические аппаратурные методики, контент-анализ и пр.).

Получить более объективный портрет личности позволяет сочетание ипсативного и нормативного оценивания.

Ипсативное оценивание (от лат.Ipse - сам) - подход к оценке и интерпретации измеряемых тестом показателей, основывающийся на установлении их отношения к выраженности других, с ними связанных.

Для получения данных относительно различных параметров личности (относящихся к различным уровням, например, уровню индивидных и характерологических качеств), могут применяться тестовые батареи.

 


29. Соотношение и содержание терминов: психологический портрет, психологический диагноз, психологическое заключение.

(ссылка, если кто захочет посмотреть еще информ-ю по данному вопросу http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=472228)

 

Психологический портрет личности включает в себя: темперамент, характер, способности, направленность (деловая, личностная, коммуникативная), интеллектуальность - степень развития и структура интеллекта; эмоциональность - уровень реактивности, тревожности, устойчивости; волевые качества - умение преодолевать трудности; настойчивость в достижении цели; общительность, самооценку (заниженная, адекватная, завышенная); уровень самоконтроля: способность к групповому воздействию.

Методы, используемые для составления психологического портрета личности: психологическое интервью, психодиагностика, проверка на полиграфе (в особых случаях!).

Психологический диагноз - результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в виде профиля, в частности), возможное причинное объяснение текущего психического состояния индивида, а также прогноз его будущего поведения или возможных событий в его жизни.

Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

УРОВНИ ДИАГНОЗА:

• симптоматический (или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.

• этиологическая диагностика, учитывающая не только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие.

• типологическая диагностика, заключающаяся в определении типа личности.

 

По характеру проработанности психологическое заключение подразделяется на два вида: первичное и итоговое, уточненное. Вначале формулируется только первичное заключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое. Итоговое психологическое заключение является либо конечным этапом диагностического процесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения «диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследование проведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагноз выставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместном обсуждении полученных результатов с психологом.

Психологическое заключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражать характер выявленных нарушений применительно к целям обследования:

• клиническая практика – объективизация психологической структуры психопатологического состояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;

• экспертиза эффективности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния ребенка на данный момент;

• школьная практика – определение основных параметров психологической структуры нарушения развития применительно к учебному процессу.

Психологическое заключение может быть написано и в свободной форме, однако использование различных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицирует работу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных, дифференцировать существенное и второстепенное.

30. Предмет и методы постановки психологического диагноза.

Ряд авторов рассматривает психодиагностику как научную систему методов и приемов постановки психологического диагноза. Под психологическим диагнозом понимают конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выявление сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, которые определяются диагностической задачей. Психологический диагноз может существовать как минимум в двух вариантах: 1) клинико-психологический диагноз как выявление скрытых причин некоторого неблагополучия; 2) психологический портрет личности как описание индивидуально-психологических особенностей, включающих в себя и проблемные, и ресурсные качества.

При изучении данной темы целесообразно обратить внимание на ступени развития психологического диагноза, определенные Л.С.Выготским.

  1. Симптоматический (эмпирический) диагноз. Заключается в расшифровке тестовых показателей. Направлен на выделение симптомов. Прогноз на данном этапе невозможен.
  2. Этиологический диагноз. Обобщение полученных данных, выдвижение гипотез относительно структуры личности.
  3. Типологический диагноз. Отбор существенных свойств личности, раскрытие внутренних связей между ними. Создается «теория исследуемой личности» или «рабочая модель случая». Возможен прогноз.
  4. Психологический диагноз направлен на решение психодиагностической задачи, которая определяется спецификой психодиагностических ситуаций. А.А.Бодалев и В.В.Столин выделяют следующие диагностические ситуации: 1) ситуация клиента (заказчик и испытуемый – одно лицо); 2) ситуация экспертизы (заказчик и испытуемый – разные люди).

Для понимания специфики диагностического процесса необходимо выделить его этапы.

1. Заказ и его уточнение.

2. Формулировка диагностической задачи. Определение параметров измерения.

3. Выбор и подготовка инструментария. Обеспечение стандартности условий.

4. Сбор данных: инструктирование и мотивирование испытуемых, контроль и поддержка.

5. Обработка и интерпретация данных.

6. Написание психологического диагноза.

7. Обсуждение результатов с заказчиком и разработка программы действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.