Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Восприятие психологических качеств человека по его внешности и




Наблюдение и проницательность

 

Визуальная психодиагностика представляет собой выявление особенностей психики человека путем организованного наблюде­ния за его внешностью и поведением.

Для быстрого и эффективного создания правильного образа партнера по общению человеку нужна проницательность — каче­ство личности, зависящее от умения наблюдать, многое замечать, угадывать, а самое главное — предвидеть.

Проницательность, как всякое качество личности, выражена у разных людей в различной степени, но при желании может быть развита. Для этого нужны определенные знания и тренировка. Многие необходимые сведения (хотя и не все, конечно) приво­дятся в этой и последующих главах. Ну а возможность тренировки

есть у каждого человека.

На психологическом факультете МГУ был проведен следую­щий эксперимент (см.: Шмелев А. Г., 2002). Студенты старшекурсники получали 70 фотографий людей и должны были дать их пси­хологическое описание по определенной схеме, опираясь только на зрительное восприятие, без каких-либо дополнительных све­дений. Изображенные на карточках люди заполняли психологи­ческий тест-опросник для определения тех же качеств, которые должны были выявить студенты. Затем результаты визуальной и тестовой психологической оценки сравнивались.

По факторам «Активность», «Самоконтроль» и «Эмоциональ­ная стабильность» была получена значимая корреляция визуаль­ных и тестовых оценок. Свойства личности «Дружелюбие» и «Ин­теллект» по внешнему облику оценивались неточно.

Затем с частью студентов-психологов была проведена «работа над ошибками», т.е. их ознакомили с результатами тестирования и указали на ошибки при описании фотографий. Но после этого их оценки других фотографий стали не лучше, а хуже. Вероятно, механизм оценки действует в значительной степени интуитивно, неосознанно, автоматически. «Работа над ошибками» разрушила этот механизм, но была недостаточной для того, чтобы создать новый навык: для этого требуется серьезный тренинг. Материал данного учебного пособия не может заменить такого тренинга, однако позволит получить необходимые исходные знания.

поведению: личный имидж

 

Источниками информации о психике человека могут служить его внешность и любые проявления поведения. Конечно, важней­шая информация о личности содержится в произвольных действиях

и речи.

Рассмотрим особенности внешности и поведения человека, которые указывают на те или иные свойства его психики и харак­теризуют его состояние.

Внешность человека — его фигура, черты лица, прическа, ма­нера одеваться, а также стиль поведения создают у наблюдателя целостный образ этого человека. Такой образ называется личным имиджем. Желательность того или иного личного имиджа зави­сит от среды, в которой живет и действует человек. С имиджем в значительной степени связано признание человека окружающи­ми его людьми и оценочное отношение к нему. Однако человеку, который сознательно создает свой имидж, нельзя терять голову и идти на поводу у окружения. Конечно, надо считаться с мнением других людей, но не «растворяться» в нем, а постоянно совер­шенствовать свои личные качества, развивать эрудицию и про­фессионализм. Проявление этих качеств всегда впечатляюще дей­ствует на людей.

Люди склонны покоряться тем, кого воспринимают как силь­нейших. В былые времена такими были физически сильные люди, затем толстосумы, а теперь приходит время культа духовной силы и интеллекта. Сейчас в нашей стране, как может быть отмечено с некоторой долей пессимизма, авторитетом пользуются так назы­ваемые «новые русские». Однако с определенного момента социо­логи стали отмечать появление другой группы людей — «новей­ших русских» (см.: Майерс Д., 1999; Федоров Ю.М., 1998). Эти люди выделяются экономической грамотностью, умением про­гнозировать и управлять; это менеджеры, которые быстро дости­гают высокого материального уровня благодаря своему профессио­нализму, духовности и психологической культуре. Как правило, они имеют хорошее образование и серьезные запросы — не толь­ко материальные, но и познавательные, и духовно-психологи­ческие, которые проявляются в разных сферах, а особенно в сфе­ре отдыха и развлечений. Соответственно и менеджер, предостав­ляющий эти услуги, должен производить впечатление человека (и быть им!), обладающего не только высоким уровнем профессио­нальных знаний и навыков, но и общей (в том числе психологи­ческой) культурой.

Хорошие профессиональные знания и общая эрудиция должны быть основой привлекательного имиджа. Но не всегда знающие, порядочные и достойные люди именно так и воспринимаются ок­ружающими. Это происходит потому, что они часто не уделяют достаточного внимания своим внешним характеристикам.

Рассмотрим, как некоторые особенности внешности и поведе­ния человека трактуются окружающими, какое представление о нем они создают.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1601; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.