Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Репертуарные матрицы




Процедура лестницы и пирамиды.

Эти процедуры позволяют вызывать суперординарные, т.е. более широкие базовые конструкты и субординарные, т.е. подчиненные конструкты. Процедуры могут быть использованы самостоятельно или вызваны на предыдущем этапе конструкта. Исследователь выбирает один из первоначально вызванных конструктов и предлагает испытуемому рассмотреть его более внимательно, например: был выбран конструкт «застенчивый – общительный», испытуемому предлагается выбрать более предпочитаемый полюс, далее диалог может идти следующим образом:

а) «лестница»

- Почему Вы предпочитаете общительных?

- Потому что общительные как правило преуспевающие, а застенчивые все неудачники.

- Почему так важно быть преуспевающим?

- Преуспевающих люди уважают, а неудачников жалеют.

б) «пирамида»

- Что именно Вы подразумеваете когда говорите, что человек застенчив?

- Начинает волноваться когда на него обращают внимание.

- А не застенчивый человек в таких случаях…?

- Радуется, даже стремится к этому.

- А что значит начинает волноваться?

- Ну…краснеет, запинается.

- А что Вы подразумеваете когда говорите что человек общительный?

- Имеет много знакомых и друзей.

Обе процедуры можно совмещать, например: начиная с лестницы можно перейти на построение пирамиды и наоборот.

При достаточно большом опыте для вызывания конструктов можно использовать обычную беседу.

Способы заполнения решеток и анализы данных могут быть ручными и компьютерными.

Ручные методики даже в простых случаях весьма трудоемкие, поэтому наибольшее значение имеют компьютерные методы заполнения и анализа репертуарных решеток.

1. Ранговая решетка это самая популярная и самая простая по процедуре проведения решетка. Выбранные элементы выписываются на карточки, после чего испытуемого просят проранжировать элементы по каждому конструкту от одного полюса до другого. В матрице на пересечении строк (конструктов) и столбцов (элементов) стоят ранги каждого элемента, по каждому конструкту.

2. Оценочная решетка. В этой процедуре испытуемый должен оценить отдельно каждый элемент по каждому конструкту. Дробность оценочной шкалы может быть разная, однако более 7 градаций шкалы не рекомендуется использовать, так как при большем количестве градаций испытуемый укрупняет их и качество оценки снижается.

Вариантом оценочной решетки является решетка типа галочек и пробелов. Испытуемого просят в матрице поставить галочку, если элемент принадлежит к левому полюсу конструкта и оставить пробел, если принадлежит к правому полюсу. Мерой связи между конструктами для такой решетки может служить фи коэффициент. Для анализа ранговых и оценочных решеток можно изменять различные виды многомерного анализа данных. Наиболее распространенными являются различные варианты факторного и кластерного анализа.

3. Обмен решетками. Рефлексивные процедуры. Пусть необходимо выяснить на сколько сходными или различными являются восприятие двух людей. Например: мужа и жены, отца и сына, матери и дочери… в какой-либо сфере. Для проведения этой процедуры необходимо чтобы элементы решетки были знакомы обоим испытуемым, конструкты вызываются идеально. После чего заполняются решетки следующим образом:

1. испытуемый А заполняет свою решетку.

2. испытуемый Б заполняет свою решетку

3. испытуемый Б заполняет решетку А

4. испытуемый А заполняет решетку Б

5. испытуемый Б заполняет решетку А так как ему кажется это сделал испытуемый А

6. испытуемый А заполняет решетку Б так как ему кажется это сделал испытуемый Б

Сравнение первого и третьего, второго и четвертого заполнений позволяет оценить степень сходства в восприятиях и оценках. Сравнение первой и пятой, второй и шестой решетки позволяет оценить степень понимания испытуемыми друг друга. Если в решетках используется одинаковый набор элементов, то обе решетки можно совместить в одной и процедура подсчета степени сходства одной решетки с конструктами другой упрощаются.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.