Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы развития




X

При естественном запоминании устанавливается прямая ассоциа­тивная (условнорефлекторная) связь А — В между двумя стимулами А и В; при искусственном мнемотехническом запоминании того же впечат­ления при помощи психологического орудия X (узелок на платке, мнеми-ческая схема) вместо этой прямой связи А — В устанавливаются две но­вые: А — X и X — В; каждая из них является таким же естественным условнорефлекторным процессом, обусловленным свойствами мозговой ткани, как и связь А — В; новым, искусственным, инструментальным яв­ляется факт замещения одной связи А — В двумя: А — ХиХ — В, — ведущими к тому же результату, но другим путем; новым является ис­кусственное направление, данное посредством инструмента естественному процессу замыкания условной связи, т.е. активное использование естест­венных свойств мозговой ткани.

8. Этой схемой поясняется сущность инструментального метода и своеобразие устанавливаемой им точки зрения на поведение и его разви­тие. Метод этот не отрицает ни одного естественнонаучного метода изуче­ния поведения и нигде не пересекается с ним. Можно один раз взглянуть на поведение человека как на сложную систему естественных процессов и стремиться достигнуть законов, управляющих ими, как можно действие лю-

27 Зак. 2652


418 Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности

бой машины рассматривать в качестве системы физических и химических процессов. Можно другой раз взглянуть на поведение человека с точки зре­ния использования им своих естественных психических процессов и спо­собов этого использования и стремиться постигнуть, как человек использует естественные свойства своей мозговой ткани и овладевает происходящими в ней процессами.

9. Инструментальный метод выдвигает новую точку зрения на от­
ношение между актом поведения и внешним явлением. Внутри общего
отношения стимул — реакция (раздражитель — рефлекс), выдвигаемого
естественнонаучными методами в психологии, инструментальный метод
различает двоякое отношение, существующее между поведением и внеш­
ним явлением: внешнее явление (стимул) может играть в одном случае
роль объекта, на который направлен акт поведения, разрешающий ту или
иную стоящую перед личностью задачу (запомнить, сравнить, выбрать, оце­
нить, взвесить что-либо и т.п.), в другом случае — роль средства, при по­
мощи которого мы направляем и осуществляем необходимые для разре­
шения задачи психологические операции (запоминания, сравнения, выбора
и т.п.). В обоих случаях психологическая природа отношения между ак­
том поведения и внешним стимулом существенно и принципиально раз­
ная, и в обоих случаях стимул совершенно по-разному, совершенно свое­
образным способом определяет, обусловливает и организует поведение.
В первом случае правильно было бы стимул называть объектом, а во вто­
ром — психологическим орудием инструментального акта.

10. Величайшим своеобразием инструментального акта, раскрытие
которого лежит в основе инструментального метода, является одновремен­
ное наличие в нем стимулов обоего порядка, т.е. сразу объекта и орудия, из
которых каждый играет качественно и функционально различную роль.
В инструментальном акте, таким образом, между объектом и направленной
на него психической операцией вдвигается новый средний член — психо­
логическое орудие, становящееся структурным центром или фокусом, т.е.
моментом, функционально определяющим все процессы, образующие инст­
рументальный акт. Всякий акт поведения становится тогда интеллектуаль­
ной операцией.

11. Включение орудия в процесс поведения, во-первых, вызывает к
деятельности целый ряд новых функций, связанных с использованием дан­
ного орудия и с управлением им; во-вторых, отменяет и делает ненужным
целый ряд естественных процессов, работу которых выполняет орудие;
в-третьих, видоизменяет протекание и отдельные моменты (интенсивность,
длительность, последовательность и т.п.) всех входящих в состав инстру­
ментального акта психических процессов, замещает одни функции другими,
т.е. пересоздает, перестраивает всю структуру поведения совершенно так же,
как техническое орудие пересоздает весь строй трудовых операций. Психи­
ческие процессы, взятые в целом, образующие некоторое сложное единство,


Выготский Л. С. Инструментальный метод в психологии 419

структурное и функциональное, по направленности на разрешение задачи, поставленной объектом, и по согласованности и способу протекания, диктуе­мому орудием, образуют новое целое — инструментальный акт.

12. Взятый со стороны естественнонаучной психологии, весь состав
инструментального акта может быть без остатка сведен к системе стиму­
лов — реакций; природу инструментального акта как целого определяет
своеобразие его внутренней структуры, важнейшие моменты которой пе­
речислены выше (стимул — объект и стимул — орудие, пересоздание и
комбинирование реакций при помощи орудия). Инструментальный акт
для естественнонаучной психологии — это сложное по составу образова­
ние (система реакций), синтетическое целое и вместе с тем простейший
отрезок поведения, с которым имеет дело исследование, элементарная еди­
ница поведения с точки зрения инструментального метода.

13. Существеннейшее отличие психологического орудия от техниче­
ского — направленность его действия на психику и поведение, в то время
как техническое орудие, будучи тоже вдвинуто как средний член между
деятельностью человека и внешним объектом, направлено на то, чтобы
вызвать те или иные изменения в самом объекте; психологическое ору­
дие ничего не меняет в объекте; оно есть средство воздействия на самого
себя (или другого) — на психику, на поведение, а не средство воздействия
на объект. В инструментальном акте проявляется, следовательно, актив­
ность по отношению к себе, а не к объекту.

14. В своеобразной направленности психологического орудия нет
ничего противоречащего самой природе этого понятия, так как в процес­
се деятельности и труда человек по отношению к данному природой ве­
ществу «сам противостоит как сила природы»1; в этом процессе, дейст­
вуя на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет и свою
собственную природу и действует на нее — делает себе подвластной рабо­
ту своих естественных сил. Подчинение себе и этой «силы природы», т.е.
своего собственного поведения, есть необходимое условие труда. В инст­
рументальном акте человек овладевает собой извне — через психологи­
ческие орудия.

15. Само собой разумеется, что тот или иной стимул становится пси­
хологическим орудием не в силу его физических свойств, которые ис­
пользуются в техническом орудии (твердость стали и пр.); в инструмен­
тальном акте используются психологические свойства внешнего явления,
стимул становится психологическим орудием в силу использования его
как средства воздействия на психику и поведение. Поэтому всякое ору­
дие является непременно стимулом: если бы оно не было стимулом, т.е.
не обладало способностью воздействия на поведение, оно не могло бы быть
и орудием. Но не всякий стимул является орудием.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 188.


420 Тема 5. Социокультурная регуляция деятельности

16. Применение психологических орудий повышает и безмерно рас­
ширяет возможности поведения, делая доступными для всех результаты
работы гениев (ср. историю математики и других наук).

17. Инструментальный метод по самому существу метод историко-
генетический. В исследование поведения он вносит историческую точку
зрения: поведение может быть понято только как история поведения
(П.П.Блонский). Главными областями исследования, где может быть с успе­
хом применен инструментальный метод, являются: а) область социально-
исторической и этнической психологии, изучающей историческое разви­
тие поведения, отдельные его ступени и формы; б) область исследования
высших, исторически сложившихся психических функций — высших
форм памяти (ср. мнемотехнические исследования), внимания, словес­
ного или математического мышления и т.п.; в) детская и педагогиче­
ская психология. Инструментальный метод не имеет ничего общего (кро­
ме названия) с теорией инструментальной логики Дж. Дьюи и других
прагматистов.

18. Инструментальный метод изучает ребенка не только развивающе­
гося, но и воспитуемого, видя в этом существенное отличие истории чело­
веческого детеныша. Воспитание же может быть определено как искус­
ственное развитие ребенка. Воспитание есть искусственное овладение
естественными процессами развития. Воспитание не только влияет на те
или иные процессы развития, но перестраивает самым существенным об­
разом все функции поведения,

19. Если теория естественной одаренности (А.Бине) стремится уло­
вить процесс естественного развития ребенка, не зависящего от школьно­
го опыта и влияний воспитания, т.е. изучает ребенка независимо от того,
школьником какой ступени он является, то теория школьной пригодно­
сти или одаренности стремится уловить только процесс школьного разви­
тия, т.е. изучить школьника на данной ступени независимо от того, каким
ребенком он является. Инструментальный метод изучает процесс естест­
венного развития и воспитаний как единый сплав, задаваясь целью рас­
крыть, как перестраиваются все естественные функции данного ребенка
на данной ступени воспитания. Инструментальный метод стремится пред­
ставить историю того, как ребенок в процессе воспитания проделывает то,
что человечество проделало в течение длинной истории труда, т.е. «изме­
няет свою собственную природу... развивает дремлющие в ней силы и
подчиняет игру этих сил своей собственной власти»1. Если первая мето­
дика изучает ребенка независимо от школьника, вторая — школьника не­
зависимо от других его особенностей как ребенка, то третья изучает дан­
ного ребенка как школьника.

Развитие многих естественных психических функций в детском воз­расте (памяти, внимания) или не наблюдается в сколько-нибудь заметном

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 188—189.


Выготский Л. С. Инструментальный метод в психологии 421

размере вовсе, или имеет место в столь незначительном объеме, что за его счет никак не может быть отнесена вся огромная разница между соответ­ствующей деятельностью ребенка и взрослого. В процессе развития ребенок вооружается и перевооружается различнейшими орудиями; ребенок стар­шей ступени отличается от ребенка младшей ступени еще степенью и ха­рактером своего вооружения, своим инструментарием, т.е. степенью овла­дения собственным поведением. Основными эпохами развития являются безъязычный и языковый периоды.

20. Различие в детских типах развития (одаренность, дефективность)
в большой степени оказывается связанным с типом и характером инстру­
ментального развития. Неумение использовать свои естественные функции
и овладение психологическими орудиями существенно определяют весь тип
детского развития.

21. Исследование данного состояния и структуры поведения ребен­
ка требует раскрытия его инструментальных актов и учета перестройки
естественных функций, входящих в данный акт. Инструментальный ме­
тод есть способ исследования поведения и его развития при помощи рас­
крытия психологических орудий в поведении и создаваемой ими струк­
туры инструментальных актов.

22. Овладение психологическим орудием и при его посредстве соб­
ственной естественной психической функцией всякий раз поднимает дан­
ную функцию на высшую ступень, увеличивает и расширяет ее деятель­
ность, пересоздает ее структуру и механизм. Естественные психические
процессы не устраняются при этом, они вступают в комбинацию с инстру­
ментальным актом, но они оказываются функционально зависимыми в
своем строении от применяемого инструмента.

23. Инструментальный метод дает принцип и способ психологиче­
ского изучения ребенка; этот метод может использовать любую методику,
т.е. технический прием исследования: эксперимент, наблюдение и т.д.

24. Примерами применения инструментального метода могут слу­
жить произведенные автором и по его почину исследования памяти, сче­
та, образования понятий у детей школьного возраста.


Л.С.Выготский

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.