Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социального научения




БЕРКОВИТЦ (1962)


фрустрация


гнев


■^агрессивное поведение


пусковые раздражители


эмоциональное возбуждение

предвосхищаемые последствия

мотивация подкреплением

БАНДУРА (1973)

негативные переживания


зависимость

достижение

отступление и разочарование

агрессия

психосоматические реакции

самоуспокоение

конструктивное реийжие

проблемы


Рис, 2. Схема различных теорий агрессии. Гипотетические конструкты заключены в рамку1

многокомпонентной, ориентированной на теорию привлекательности кон­цепцией поведения в духе притяжения (pull), представляет собой синтез традиций теории научения и когнитивных теорий мотивации. В первую очередь поведение определяется привлекательностью предвосхищаемых последствий действий. К числу таких решающих дело последствий от­носится не только подкрепление со стороны других людей, но и самопод­крепление, зависящее от соблюдения внутренне обязательных для лично­сти стандартов поведения. Поэтому при одних и тех же особенностях ситуации вместо агрессии может быть выбрано действие совершенно иного типа, например: подчинение, достижение, отступление, конструк­тивное решение проблемы и т.д.

Основные положения концепций Фрейда, Лоренца, Берковитца и Бан­дуры в виде несколько упрощенных схем представлены на рис. 2. Более

1 См.: Bandura A. Aggression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffs, 1973. P. 64.


Хекхаузен X. [Исследования мотивов аффиляции...] 155

поздние теоретические подходы, базирующиеся на теории социального на­учения, в значительной мере объединяют их отказ от подчеркнутой просто­ты и строгости S—R-механизма за счет расширения роли когнитивных процессов в осмыслении ситуационной информации — тенденция эта вос­ходит к Хайдеру1. К этим процессам относятся атрибуция состояний эмо­ционального возбуждения, интерпретация намерений других людей, объяс­нение как своего, так и чужого действия диспозициональными или ситу­ационными факторами, обозначение поведения как агрессии2.

Наряду с Берковитцем и Бандурой среди авторов, сыгравших зна­чительную роль в разработке данного направления, следует назвать и Фешбаха3.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.