Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возобновление прерванных действий




В этой же связи должна быть рассмотрена еще одна группа фактов, на которой я хотел бы остановиться подробнее1.

Пусть выполнение намеченного действия прервано во время самого выполнения. Если бы сцепление соответствующего случая и выполнения намерения имело бы решающее значение, то после прерывания действия ничего не могло бы начаться без повторного наступления соответствующе­го случая, если само начатое действие не порождает силы для следующего действия. Можно сравнить это со случаями, когда действенность намерения исчерпывается после его срабатывания на первый же соответствующий случай. Я ограничусь упоминанием только некоторых результатов иссле­дований Овсянкиной, существенных для рассматриваемого вопроса.

Действия, которые использовались в экспериментах Овсянкиной, были не слишком интересны. Они состояли, например, в составлении фигур из цветного строительного материала, в переписывании корреля­ционной схемы сдвига ранговых мест, в нанизывании бусинок, вылепли­вании животного из пластилина и т.д.

В момент прерывания первого действия можно наблюдать очень сильный и яркий эффект. Испытуемый сопротивляется прерыванию своего действия (даже не особенно приятного). Это сопротивление време­нами принимает весьма упорные формы. Силы, противодействующие пре­рыванию, по-видимому, тесно связаны, помимо всего прочего, с процессом действия как таковым, с его структурой и отношениями с более широки­ми целостностями.

В связи с рассматриваемой проблемой особый интерес представля­ют следующие вопросы. Что получится, если испытуемый все же, в соот­ветствии с инструкцией, обратится ко второму действию, прервавшему первое, и закончит его? В этом случае возникает, говоря коротко, чрез­вычайно сильная тенденция к возобновлению первого действия.

В опытах использовались два типа прерывания. Первый тип со­ставляют «случайные» перерывы: как будто благодаря случайной неис­правности гаснет свет; у экспериментатора падает ящик с мелкими пред­метами и испытуемый из вежливости помогает их собрать и т.д. Второй тип прерывания осуществляется путем прямой инструкции, требующей перехода к другому действию.

1 Обсуждаемые процессы были подробно проанализированы г-жой Овсянкиной в Берлинском Пси­хологическом институте.


174 Тема 12. Психология мотивации

Хотя случайные перерывы растягивались приблизительно на 20 ми­нут, все они без исключения вели к возобновлению первого действия. Очень часто возобновление первого действия наблюдалось даже при пре­рывании путем постановки другой задачи, иногда после промежутка вре­мени почти в целый час. При этом испытуемый знал, что эксперимента­тор совершенно не требует возобновления, иногда даже прямо запреща­ет его.

Особый интерес для нас представляет сам акт возобновления. Об­наружилось, что тенденция к возобновлению усиливается, как только испытуемый вновь видит перед собой материал первого незаконченного действия (например, лист бумаги с начатым рисунком). Но и при отсут­ствии этого внешнего раздражителя обнаруживается сильная тенден­ция к возобновлению действия. Наблюдения за поведением испытуемых и данные самонаблюдения показывают, что даже если испытуемый не ду­мает во время новой работы о первом задании, по истечении нескольких секунд после окончания второй работы возникает позыв возобновить первую работу, иногда сначала в неопределенной форме «хочется закон­чить еще что-то» без определенного осознания, что именно. <...>

Мы стоим, следовательно, перед следующим фактом: обнаружива­ется сила, которая даже после относительно длительного перерыва побуж­дает к окончанию прерванного действия. Ее проявление никак не связа­но с наличием внешнего побуждения к возобновлению действия после прерывания, напротив, возобновление часто возникает спонтанно и исхо­дит изнутри.

Другие примеры.

На одном собрании были подняты некоторые вопросы, но разрешение их не было доведено до конца. В таком случае этими вопросами начинают зани­маться потом, и они на долгое время могут стать предметом разговоров меж­ду людьми. Это бывает прежде всего тогда, когда эти вопросы сильнее затра­гивают личность.

Некто хотел помочь школьнику в решении математической задачи, но, не доведя его до конца, был чем-то отвлечен. Эта задача, неинтересная сама по себе, может всплыть в сознании долгое время спустя.

Некто погрузился в чтение глупого газетного романа, но не дочитал его до конца. Этот роман может годами преследовать его.

Здесь важен тот экспериментально обнаруженный факт, что «инте­рес* нельзя рассматривать в подобных случаях как решающее условие.

В заключение необходимо отметить те теоретически важные слу­чаи, когда определенная содержательная связь между первоначальным действием и прервавшим его действием является причиной того, что тенденция к возобновлению отсутствует. Например, ребенка, рассказы­вавшего какую-нибудь историю, прерывают предложением нарисовать какую-нибудь сцену из этой истории. Возобновления рассказа в таком случае не последует, — очевидно потому, что этим рисунком предше-


Левин К. Намерение, воля и потребность 175

ствующая деятельность рассказывания была каким-то образом заверше­на. Можно сказать, что здесь имеет место своего рода «замещающее за­вершение» рассказа. Мне представляется, что такие случаи хорошо осве­щают природу тех сил, которые задействованы при выполнении намере­ния. Важно также, что в случаях возобновления прерванной работы возобновленное действие вовсе не должно представлять собой «недоста­ющий кусок» первоначального действия; после перерыва может начать­ся совершенно иначе структурированное действие, однако направленное на ту же цель. Иногда возобновление может вообще принять форму игры с соответствующим материалом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.