Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запоминание законченных и незаконченных действий 2 страница




Таблица 3

Кривая частоты воспроизведения незаконченных (сплошная линия)

и законченных (пунктирная линия) заданий


10


Испытуемые

Количество заданий


Очевидное преимущество незакон­ченных действий с точки зрения запо­минания становится еще более явным, если учесть, что законченные действия оказываются в более выгодных услови­ях для запоминания, поскольку испыту­емые в среднем занимались ими в тече­ние более длительного времени.

Полученные результаты не могут быть объяснены случайными особеннос­тями заданий, поскольку, как мы уже указывали, каждое задание встречалось одинаково часто и в качестве незакон­ченного, и в качестве законченного.



Тема 12. Психология мотивации


Таблица 4

Порядок вспоминания заданий 14 испытуемыми (опыты типа I)

 

Номер места, на котором Нескорректированные значения Скорректированные значения*
вспоминалось задание Я-задания 3-задания Я-задания 3-задания
      12 > 3,8
      10 > 7,6
        9.5
        7,6
        9,5
        9,5
        9,5
      3 < 5,7
      2 < 5,7
        1,9
    ------------------------------------   ------------------------------------
  -------------------------------------   --------- 1,9

* Скорректированные значения показывают ту относительную частоту, с которой бы назывались на каждом месте законченные и незаконченные задания, если устранить раз­личия общей частоты ЗН и 33 (значения 33 умножались на число 1,9, соответствующее коэффициенту ЗН/33).

ные действия (табл. 4). Даже если скорректировать вычисления с учетом того, что незаконченные действия назывались испытуемыми чаще (см. столбец со скорректированными значениями), окажется, что незакончен­ные задания назывались на первом месте в три раза чаще, чем закон­ченные. На втором месте незаконченные задания также назывались су­щественно чаще, но далее это отношение менялось на противоположное. Таким образом, незаконченные задания не только лучше запоминались, но и выступали при опросе на первый план во временной последователь­ности.

Приведенные до сих пор таблицы содержат лишь задания, назван­ные испытуемыми до паузы (см. выше). То, что включение заданий, на­зывавшихся после паузы, не меняет результаты сколько-нибудь суще­ственным образом, показывает табл. 5. В ней для испытуемых, которые делали паузу, приведены оба значения (без учета заданий, называвшихся после паузы, и с учетом этих заданий).

При учете заданий, воспроизведенных после паузы, значение коэф­фициента ЗН/33 уменьшается очень незначительно и по-прежнему указывает на существенное превосходство незаконченных заданий (на 80%). <...>


Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий



Таблица 5

Значения ЗН/33 для одних и тех же испытуемых без учета и с учетом заданий после паузы (опыты типа I)

 

Испы- До паузы До и после паузы
туемые   ЗН 33 ЗН/33 Z.3 ЗН 33 ЗН/33
Nd. 1     6,0       2,0
Eng.       3,0       2,25
М.       3,0       2,30
PI.       2,5       3,50
Pog.       2,0       2,30
Ginsb.       2,0       1,40
Goto.       2,0       2,25
Hn.       2,0       1,60
D.       1,75       1,50
Get.       1,75       1,60
Lk.       1,50 И     1,75
R.       1,50       1,30
Ml.       1,40       1,30
Gl.       1,0       0,70
Sim.       0,80       0,70
Среднее                
арифме- 10,1 6,5 3,7 2,1   7,3 4,7 1,8
тическое                

Глава II. Теоретические возможности

Возникает вопрос: чем можно объяснить обнаруженное нами пре­имущество незаконченных заданий по сравнению с законченными?

<...> Нам надо выяснить, какие реальные психологические разли­чия между законченными и незаконченными заданиями существуют в

момент опроса.

В тот момент, когда испытуемый, следуя инструкции, намеревается выполнить задание, возникает квазипотребность, сама по себе побуждаю­щая его к завершению этого задания1. С динамической точки зрения этот процесс соответствует возникновению напряженной системы, кото­рая стремится к разрядке. А завершение задания оказывается разрядкой этой напряженной системы или удовлетворением квазипотребности. Когда задание прерывается, сохраняется остаточное напряжение, квази­потребность остается неудовлетворенной.

Естественным способом удовлетворения этой потребности было бы завершение прерванного задания. И действительно, когда незаконченная

См.: Левин К. Намерение, воля и потребность (с. 169-208 настоящего издания).



Тема 12. Психология мотивации


работа по недосмотру экспериментатора остается лежать на столе, испы­туемые часто берутся за нее, чтобы ее закончить1.

У маленьких детей, у которых ЗН/33 намного выше, чем у взрос­лых, потребность закончить действие и, следовательно, тенденция к во­зобновлению действия также намного сильнее. Нередко наблюдались случаи, когда дети приходили к экспериментатору через два или три дня после опыта и просили разрешения закончить задание. (Является ли задание приятным или интересным, почти не играет роли; все решает стремление к завершению действия. Это видно из того обстоятельства, что мы ни разу не наблюдали случаев, когда ребенок хотел бы повторить законченное, пусть и очень интересное, задание.)

В наших опытах естественный путь разрядки напряженных систем, а именно, завершение действия, был запрещен экспериментатором, так что напряжение сохранялось. И если решающими для полученных нами результатов оказались не переживания, связанные с самим актом пре­рывания, а фактическая незавершенность действия к моменту опроса, то это означает, что сохранившаяся квазипотребность служит также и причиной преимущества незаконченных действий при запоминании.

Значит, напряжение потребностного типа не только непосредствен­но побуждает к завершению задания, но и имеет своим следствием пре­имущество при последующем припоминании. И это припоминание игра­ет здесь роль индикатора существования напряжения потребностного типа.

То, каким образом такого рода напряжения должны проявляться в про­цессах припоминания, обладающих совсем другой природой, можно будет вывести лишь из общей теории психической динамики, которой предстоит, в частности, решить, является ли процесс припоминания одновременно и разрядкой соответствующего напряжения.

Мы видим, что решающее значение для лучшего запоминания не­законченных действий имеет не переживание, окрашивающее задание в момент прерывания, но совокупность сил, действующих в момент опроса.

Однако напряжения потребностного типа, связанные с выполняв­шейся ранее работой, вовсе не единственный среди этих сил динамичес­кий фактор. Ведь есть еще и инструкция экспериментатора перечислить задания, благодаря которой у испытуемого возникает стремление к вос­произведению, т.е. квазипотребность перечислить все задания.

Итак, общая ситуация при опросе в конце опыта с динамической точки зрения выглядит следующим образом: у испытуемого имеется возникшая благодаря инструкции квазипотребность перечислить все за­дания, а наряду с ней существует ряд квазипотребностей, связанных с

1 См.: OvsiankinaM. Die Wiederaufnahme von unterbrochenen Handlungen//PsychologischeForschung. 1928. 11. S. 302-379. См. также: Левин К. Намерение, воля и потребность (с. 169-208 настоящего издания).


Зейгарник В.В. Запоминание законченных и незаконченных действий 221

незаконченными действиями, а именно неудовлетворенные напряжения потребностного типа.

То, в какой степени эти напряжения влекут за собой преимущество незаконченных заданий при их воспроизведении, должно зависеть от со­отношения сил обоих этих основополагающих факторов. Если господ­ствующее положение занимает вызванное инструкцией стремление к вос­произведению, то относительное преимущество незавершенных заданий должно отступить на второй план (ЗН должно быть примерно равно 33). С другой стороны, чем слабее выражено намерение перечислить все за­дания, тем в более явном виде должно выступить относительное преиму­щество незаконченных заданий, основывающееся на соответствующих им квазипотребностях. В этом случае степень преимущества незаконченных действий по сравнению с законченными будет, в основном, зависеть лишь от силы квазипотребности, отличающей у данного конкретного испытуе­мого незаконченные действия от законченных.

Таким образом, возникают два вопроса: 1. Вопрос о значении стрем­ления к воспроизведению при перечислении; и 2. Вопрос о природе и строении напряжений потребностного типа, связанных с незаконченными действиями.

Глава III. Стремление к воспроизведению и ситуация опроса

3. Различное понимание испытуемыми
ситуации воспроизведения

Просьбу экспериментатора перечислить задания разные испытуемые воспринимали по-разному.

1. Перечисление — это не связанное с какой-либо самостоятельной целью простое «рассказывание» о том, что было.

2а. Перечисление — это проверка памяти, еще одно самостоятель­ное задание наряду с предшествующими двадцатью двумя заданиями.

26. Это новое двадцать третье задание может представить весь пред­шествовавший опыт в новом свете: весь опыт внезапно превращается в проверку памяти.

4. Влияние различных установок по отношению
к опросу на величину коэффициента ЗН/33

Различное понимание опроса влечет за собой различное по интен­сивности стремление к воспроизведению, которое оказывает воздействие на соотношение запомненных законченных (33) и незаконченных (ЗН) дей­ствий у разных испытуемых.


222 Тема 12. Психология мотивации

Если испытуемые первой группы, для которых перечисление зада­ний есть лишь «рассказ о том, что только что было», не старались вспом­нить по возможности все задания, а скорее предавались их «спонтанно­му потоку», то испытуемые второй группы прилагали все силы к тому, чтобы назвать как можно больше заданий. Эти испытуемые стремились показать, какая у них хорошая память. Поскольку они воспринимали пе­речисление как отдельное, причем особо важное, задание, здесь действо­вали те же силы, которые были решающими при выполнении других заданий, причем с еще большей интенсивностью, если это вообще воз­можно. Испытуемые хотели прежде всего продемонстрировать, на что они способны, показать, как высока их работоспособность. Вместо вы­сказываний типа: «Я и не думал, что я такой неловкий», встречавшихся при выполнении ручных заданий, мы находим фразы типа: «Неужели у меня такая плохая память!..». Или же мы сталкиваемся с другим, неяв­ным выражением честолюбия в форме предупреждения: «Я заранее го­ворю Вам, что у меня плохая память», — представлявшего собой смесь извинения и самооправдания.

Поскольку для этих испытуемых перечисление выступает задани­ем, которое они хотят как можно лучше довести до конца, то, пока они не перечислят все, это задание остается для них незаконченным. И перечис­ление они так же не хотят оставить незаконченным, как и все прежние задания. Поэтому они прибегают к различным мнемотехническим сред­ствам, например распределяют задания по содержательным группам.

У испытуемых первой группы, для которых перечисление заданий оказывается «простым рассказыванием», оно не характеризуется такого рода «незаконченностью».

В принципе, можно было бы ожидать, что различная интенсивность стремления к воспроизведению в равной мере затрагивает и законченные, и незаконченные действия, так что коэффициент ЗН/33 остается неиз­менным. Однако при ограниченном числе заданий любое увеличение об­щего числа названных заданий, приближающее к объективному макси­муму (называнию всех заданий), влечет за собой сближение значений ЗН и 33, поскольку оба вида заданий встречаются в эксперименте с одина­ковой объективной частотой. Особенно сильно выраженное стремление к воспроизведению ведет к увеличению общего числа перечисленных зада­ний и, тем самым, к снижению значения коэффициента ЗН/33, посколь­ку ЗН уже находится около максимума, и возрастать может лишь 33.

Помимо всего прочего, отсюда следует, что общее число заданий в такого рода опытах не должно быть слишком мало. Если бы испытуемому предъяв­лялось такое количество заданий, что при опросе он мог бы достаточно хоро­шо удерживать их все в сознании, то сильное преимущество незаконченных заданий не могло бы проявиться.


Зейгарник 6,6. Запоминание законченных и незаконченных действий



Таблица 6

Сопоставление результатов испытуемых, вспоминавших задания

целенаправленно и в контексте рассказа

 

 

 

Испытуемые Перечисление как проверка памяти Испытуемые Перечисление как рассказ
ЗН 33 зн/зз ЗН 33 ЗН/ЗЗ
Gin. V. M1.R. Gld. Rw. Кг. Jw. Glk. 6 7 9 6 9 И 8 9 3 4 6 4 6 8 6 7 2 1,75 1,5 1,5 1,5 1,4 1,3 1,3 VI. В1. St. м. Bu. PI. Mez. Dm. H. Un. 7 10 6 9 5 8 7 6 7 2 3 2 3 2 4 4 4 5 6 3,5 3,3 3 3 2,5 2 1,75 1,5 1,4
Среднее арифметическое 8 5,5 i i 1,5 i Среднее арифметическое 7,1   2,8

При рассмотрении ситуации с динамической точки зрения, суще­ствующие соотношения выглядят следующим образом: при установке испытуемого продемонстрировать как можно более высокую способность к запоминанию, связанные с незаконченными действиями квазипотребно­сти, даже если они и сильны, могут оказывать на коэффициент ЗН/ЗЗ лишь относительно слабое воздействие. Это означает, что разные по силе квазипотребности не будут вести к разным значениям ЗН/ЗЗ, причем эта тенденция будет тем более выражена, чем в большей степени на си­туацию влияет сильное стремление к воспроизведению, действующее в том же направлении. <...>

В табл. 6 результаты испытуемых, которые, судя по их поведению в целом и по данным самонаблюдения, явно рассматривают перечисление заданий как проверку памяти (2а и 26), сопоставлены с результатами просто «рассказывающих» испытуемых. Как видно из таблицы, во вто­ром случае коэффициент ЗН/ЗЗ гораздо больше (2,8 вместо 1,5), причем именно в силу разницы значений 33 (3 и 5,5).

Сильно выраженное стремление к воспроизведению несколько увели­чивает и ЗН, однако, в силу рассматривавшихся ранее причин это увеличе­ние оказывается едва заметным. На коэффициент ЗН/ЗЗ это увеличение ЗН влияет в направлении сглаживания разницы между обеими группами испытуемых. <...>


224 Тема 12. Психология мотивации

Часть II

О природе и строении квазипотребностей,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.