Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Черты как переменные




Как только исследование личности приобретает научный характер, сразу же появляется потребность в том, чтобы заменить субъективное вос­приятие объективными данными. В результате черта начинает опреде­ляться посредством реакций или поступков, наблюдаемых в определен­ных ситуациях. В вопросниках перечисляются ситуации, в которых дол­жна проявиться эта черта.

В вопроснике Нигневитского, о котором сообщает Бренгельман2, мы находим, например, следующие утверждения, соответствующие черте, назы­ваемой ригидностью:

1 См.: Meili R. Das Problem der Validation der Methoden der Personlichkeitsuntersuchung
// Z. diagn. Psychol. Pers. forschung. 1958. 6. S. 283-303.

2 См.: Brengelmann J.C. Extreme response set, drive level, and abnormality in questionnaire
regidity // J. ment. Sci. 1960. 106. P. 171-186.

22 Зак. 1662



Тема 13. Строение личности


Вы никогда не позволяете Вашим друзьям беспокоить Вас во время работы.

Перед тем как отправиться в путешествие. Вы всегда заранее составляете план и точный маршрут, отклонения от которого всегда для Вас болезненны.

Вы всегда предпочитаете знакомые и безопасные ситуации новым и не­изведанным возможностям.

Вас всегда чрезвычайно раздражает, если непрошеные посетители прони­кают в Вашу частную жизнь.

В других случаях можно оценить степень выраженности какой-ни­будь черты (пунктуальности, например, или стремления к порядку) с по­мощью оценочных шкал, в которых определенным степеням выражен­ности черты соответствуют конкретные поступки. В случае пунктуально­сти на одном полюсе шкалы находится педантичность или чрезмерная скрупулезность, а на другом — небрежность или бесцеремонность.

В этих примерах, число которых можно при желании умножить, вы­деляются два факта: 1) понимание черты в первичном и субъективном смысле этого слова и стремление отыскать посредством интуиции или собственного опыта такие поступки, с помощью которых можно было бы проиллюстрировать ее; 2) для того, чтобы не приписывать черте слишком специфическое значение, обычно подбираются различные ее проявления.

Такая методика приводит к тому, что подлежащая определению чер­та превращается в переменную личности (или свойство), которая проявля­ется в той или иной степени в некоторых поступках или детерминирует их.

Измерить переменную — это значит не только констатировать ее присутствие, но и определить ее количественно. В случае переменных по­ведения, которые нас в данном случае интересуют, обычно прибегают к сле­дующим двум способам: либо в вопросниках количество ответов, указыва­ющих на присутствие соответствующего качества, рассматривается как показатель его интенсивности, либо степень выраженности переменной оп­ределяется непосредственно с помощью шкалы оценок. Однако эти два метода искажают весьма характерным образом ту черту, для выявления степени проявления которой они созданы. В вопроснике число значимых ответов указывает, скорее, на количество случаев, в которых проявилась искомая черта у индивида, чем на ее «интенсивность». Систематическое изучение того, согласуются ли между собой результаты измерения черты, полученные с помощью этих двух методов, не проводилось, однако из прак­тики известно, что человек может быть очень смелым (или ригидным) в одних ситуациях и совсем несмелым — в других. Мы еще будем говорить ниже об этой весьма противоречивой проблеме генерализованности черт: здесь же достаточно сказать, что с помощью вопросников можно непосред­ственно измерить только вероятность проявления черты, что совершенно не обязательно связано с ее «интенсивностью».

Измерение по шкале оценок влечет за собой другую трансформацию черты. Часто оказывается очень трудным определить на вербальном уров­не различные степени таких черт, как храбрость, робость, мягкость и т.д. В


Мейли А. Структура личности



этом случае мы также имеем дело с вероятностью проявления черты или же с указанием различных поступков или ситуаций, характерных для каж­дой ее степени, не имея, однако, никаких доказательств того, что они обус­ловливаются одной и той же переменной.

Учитывая все сказанное, не приходится удивляться, что очень часто «измеренная» черта мало соответствует черте, полученной на основании глобальной оценки. Можно считать все это результатом субъективности и, стало быть, недостоверности оценок, но, очевидно, более правильным было бы сделать вывод, что переменная и черта являются просто различными ре­альностями. Черта — это воспринятый гештальт, а переменная — это из­меримый аспект поведения. Исследователь, учитывающий это различие, мо­жет избавить себя от излишней работы.

Специальным методом, позволяющим объективно выявлять фунда­ментальные переменные личности, является факторный анализ, речь о котором пойдет в следующем разделе. Чтобы отличить эти переменные от других, выявляемых с помощью иных методов анализа, их принято на­зывать факторами. По Кэттелу, как мы позднее увидим, факторы — это «глубинные черты», лежащие в основе «поверхностных черт». Таким об­разом, мы снова приходим к различению понятий «первичная черта» и «переменная».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.