Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проявления привязанности




Привязанность к матери проявляется двумя путями: ее присутствие вызывает удовольствие, ее отсутствие причиняет страдание. В первые ме­сяцы жизни младенцы принимают людей, заменяющих мать, возможно потому, что они еще не научились отличать свою мать от других людей. Но между б и 8 месяцами младенцы начинают понимать, что значит для них

1 См.: Klaus M.H., Kennel J.H. Mother-Infant bonding: The impact of early separation
or loss on family development. St. Louis, Mo.: Mosby, 1976.

2 Hess E.H. «Imprinting» in animals // Scientific American. 1958. 198. P. 82.

3 Более того, когда дети проводят первые дни своей жизни с няней или в инкубаторе,
они не привязываются ни к няне, ни к инкубатору. Вместо этого у них формируется
нормальная привязанность к матери несколькими днями позже. Одним словом, паттерн
запечатления первого попавшегося на глаза объекта, столь распространенный среди дру­
гих видов, не был обнаружен у человека. См.: Eyer D.E. Mother-infant bonding: A scientific
fiction. New Haven, Conn.: Yale Univ. Press, 1992.


Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Социальное развитие 19

мама, и теперь, когда она уходит, они волнуются и плачут. Возраст, в кото­ром дети впервые протестуют против отделения от матери, — т.е. возраст, в котором они впервые проявляют страх разлуки, — приблизительно оди­наков у африканских бушменов в Ботсване, у городских жителей Соединен­ных Штатов, у индейцев в гватемальской деревне и у членов израильского кибуца1.

Оценка силы привязанности

Реакция на разлуку с матерью дает возможность оценить, насколь­ко ребенок к ней привязан. Для этой цели широко используется «ситу­ация с незнакомцем», разработанная Мэри Эйнсворт для изучения пове­дения детей в возрасте приблизительно одного года <...>. Ребенка при­водят в незнакомую комнату, где много игрушек и где он может играть в присутствии матери. Чуть позже в комнату входит незнакомый чело­век и некоторое время говорит с матерью. Следующий шаг — короткая разлука ребенка с матерью: она уходит, а ребенок остается наедине с не­знакомым человеком. Однако через несколько минут мать возвращает­ся, а незнакомец уходит2.

По данным Эйнсворт и ее коллег, все реакции детей в данной ситуа­ции можно отнести к одной из трех категорий. Дети, поведение которых можно охарактеризовать как «надежную привязанность», исследуют не­знакомое пространство, играют с игрушками и даже предпринимают осто­рожные попытки общения с незнакомцем, пока мать находится рядом. Их расстраивает, когда мать уходит, и они с большим энтузиазмом приветству­ют ее возвращение. Другие дети демонстрируют модель поведения, которую Эйнсворт и ее коллеги назвали «ненадежной привязанностью». Часть из них они отнесли к «тревожным/сопротивляющимся». Такие дети не иссле­дуют незнакомую комнату даже в присутствии матери, а когда мать уходит, они впадают в паническое состояние. Во время воссоединения они и ведут себя неоднозначно: сначала бегут к матери, чтобы она взяла их на руки, а затем начинают отбиваться. И еще одна модель поведения была названа «тревожный/избегающий». Такие дети ведут себя сдержанно и замкнуто с самого начала; они почти не расстраиваются, когда мама уходит, и игнори­руют ее, когда она возвращается.

Каково процентное соотношение детей с надежной и ненадежной при­вязанностью? Возможно, это зависит от особенностей культуры. В исследо­вании Эйнсворт участвовали дети, принадлежащие к среднему классу и

1 См.: Kagan J. Emergent themes in human development // Amer. Sientist. 1976. 64. P.186-196.

2См.: Ainsworth M.D.S., Bell S.M. Attachment, exploration, and separation: Illustrated by the behavior of one-year-olds in a strange situation // Child Development. 1970. 41. P. 49-67; Ainsworth M.D.S.. Blehar M.C., Waters E., Wall S. Patterns of attachment. Hillsdale, N. Y.: Eribaum, 1978.


20 Тема 14. Развитие личности

живущие в Соединенных Штатах. Около 65 процентов выборки демонст­рировали надежную привязанность. Однако среди израильских детей, вы­росших в кибуце (где воспитание осуществляется коллективно), только 37 процентов были надежно привязаны к матери1. <...>

Стабильность привязанности

Эйнсворт и ее коллеги полагают, что поведение ребенка в «ситуации с незнакомцем» отражает характеристики, которые остаются стабильными, по крайней мере, в первые годы жизни. Они уверены в том, что поведение ребенка в этой конкретной ситуации можно использовать для диагности­ки его поведения в любых других ситуациях. И действительно, дети, кото­рые демонстрировали надежную привязанность в 15 месяцев, оказались более общительными и приспособленными к детскому саду2. По мнению Эйнсворт и ее коллег, это означает, что «ситуация с незнакомцем» в раннем возрасте может служить индикатором отношений между матерью и ребен­ком, которые сыграют важную роль в его дальнейшей социальной и эмоци­ональной адаптации. Некоторые теоретики даже полагают, что по силе этой привязанности можно предсказать, как у человека будут складываться ро­мантические отношения в подростковом возрасте и даже во взрослом со­стоянии3.

Однако существуют и другие интерпретации. Если поведение ребен­ка в «ситуации с незнакомцем» связано с его дальнейшим поведением, то, возможно, эта связь просто отражает относительное постоянство его физи­ческого и эмоционального здоровья, характера семейных отношений, пита­ния и т.д. Если в возрасте около 1 года ребенок здоров, из этого следует, что в 3 или 4 года он, скорее всего, тоже будет здоровым. Следовательно, при­знаки этого здоровья можно будет выявить с помощью тестов и в более раннем, и в более позднем возрасте — т.е. ребенок продемонстрирует на­дежную привязанность к матери в «ситуации с незнакомцем» и будет хо­рошо адаптироваться в детском саду. Таким образом, возможно, что обе оценки социального поведения (ранней привязанности и более поздней адаптации) зависят от одного и того же фактора. Эта позиция отличается от позиции Эйнсворт, по мнению которой качество адаптации в раннем возрасте влияет на качество адаптации в более позднем возрасте.

1 См.: SagiA., Lamb M.E., Lewkowicz K.S. et al. Security of infant-mother, -father, and
metaplet attachments among kibbutz reared Israeli children // Monographs of the Society
for Research in Child Development. 1985. 50: 1-2. Serial № 209.

2 См.: Waters E.,Wippman J.,Sroufe LA. Attachment,positive affect,and competence in the
peer group:Two studies in construct validation // Child Development. 1979. 50. P. 821—829.

3 См.: Hazan C, Shaver P.R. Romantic love conceptualized as an attachment process // J.
of Personality and Social Psychology. 1987. 52. P. 511-524; Rothbart U.K., Shaver P.R.
Continuity of attachment across the life span // Sperling M.B., Berman W.H. (Eds.). Attachment
in adults: Clinical and developmental perspectives. N. Y.: Guilford Press, 1994. P. 31-71.


Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д Социальное развитие 21

Эта гипотеза частично подтвердилась в исследовании детей, которые демонстрировали в возрасте 1 года надежную привязанность и которым впоследствии пришлось пережить период сильного стресса, связанного с семейными отношениями, как то: серьезное заболевание одного из членов семьи, семейный конфликт или безработица родителей. В исследовании, продлившемся в течение года, участвовали десять таких детей. Более 35 процентов выборки через 6 месяцев после начала стрессовой ситуации ста­ли проявлять меньшую привязанность к своим матерям, причем макси­мальные изменения произошли с теми детьми, в семьях которых стресс был максимальным1. Однако в данном случае сила привязанности не была по­стоянной, а менялась в зависимости от обстоятельств жизни ребенка.

Постоянная сила привязанности также может отражать постоянство в поведении матери, а не некую стабильную черту ребенка. Мать, которая была мягкой и любящей, когда ее ребенку было 15 месяцев, скорее всего, останется такой же в течение следующих 2 лет. То же можно сказать и о раздражительной или холодной матери. Неудивительно, что подобные раз­личия в поведении матери влияют и на ребенка: исследования показыва­ют, что матери детей, имеющих надежную привязанность, более активны, открыты и ответственны по сравнению с матерями, к которым дети испы­тывают ненадежную привязанность2.

Еще один фактор, который нельзя не принимать во внимание, — это темперамент ребенка, то, насколько он по складу характера чувствителен или общителен. Темперамент может влиять как на силу привязанности ребенка к родителям в раннем возрасте, так и на его адаптацию в детс­ком саду в более позднем. В таком случае причина взаимосвязи между проявлениями привязанности и уровнем адаптированности кроется в самом ребенке, а не в факторах, которые мы перечислили выше3.

Привязанность к отцу

До сих пор мы рассматривали только привязанность ребенка к ма­тери. Это не случайно, так как в большинстве культур маленькие дети проводят большую часть своего времени с мамой4.

Означает ли это, что отцов как родителей можно проигнорировать? Отнюдь нет. Исследования, в которых «ситуация с незнакомцем» проходи-

1 См.: Vaughn B.E., Egelang B.R., Sroufe ЬЛ, Waters Е. Individual differences in infant-
mother attachment at twelve and eighteen months: Stability and change in families under
stress // Child Development. 1979. 50. P. 971-975.

2 См.: Lamb M.E., Thompson R.M., Gardner W., Charnov E.L., Estes D. Infant-mother
attachment. Hillsdale, N. Y.: Eribaum, 1985; Isabella RA. Origin attachment: Maternal
interactive behavior across the first year // Child Development. 1993. 64. P. 605-621.

3 См.: Kagan J. The nature of the child. N. Y.: Basic Books, 1984.

4 См.: Lamb M.E. (Ed.). The father's role: Cross-cultural perspectives. Hillsdale, N. Y.:
Eribaum, 1987; Lamb M.E. (Ed.). The role the father in child development. N. Y.: Wiley, 1997.


22 Тема 14. Развитие личности

ла с участием отцов, а не матерей, показали такие же реакции неудоволь­ствия у детей, когда отец уходил, и такое же устремление к нему, когда он возвращался <...>. Более того, привязанность к отцу и к матери разви­вается у детей почти одновременно1. Т.е. можно сказать, что в раннем воз­расте у детей формируется прочная привязанность к обоим родителям.

Хотя привязанность к обоим родителям одинаково сильна и воз­никает одинаково рано, она различается по качеству. Главное различие состоит в том, что общение матери с детьми — это, в основном, забота, а общение отца — игра, причем игра отца с детьми сопровождается энер­гичными физическими действиями: папы поднимают детей на руки, рас­качивают их, подбрасывают в воздух. В отличие от отцов, матери играют с детьми более спокойно, рассказывая им истории, стихи и сказки, об­нимая и лаская их. Дети и реагируют соответственно, прибегая к маме, если им хочется заботы и ласки, и к папе — если хочется поиграть. Это различие закладывается еще в раннем детстве, когда маме ребенок чаще улыбается, а глядя на папу — смеется. Двое из троих детей, которые учат­ся ходить, в качестве партнера для игры выбирают папу, а не маму. Не­смотря на имеющиеся исключения, общая модель ясна: мама — это ком­форт и безопасность, папа — это развлечение и веселье2.

В чем причина таких различий? Конечно, социальные и экономичес­кие факторы играют здесь определенную роль. В большинстве культур мужчина — добытчик, и поэтому он меньше времени, чем женщина, зани­мается воспитанием детей. Т.е. если матери занимаются детьми на протя­жении целого дня, то отцы концентрируют свое общение с ними в коротких эпизодах интенсивной игры3.

Однако причины различий в моделях родительской заботы не ис­черпываются социально-экономическими факторами.

Существуют данные сравнительного исследования отцов, которые были «вторыми воспитателями» ребенка (как это часто бывает в американских семьях) и тех, которые были «первыми воспитателями». Поведение отцов из этих двух групп оказалось схожим. И те и другие играли со своими детьми в более активные игры, чем это делали матери4. Следовательно, от­цовское поведение не просто отражает действие социальных факторов. Оно,

1 См.: Pipp S., Esterbrooks МЛ., Brown S.R. Attachment status and complexity of in­
fant's self- and other-knowledge when tested with mother and father // Social Development.
1993. 2. P. 1-114.

2 См.: Clarke-Stewart A. And daddy makes three: The father's impact on mother and
young child // Child Development. 1978. 49. P. 466-478; Parke R.D. Fathers. Cambridge,
Mass.: Harvard Univ. Press, 1981; Lamb M.E. (Ed.). The role the father in child development.
N. Y.: Wiley, 1997.

3 См.: Roopnarine J.L., Johnson J.E., Hooper F.H. Children's play in diverse cultures.
Albany: SUNY press, 1994.

1 См.: Field T. Interaction behavior of primary versus secondary caretaker fathers // Developmental Psychology. 1978. 14. P. 183-184.


Глейтман Г., ФридлунА А, Райсберг Д Социальное развитие 23

скорее, базируется на тендерных ролях или врожденной склонности. К сказанному можно добавить, что активная игра, включающая шутливую борьбу, гораздо чаще встречается у самцов обезьян, чем у самок <...>.

Ранняя разлука с матерью и детские учреждения

Многие авторы считают, что ранняя разлука с матерью может причи­нить ребенку психологический вред. Так, Джон Боулби, позицию которого мы изложили выше, предполагает, что любое нарушение первичной привя­занности ребенка к матери приводит к развитию у него неуверенности в дальнейшей жизни. С этой точки зрения, разлука опасна для ребенка, а непрерывность общения с матерью играет важную роль в формировании его душевного здоровья1.

Одно время это мнение широко поддерживалось в Соединенных Шта­тах и имело разнообразные последствия для общества. Из-за него многие женщины не могли позволить себе оставить ребенка под присмотром дру­гого человека, что работающая женщина не может не делать. Эта точка зрения также влияла на решения судов относительно местопребывания ребенка в пользу дома (где, как подразумевается, у ребенка сформировалась привязанность), несмотря на очевидное отсутствие дома родительской забо­ты и жестокое обращение2.

Однако в последние годы эта позиция подвергается сомнению, что немаловажно, принимая во внимание, что более 60 процентов матерей в США сейчас работают вне дома, а количество семей с одним родителем растет. Семейная жизнь в Америке уже не та. Все чаще днем ребенок на­ходится в детских учреждениях, персонал которых проводит с ним даже больше времени, чем члены его собственной семьи3. Как все это отражает­ся на психологическом благополучии детей?

Некоторые факты свидетельствуют о том, что уменьшение количе­ства времени, которое дети проводят с матерью, дает негативный эффект. Например, дети, которые в первый год своей жизни проводили много вре­мени (более 20-ти часов в неделю) без матери, под присмотром других лиц, чаще других демонстрировали ненадежную привязанность в «ситуации с незнакомцем», а также были менее склонны выполнять требования или просьбы взрослых4.

1 См.: Bowlby J. Separation and loss. N. Y.: Basic Books, 1973.

2 См.: Maccoby E.E. Social development. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1980.

3 См.: Hofferth S.L. Child care in the United State today // The Future of Children.
1996. 6. P. 41-61.

4 См.: Barglow P., Vaughn B.E., Molitor N. Effects of maternal absence due to employment
on the quality of infant-mother attachment in a low-risk sample // Child Development. 1987.
58. P. 945-954; Belsky J. The effects of infant day care reconsidered // Infant Day Care,
Early Childhood Research Quarterly (Special Issue). 1988.3. P. 235-272; Belsky J., Braun-
gart J.M.
Are insecure-avoident infants with extensive day-care experience less stressed by
and more independent in the Strange Situation? // Child Development. 1991. 62. P. 657-671.


24 Тема 14. Развитие личности

Можно ли сказать, что эти данные выносят приговор детским уч­реждениям? Некоторые авторы полагают, что это не так. Они обращают внимание на то, что ненадежность привязанности у таких детей была ми­нимальной, а некоторые их поведенческие реакции в «ситуации с незна­комцем» были неверно интерпретированы экспериментаторами. Так, на­пример, то, что было названо «неподчинением», могло означать не непос­лушание и недисциплинированность, а всего лишь то, что ребенок, который проводит много времени вне дома, с воспитателями и сверстниками, более независим и уверен в своих силах. Действительно, данные исследований подтверждают, что дети, которые посещают дошкольные детские учреж­дения, превосходят своих сверстников, которые не посещают подобных учреждений, в уровне достижений, общительности и настойчивости1. Это и неудивительно, если принять во внимание, что мир ребенка в детском саду наполнен социальными взаимодействиями со сверстниками. Веро­ятно, этот богатый социальный опыт дает такие преимущества, которые компенсируют ребенку недостаток контакта с семьей.

В общем, мы можем заключить, что если качество ухода за ре­бенком в дневное время достаточно высоко, дети не страдают2. Если ка­чество ухода низкое, картина может быть иной. Например, данные одно­го исследования показали, что если качество работы детского учрежде­ния, которое посещает ребенок, низкое, то в дошкольном возрасте он будет с большей вероятностью вести себя невнимательно и необщитель­но, чем его сверстники, которые посещали учреждения с хорошим каче­ством обслуживания3. В другой работе было показано, что дети, которые в 4 года посещали хороший детский сад, в 8 лет превосходили по пока­зателям эмоционального и социального развития своих ровесников, при­надлежащих к тому же социальному слою и семьям с таким же дохо­дом, но посещавших не столь хорошие детские сады4.

Чем определяется качество детского учреждения? Соотношением количества взрослых с количеством детей; способом и качеством отбора воспитателей, уровнем текучести кадров и теми возможностями физичес­кого развития, которые учреждение предоставляет детям.

1 См.: Clarke-Stewart A. Infant day care: Malignant or maligned // Amer. Psychologist.
1989. 44. P. 266-273; Clarke-Stewart A. Daycare, rev. td. Cambridge, Mass.: Harvard Univ.
Press, 1993.

2 См.: Howes C, Hamilton C.E. Child care for young children // Spodek B. (Ed.). Handbook
of research on the education of young children // N. Y.: Macmillan, 1993; NICHD Early
Child Care Research Network The effects of infant child care on infant-mother attachment
security: Results of the NICHD study of early child care // Child Development. 1997. 68.
P. 860-879.

3 См.: Howes С Can the age of entry into child care and the quality of child care predict
adjustment in kindergarten? // Developmental Psychology. 1990. 26. P. 292-303.

4 См.: Vandell D.L., Henderson V.K., Wilson K.S, A longitudinal study of children with
day care experiences of varying quality // Child Development. 1988. 59. P. 1286-1292.


Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 25

Трагично, но по этим критериям большинство дошкольных центров ОПТА (86 процентов, согласно недавнему исследованию) были квалифици­рованы как «плохие» или «посредственные», и только 14 процентов — как «хорошие1. На низкое качество воспитания обречены наиболее уязвимые дети — младенцы и те, кто только учится ходить, особенно из семей с низ­ким уровнем дохода, не имеющих возможности много платить за уход за детьми2.

Когда привязанность вообще отсутствует

Итак мы установили, что ненадежная привязанность как следствие плохого качества ухода за ребенком в дневное время или отношений с родителями, нарушенных разводом, вредна для детей. Но что же проис­ходит в том случае, когда привязанность вовсе не сформировалась?

Дети, которые воспитываются в неподходящих учреждениях. Некото­рые факты были получены при исследовании детей, которые воспитыва­лись в приюте, где получали нормальное питание и заботу с материальной точки зрения, но социальная и сенсорная стимуляции были при этом ми­нимальными. В одном таком учреждении дети в первые 8 месяцев прожи­вания содержались в отдельных комнатках, чтобы предупредить инфекци­онные заболевания. Короткие контакты со взрослыми были ограничены временем, в течение которого детей кормили или пеленали. Кормление происходило в кроватке с закрепленной бутылочкой. Социальный обмен был минимальным, вербальное общение — тоже, с детьми практически не играли, и шанс, что няня придет на крик ребенка, был ничтожно мал3.

Когда этих детей сравнивали с теми, кто воспитывался в нормаль­ных условиях, в первые 3—4 месяца не наблюдалось никакой разницы. После этого срока проявлялись резкие различия между группами. Дети, которым не хватало общения, демонстрировали серьезные нарушения со­циального развития. Некоторые из них ненасытно требовали любви и внимания. Другие (большая часть) были апатичны в своих реакциях на людей. Они редко пытались приблизиться к взрослым для того, чтобы их обняли или погладили. Остальные (меньшая часть) сидели в углу своей кроватки, погруженные в себя, и раскачивались взад-вперед с ничего не выражающим лицом.

1 См.: Cost, Quality, and Outcomes Study Team // Cost, quality, and child outcome in
child-care centers, executive summary. Denver: Economies Dep., Univ of Colorado at Denver,
1995.

2 См.: Helburn S.W., Howes C. Child care cost and quality // The Future of Children.
1996. 6. P. 62-82.

3 См.: Goldfarb W. Emotional and intellectual consequences of psychological deprivation
in infancy: A reevaluation // Hock P.H., Zubin J. (Eds.). Psychopathology of childhood.
N. Y.: Grune and Stratton, 1955; Provence S.,Lipton R.C. Infants in institution. N. Y.:
International Univ. Press, 1962; Dennis W. Children of the creche. N. Y.: Appleton-Century-
Crofts, 1973.


26 Тема 14. Развитие личности

Негативные последствия ранней изоляции сказываются долго. На­пример, некоторые исследования показывают, что большая часть приютс­ких детей (если не все) впоследствии имеют дефицит умственного развития, в частности вербального и абстрактного мышления, который сохраняется до подросткового возраста и позже. Изоляция является также причиной долговременных социальных и эмоциональных нарушений, включая повы­шенную физическую агрессивность, отклоняющееся поведение и равноду­шие к другим1.

Подобные проблемы возникают не просто потому, что ребенок вос­питывался в приюте. Значение имеет качество приюта (что аналогично случаю с дошкольными детскими учреждениями, который мы уже рас­смотрели): дети из приюта, где качество воспитания было хорошим, не имеют таких проблем. Например, в одном исследовании изучались дети, которые не менее 2-х лет воспитывались в приюте, где имелась возмож­ность общения. В 4 или в 8 лет, после того как они были приняты в се­мью или взяты на воспитание, они демонстрировали лучшие показатели эмоционального и социального развития, чем те дети, которые вернулись к своим родителям2.

Обратимы ли эффекты социальной депривации в раннем возрасте? Совершенно ясно, что значительная социальная депривация в этом возра­сте имеет неблагоприятные последствия. Но происходит ли это именно потому, что опыт депривации был пережит так рано? Иными словами, явля­ется ли раннее детство периодом, особенно важным —- и даже критическим — для развития человека? И являются ли последствия неблагоприятного раннего жизненного опыта необратимыми? По мнению Фрейда — и многих других психологов, — ответ однозначно положительный. Для Фрейда не существовало вопроса: «Имеют ли события первых лет жизни ребенка пер­востепенное значение для всей его последующей жизни?». Его позиция в определенной степени была близка кальвинистской доктрине предназначе­ния. Согласно Джону Кальвину, каждому человеку предназначено быть благословенным или проклятым даже до того, как он родился. По Фрей­ду, жребий брошен уже к 5 или б годам.

Судя по результатам более поздних исследований, роль прошлого не столь всеобъемлюща, как полагал Фрейд. В одной работе запущенные или изолированные дети изучались после того, как они были перемещены в более благоприятные условия воспитания. Их состояние было в каждом индивидуальном случае разным: у одних наступило значительное улуч­шение, другие сохранили серьезные социальные и интеллектуальные на­рушения3.

1 См.: Yarrow L.J. Maternal deprivation: Toward an empirical and conceptual reevaluation
// Psychol. Bulletin. 1961. 58. P. 9-490.

2 См.: Tizard В., Hodges J. The effect of early institutional rearing on the development
of eight-year-old children // J. of Child Psychology and Psychiatry. 1978. 19. P. 98-118.

3 См.: Cole M., Cole S.R. The development of children. N. Y.: Freemen, 1996.


Глейтман Г., Фридлунл А., РайсбергА^ Социальное развитие 27

В свете этих данных приходится пересмотреть традиционное мне­ние о том, что ранний социальный опыт играет основополагающую роль в дальнейшей жизни. Конечно, ранний опыт является необходимым фун­даментом, на котором строятся дальнейшие социальные отношения. Но младенческий и детский опыт не влияет напрямую на поведение взрос­лого человека. На самом деле каждый шаг в социальном развитии яв­ляется предпосылкой для следующего. Ранние детские годы критичны в том смысле, что определенные социальные модели (такие, например, как способность к формированию привязанности к другим людям) с большей вероятностью закладываются в этом возрасте. Ранняя привя­занность — это необходимое предварительное условие для формирования всех других привязанностей. Дети, которых никогда не любили родители, скорее всего, будут пугаться своих сверстников, а также переживать зат­руднения в своем дальнейшем социальном развитии. Но хотя ранние привязанности (к матери и отцу) закладывают фундамент для более по­здних (к друзьям, любимым и к собственным детям), те и другие разли­чаются по качеству. Следовательно, могут существовать пути получения инструментов социального взаимодействия, которые помогают справить­ся с влиянием трудностей раннего детства. Прошлое влияет на настоя­щее, но не определяет его.

Скажем, самый простой путь на второй этаж дома ведет через пер­вый. Но ведь всегда можно принести лестницу и забраться на второй этаж через окно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 724; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.