Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели родительского воспитания




Однако в психологии развития существует и другой подход. Не ак­центируя свое внимание на отдельных воспитательных действиях, сторон­ники данного подхода обратились к общей атмосфере в доме, где воспиты­ваются дети2.

В ряде исследований экспериментаторы просили родителей описать, как они обращаются с детьми, а также наблюдали за ними в разных ситуа­циях. Так были выявлены несколько моделей родительского воспитания. Первая была названа автократической моделью. Здесь родители были вер­ны жестким стандартам, относительно которых решалось, как дети долж­ны или не должны себя вести, и согласно которым формировалось поведе­ние детей. Эта модель предполагает наличие в семье твердых правил и строгую кару за малейшее их нарушение (включая телесные наказания). Родители, придерживающиеся автократической модели воспитания, не счи­тают нужным объяснять детям свои решения, и ожидают от них беспре­кословного повиновения: «Это потому, что я так сказал, вот почему».

Противоположной крайностью является разрешающая модель, где ребенок почти не сталкивается с нормами и правилами поведения. Роди­тели стараются не навязывать ребенку свой авторитет, не ограничивают и не контролируют его, не склонны к жесткому расписанию (например, сна и бодрствования или просмотра телевизионных передач) и редко ис­пользуют наказания. Они почти ничего не требуют от своих детей, будь

1 См.: Orlansky H. Infant care and personality // Psychol. Bulletin. 1949. 46. P. 1-48;
Zigler E., Child I.L. Socialization // Lindsey G., Aronson E. (Eds.). The handbook of social
psychology. Vol. 3. Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1969; Zigler E., Lamb M.B., Child I.L.
Socialization and personality development. N. Y.: Oxford Univ. Press, 1982.

2 См.: Baumrind D. Child care practices anteceding three patterns of preschool behavior
// Genetic Psychology Monographs. 1967. 75. P. 43-88; Baumrind D. Current patterns of
parental authority // Genetic Psychology Monographs. 1971. 1; Maccoby E.E., Martin Jjl.
Socialization in the context of the family: Parent-child interaction // Mussen P.H. (Ed.).
Carmichael's manual of child psychology. Vol. 4: Socialization, personality and social
development. Hetherington M.E. Vol. ed. N. Y.: Wiley, 1983.


32 Тема 14. Развитие личности

то уборка в детской комнате, выполнение домашних заданий или помощь родителям в домашних делах.

Автократичные родители угрожают детям своей властью, разреша­ющие, наоборот, складывают с себя властные полномочия. Но существует и третья модель, до некоторой степени находящаяся между двумя пер­выми. Она называется авторитетно-взаимной моделью, так как в этом случае родители пользуются властью и в то же время принимают точку зрения детей и рассматривают их требования (конечно же, только в том случае, если требования разумны). Такие родители устанавливают для своих детей правила поведения и настаивают на их соблюдении, когда это необходимо. Они требовательны, они возлагают на своих детей обязанно­сти и ожидают, что дети будут вести себя ответственно. Они проводят много времени, объясняя детям, как делать правильно, но, в то же время, поощряют независимость и допускают обмен мнениями. В отличие от разрешающих родителей, они управляют своими детьми, а в отличие от автократичных, делают это с согласия детей.

Эти три обобщенные модели были выведены на основе наблюдения за детьми и их родителями, принадлежащими, по большей части, к средне­му классу. Но они не охватывают всего многообразия моделей родитель­ского воспитания в разных культурах. Например, в китайской семье от ребенка ожидают послушания, но при этом к послушанию его побужда­ют теплотой, доверием и вовлечением в дела семьи, а не запугиванием и навязыванием правил1.

Существуют ли различия между детьми, воспитанными в рамках разных моделей? В одном исследовании американские дошкольники наб­людались в разных ситуациях. Дети, воспитанные автократичными ро­дителями, были более замкнутыми, зависимыми, более агрессивными и вспыльчивыми (особенно мальчики). Неожиданным оказалось то, что ро­дительская модель, расположенная на противоположном конце спектра, дала те же результаты. Т.е. дети разрешающих родителей тоже были зависимыми и вспыльчивыми. К тому же они оказались инфантильны­ми и не проявляли достаточной ответственности за свои поступки. В про­тивоположность первым двум группам, дети, воспитанные в рамках авто­ритетно-взаимной модели, были более независимыми, компетентными и социально ответственными.

Также имеются данные о том, что модель воспитания, которой ро­дители придерживались, когда детям было 3 или 4 года, влияет на пове­дение детей и в более позднем возрасте. Так, в 8—9 лет дети, родители которых пять лет назад предпочитали разрешающую или автократичес­кую модель, были не уверены в себе и не отличались оригинальностью мышления. Авторитетно-взаимная модель воспитания оказалась более

1 См.: Chao R.K. Beyond parental control and authoritarian parenting style: Under­standing Chinese parenting through the cultural notion of training // Child Development. 1994. 65. P. 1111-1119.


Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД, Социальное развитие 33

эффективной. Дети, чьи родители в свое время избрали эту модель, более уверенно чувствовали себя, когда им приходилось решать сложные ин­теллектуальные задачи, имели ясно выраженный мотив достижения цели и более свободно чувствовали себя в обществе других людей1. Более по­здние исследования показали, что преимущества авторитетно-взаимной модели проявляются даже в студенческом возрасте, в высшей школе, где дети, воспитанные в таком стиле, получают более высокие оценки и бо­лее успешно адаптируются социально2.

Но можем ли мы уверенно утверждать, что такие различия в поведе­нии и учебных достижениях обусловлены моделью воспитания? Возможно, автократическая модель воспитания действительно делает детей угрюмы­ми и дерзкими, но с той же вероятностью можно предположить, что такая модель — это единственный выход для родителей, которым приходится иметь дело с угрюмым и дерзким ребенком. Аналогично, родители добро­душных, миролюбивых детей выбирают для себя разрешающую модель, а родители ответственных и независимых детей имеют возможность поддер­живать с ними равные отношения, даже когда они еще совсем маленькие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.