Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От четырех до шести




Описанный нами процесс идет на протяжении дошкольных лет и далее. Эволюция Я еще далека от завершения. Как мы сказали, дошколь­ник легко теряет свою самоидентичность. Он огорчается, если мы не уз­наем его превращений. Фантазия и реальность сливаются. В игровой жизни господствует выдумка. Появляются воображаемые товарищи. У 20 % (а возможно, и больше) детей в возрасте от четырех до шести лет есть воображаемые товарищи2.

У ребенка этого возраста есть еще затруднения с местоимениями. Маргарет Мид описывает диалог между ярким четырехлеткой и его учи­телем3:

Стюарт: Знаете, Я — это имя. Мое имя.

Учитель: Я — это и мое имя.

1 См.: Mead G. H. Mind, self and society. Chicago: Univ. of Chicago Press, 1934.

2 См.: Ames L. В., Learned J. Imaginary companions and related phenomena // Journal of Genetic
Psychology. 1943. Vol. 62. P. 147-167.

3 Mead M. New lives for old. N. Y.: Morrow, 1956. P. 128.


166 Тема 14. Развитие личности

Стюарт: Нет, мое. Как оно может быть твоим? Я — это Я.

Учитель: Я тоже.

Стюарт: Нет. Ты — не Я. Я — это Я. Ты — это ты. (После паузы) Я — это Я для меня, а ты — Я для тебя!

Это хороший пример научения посредством инсайта. Внезапная пе­ремена в точке зрения Стюарта является также примером того, что Пиаже называет «реципрокностью». Спустя некоторое время ребенок, наконец, оказывается в состоянии встать на точку зрения «другого» и, делая так, оттачивает свое собственное чувство отделения от других1.

В этот период телесное Я ощущается все сильнее. Пятилетний маль­чик перед операцией по удалению миндалин сказал: «Мне не нравится, чтобы я не был самим собой, а именно это произойдет, если из меня забе­рут даже самую маленькую миндалину»2. Фрейдисты назвали бы страх этого мальчика разновидностью страха кастрации. Все части тела, особен­но гениталии, начинают казаться ребенку приватными и важными. Неум­ные взрослые, угрожающие ребенку нанесением телесных повреждений (например, «отрезать это», когда ребенок занимается сексуальными играми), сеют глубокие страхи и, таким образом, угрожают развивающемуся жела­нию автономии и целостности. Наши тела — это наши предпочтения. Даже когда мы достаточно стары, знаем свои ограничения и страдаем от этого знания, мы все еще согласны с Тачстоуном: «Уродливая вещь, но моя соб­ственная».

В одном отношении ребенок четырех-шести лет ужасно эгоцент­ричен. Он рассматривает мир как существующий для его пользы. Он счи­тает, что солнце следует за ним, чтобы посмотреть, хороший ли он маль­чик. Для него Бог или Санта Клаус — это существа, основная обязанность которых — служить ему. Ребенок фактически не осознает никакой струк­туры мышления, отличной от его собственной (существуют только скуд­ные зачатки реципрокности). Он принимает свою точку зрения за аб­солютную, убежден, что другие думают так же, как он, и не чувствует необходимости объяснять свои утверждения. Но вся эта эгоцентричность, строго говоря, не является сфокусированной на себе, она вытекает просто из субъективной природы мышления ребенка в этот период. Он не знает, что это исключительно его.

1 Полномасштабная «реципрокность» невозможна примерно до возраста 12 лет, когда
ребенок обычно осознает, что точка зрения другого человека может быть так же хороша и
верна, как и его собственная. Исследование показывает, что швейцарские дети до 12 лет
убеждены, что французы в глубине души на самом деле хотели бы быть швейцарцами.
Только в пубертатном периоде они действительно понимают, что другому человеку его
взгляды на жизнь кажутся такими же правильными и желательными, какими взгляды
ребенка кажутся ему. Полноценная реципрокность достигается медленно. Даже некото­
рым взрослым не удается ее достичь (См.: Piaget J., Weil A. The development in children of
the idea of the homeland and of relations with other countries // International Social Science
Bulletin. 1951. Vol. 3. P. 561-578).

2 Stone L. J., Church J. Childhood and adolescence. N. Y.: Random House, 1957. P. 161.


Олпорт Г. Развитие чувства Я 167

В течение этого периода к трем аспектам самости, которые мы ра­нее обсудили, добавляются еще два:

Аспект 4 — расширение Я.

Аспект 5 — образ Я.

Мы сказали, что чувство соперничества появляется только после трех лет. С ним приходит чувство обладания. Мяч мой, мне принадле­жит трехколесный велосипед. Мой папа, мой брат, мой дом ощущаются как теплые части моего Я. Конечно, ребенок еще не может расширить себя настолько, чтобы охватить свою страну, свою церковь или свою ка­рьеру. Относительно взрослых мы иногда говорим: «Человек — это то, что он любит» <...>. Говоря так, мы имеем в виду, что лучше узнаем личность через знание того, что входит в расширенное Я. Но у малень­кого ребенка есть только зачатки такого расширения Я.

В зачаточном состоянии находится также и образ Я. Ребенок начи­нает узнавать, что его родители хотят, чтобы он был «хорошим» мальчи­ком, а также что временами он «непослушный». Через процесс взаимо­действия он узнает, что именно его родители ожидают от него, и сравни­вает эти ожидания со своим собственным поведением. Конечно, пока еще у него нет ни ясно развитого сознания, ни какого-либо образа себя, каким бы он хотел стать, когда вырастет. Однако он закладывает фундамент для намерений, целей, чувства моральной ответственности и самопознания. Все это позднее сыграет большую роль в его личности. В детстве способность думать о себе (какой ты есть, каким хочешь стать и каким должен стать) только зарождается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.