Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешнее подкрепление




Последующие детерминанты

<...> Исследования, посвященные регулированию поведения посред­ством результатов, в основном были направлены на немедленно проис­ходящие внешние последствия. В теориях, которые признают только роль внешних последствий и полагают, что они автоматически формируют по­ведение, считается, что люди чисто механически реагируют на воздействия окружения. Однако внешние последствия, хотя и обладают существенным влиянием, не являются только видом результатов, которые определяют поведение человека. Люди частично руководствуются в своем поведении наблюдаемыми последствиями, а также теми последствиями, которые они сами для себя создают. Подобная система с тремя факторами регулиро­вания, основанная на внешних, косвенных и самопроизводимых послед­ствиях, далее подвергается подробному рассмотрению.

Наиболее впечатляющей демонстрацией того, каким образом на пове­дение влияют его последствия, является исследование с использованием ре­версивной цели. В этой процедуре проявление выбранного поведения фик­сируется в естественных условиях. Затем измеряются изменения в поведении при успешном введении или устранении подкрепляющего влияния.

Применение процедур подкрепления для модификации множества разнообразных проявлений упрямства доказывает символический харак-

1 См.: Bandura A. Aggression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffs N. J.:
Prentice-Hall, 1973; Liebert R.M., Neale J.M., Davidson E.S. The Early Window: Effects of
Television on Children and Youth. N. Y.: Pergamon Press, 1973.

2 См.: Parker E.P. Information Utilities and MassCommunication // H. Sackman, N. Nie
(Eds.). Information Utilities and Social Choice. AFIPS Press, Montvale N. Y., 1970.


Бандура А. [Основные положения теории социального научения] 239

тер этого подхода. Один из случаев, отобранный из множества других и описанный Харрисом, Вольфом и Баером1, иллюстрирует успешное ревер­сирование. Во-первых, индивидуум, у которого наблюдаются затруднения, в течение некоторого времени находится под наблюдением, чтобы опре­делить частоту проявлений дисфункционального поведения; контексты, в которых это поведение проявляется; а также реакцию окружающих. В рассматриваемом случае крайне замкнутый мальчик проводил до 80% своего времени в детском саду в уединении. Наблюдения выявили, что воспитатели бессознательно поощряли замкнутость ребенка, уделяя ему особое внимание именно тогда, когда он замыкался в себе, откликались на его чувство одиночества, утешали его и уговаривали играть со сверст­никами. А в тех редких случаях, когда ребенок все-таки начинал играть с другими детьми, на него не обращали особого внимания.

Во второй фазе программы устанавливается новый набор подкрепле­ний. В упомянутом выше случае воспитатели перестали поощрять замк­нутость своим вниманием и поддержкой. Вместо этого, заметив момент, когда мальчик начинал играть с группой детей, воспитательница присоеди­нялась к этой группе и полностью отдавала ей свое внимание. В довольно короткое время замкнутое поведение мальчика заметно ослабилось и он стал проводить до 60% времени в общих играх с другими детьми.

После того как достигаются желаемые изменения, восстанавливается первоначальная практика подкрепления с целью определения того, была ли дисфункция поведения фактически поддержана его социальными послед­ствиями. В этой третьей фазе воспитатели вели себя как обычно, не обра­щали внимания на проявления общительности ребенка и утешали его, ког­да он уединялся. В результате этого подхода ребенок снова погрузился в замкнутость. Открытия, подобные этому, подчеркивают необходимость оце­нивать социальные методики по их воздействию на реципиента, а не по гуманитарным намерениям исполнителей.

В финальной фазе снова поэтапно вводятся полезные условия, дис­функциональные проявления устраняются, а адаптивные проявления воз­награждаются до тех пор, пока они не будут адекватно поддерживаться своими естественными последствиями. В рассматриваемом случае воспи­татели постепенно сокращали свое вознаграждающее внимание по мере того, как ребенок начинал получать все большее удовольствие от игр и общения с ровесниками. В ходе последующих наблюдений ребенок про­должал получать удовольствие от общественных взаимоотношений, что явилось резким контрастом с его прежней замкнутостью.

В многочисленных исследованиях, применяющих побудительные про­цедуры для детей и взрослых, самые разнообразные проявления вредно­го поведения — включая травмоопасные действия, агрессивность, психо-

1 См.: Harris F.R., Wolfe MM.. Baer DM. Effects of Adult Social Reinforcement on Child Behavior // Young Children. 1964. 20. P. 8-17.


240 Тема 14. Развитие личности

соматические расстройства, намеренный обман, аутизм, хроническую ано-рексию, психогенные припадки, астматические приступы, психотические состояния, и прочие длительные расстройства — успешно уничтожались, восстанавливались и снова уничтожались посредством изменения под­крепляющих последствий. <...>




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.