Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода и детерминизм




И работа самоуправления

Реципрокное влияние

Реципрокный детерминизм

При обсуждении казуальных процессов неизбежно встает фундамен­тальный вопрос о детерминизме и личной свободе. При исследовании этих проблем важно провести разграничение между метафизическими и со­циальными аспектами понятия свободы. На эту тему возникает много споров — как из-за неопределенности обсуждаемых границ свободы, так и разногласий по поводу доктрины детерминизма.

Давайте для начала рассмотрим свободу в социальном смысле. То, что свобода — иллюзия, как утверждают некоторые авторы, или соци­альная реальность исключительной важности — зависит от придаваемо­го ей значения. В рамках социального научения свобода определяется в терминах количества возможностей выбора, доступных человеку, и пра­вом на их осуществление. Чем больше поведенческих альтернатив и пре­рогатив люди имеют, тем больше их свобода действий. <...>

В философских трактатах свобода часто рассматривается в качестве антитезиса детерминизма. Когда свобода определяется в терминах прав и возможностей выбора, то при таком подходе пропадает ее несовместимость с детерминизмом. С этой точки зрения свобода не воспринимается негатив­но, как отсутствие средств воздействия или просто недостаток внешнего принуждения. Скорее, она определяется позитивно в терминах навыков личных команд и опыта самовлияния, которые являются выбором, сделан­ным в соответствии с действующими требованиями. При одних и тех же требованиях окружающей среды индивидуумы, которые имеют больше по­веденческих возможностей и умеют управлять своим собственным пове­дением, будут испытывать большую свободу по сравнению с теми, чьи лич­ностные ресурсы ограничены.


Бандура А. [Основные положения теории социального научения] 247

Анализ свободы с психологической точки зрения, в конце концов, приводит к рассуждениям о метафизической природе детерминизма. Оп­ределяют ли люди отчасти свое поведение сами или оно управляется ис­ключительно теми силами, которые находятся вне их контроля. Споры по этой проблеме, имеющие долгую историю, вновь оживились после заявле­ния Скиннера о том, что помимо влияния генетических факторов, поведе­ние человека частично управляется внешними условиями (к примеру: «Не человек воздействует на мир, а мир воздействует на человека»1. Главная проблема, возникающая при таком анализе, состоит в том, что при этом окружающая среда изображается как независимая сила, которая автомати­чески формирует и контролирует поведение.

Однако, подобно поведению, среда также имеет свои причины. Разу­меется, справедливо то, что поведение регулируется внешними условия­ми, но условия также отчасти являются результатом действий человека. Действия людей играют активную роль в создании тех подкрепляющих условий, которые оказывают на них свое воздействие. Как было показа­но ранее, поведение отчасти формирует внешнюю среду и среда влияет на поведение реципрокным образом. Поэтому к часто повторяемому из­речению «измени внешние условия и ты изменишь поведение», следует добавить обратную фразу — «измени поведение и ты изменишь внешние условия». <...>

Люди могут считаться отчасти свободными, пока они могут влиять на будущие обстоятельства посредством управления своим поведением. Хотя выбор индивидуальных типов воздействий из имеющегося набора альтернатив уже сам по себе детерминирован, тем не менее, индивидуу­мы могут влиять на некоторые факторы, которые определяют их выбор. С точки зрения философского анализа все события могут быть объясне­ны бесконечной регрессией причин. В рамках таких рассуждений обыч­но особое внимание обращается на то, как действия людей определяются предшествующими условиями, но пренебрегается реципрокная часть про­цесса, показывающая, как условия, в свою очередь, частично определяют­ся действиями человека. Применение методов самоконтроля показывает, что люди способны направлять свои действия на достижение важных для них целей путем приспосабливания внешних условий для наиболее ве­роятного достижения соответствующего поведения, а также посредством создания когнитивных целей и самоподкрепляющих последствий для их поддержки. Индивидуумы могут быть информированы о том, как идет процесс, а также может быть оказана некоторая первоначальная внешняя поддержка их усилиям, но это не отрицает того факта, что самопроизво­димые воздействия влияют на достижение поставленных целей. Поэто­му любой отчет о детерминантах человеческого поведения должен вклю­чать в себя в качестве важного фактора самопроизводимые воздействия.

Skinner B.F. Beyond Freedom and Dignity. N. Y.: Knopf, 1971. P. 211.


248 Тема 14, Развитие личности

Утверждать, как это часто делают сторонники внешнего детерми­низма, что людьми управляют внешние силы, и одновременно доказывать, что они изменяют общество посредством применения психотехнологий, обозначает скрытое опровержение базовой посылки высказывания. Если бы люди были в действительности не способны влиять на свои собствен­ные действия, они могли бы описывать и предсказывать внешние явле­ния, но крайне тяжелой задачей было бы осуществление направленного на них контроля. Однако, когда это касается социальных перемен, самые радикальные сторонники внешнего детерминизма становятся пламенны­ми защитниками прав человека на изменение внешних условий ради до­стижения лучшей жизни.

В отсталом казуальном анализе внешние условия обычно представ­ляются как управляющие людьми, тогда как передовой детерминистский анализ целей, которые люди устанавливают себе и впоследствии достигают, показывает, как люди могут формировать внешние условия для наилучше­го выполнения своих задач. Каждый человек преуспевает в этом по-разно­му. Чем сильнее его интуиция, богаче опыт и крепче сила воли — т.е. чем более развиты его приобретенные навыки, — тем успешнее он продвигает­ся к поставленной цели. Благодаря возможностям реципрокного влияния люди все же могут в определенной мере быть творцами своих судеб. Таким образом, предметом спора является не сам детерминизм, а вопрос о том, следует ли трактовать его как односторонний или двусторонний процесс управления. Благодаря взаимозависимости поведения и окружающих ус­ловий, детерминизм не представляет фаталистического взгляда, где инди­видуумы только пешки в игре внешних сил.

На психологические перспективы детерминизма, как и на другие ас­пекты теоретизирования, влияют природа и направленность социальной практики. Сторонники внешнего детерминизма склонны использовать свои методы главным образом в служении институционально описательным формам поведения. Сторонники личностного детерминизма предпочитают разрабатывать проблему самоуправляемых потенциальных возможностей. Этот поведенческий подход имеет много общего с гуманизмом. Однако те­оретики поведения признают, что «самоактуализация» ни в коем случае не ограничивается только человеческими добродетелями. Каждый индивиду­ум имеет множество потенциальных возможностей, которые могут быть актуализированы во благо или во вред. От рук самоактуализировавшихся тиранов люди на протяжении лет претерпевают и будут претерпевать серь­езные испытания. Поэтому эгоцентричная этика самореализации должна быть видоизменена с учетом социальных последствий такого поведения. Бихевиористы обычно подчеркивают роль внешних источников контроля, в то время как гуманисты стремятся ограничить свои интересы личност­ным контролем. Социальное научение включает в себя оба аспекта процес­са двухстороннего воздействия.


Бандура А. [Основные положения теории социального научения] 249

Когда окружающая среда рассматривается, скорее, как автономная, чем влиятельная детерминанта поведения, оценка внутренних достоинств и достижений человека снижается. Если изобретательность сдерживается внешними обстоятельствами, то среда мотивирует людей на достижения и порицает их за слабости или прегрешения. В противоположность такому одностороннему взгляду признается, что человеческие достижения есть результат реципрокного взаимодействия внешних обстоятельств с множе­ством личностных детерминант, включая врожденную одаренность, приоб­ретенные навыки, рефлексивное мышление и высокий уровень самоини­циативы.

Например, композиторы своими творческими усилиями помогают формировать вкусы и публика в свою очередь поддерживает их устрем­ления до тех пор, пока сторонники новых музыкальных направлений не выработают у публики новые предпочтения. Каждая последующая фор­ма артистизма есть результат подобного двустороннего процесса взаимо­влияния, при котором общий успех не может быть приписан только об­стоятельствам или только личности.

Наивысшие достижения в любой области требуют значительного применения самодисциплины. После того как индивидуумы адаптируют оценочные стандарты, они тратят много времени на то, чтобы довести свое собственное исполнение до уровня самоудовлетворения. На данном уровне функционирования мотивация достижения в значительной мере находится под самоподкрепляющим контролем. Навыки совершенству­ются до такой степени, что доставляют удовольствие как исполнителю, так и публике.

Без самовырабатываемых влияний было бы очень трудно осуществ­лять многие из новаторских попыток. Это объясняется тем, что необыч­ное сначала встречает сопротивление, затем воспринимается с осторож­ностью — до тех пор, пока не докажет свою практическую ценность или не завоюет себе влиятельных сторонников. Как результат, первые попыт­ки новаторов обычно скорее встречают отпор, чем получают признание и вознаграждение. В истории немало примеров, когда артисты и компо­зиторы, пытавшиеся порвать с устоявшимися формами и стилями, стано­вились объектами насмешек и оскорблений. Немногие из них получили признание лишь в конце своей творческой карьеры. Другие же, твердо убежденные в достоинствах своих произведений, продолжали без устали трудиться дальше, несмотря на то, что их работы в течение их жизни по­лучали только негативные оценки. Идеологические, в меньшей степени технологические изменения происходят сходным образом. В то время как новаторские идеи могут получать случайную общественную поддер­жку на ранних этапах внедрения, внешние условия сами по себе не яв­ляются особенно благоприятными для реализации любых нестандартных попыток.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 811; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.