Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутренняя природа человека




Наши рассуждения заставляют нас сделать два основополагающих вывода. Во-первых, следует признать, что природа человека не сводится лишь к анатомии и физиологии, со всей обязательностью она включает в себя его базовые потребности и его психологические возможности. Во-вторых, как мы уже говорили, психологическая природа человека очень слаба, она затаена и трудноразличима.

На чем основывается наша убежденность в том, что потребности и тенденции, которые мы называем базовыми, имеют врожденный характер? Я провел анализ двенадцати независимых друг от друга рядов экспери­ментальных и клинических данных2 и на основании этого анализа готов сделать четыре вывода. Во-первых, данные исследований свидетельствуют о том, что фрустрация базовых потребностей и тенденций психопатогенна, т.е. приводит к нездоровью человека. Во-вторых, можно говорить о том, что удовлетворение этих потребностей, реализация этих тенденций способству­ет формированию здоровой личности (т.е. удовлетворение евпсихогенно), чего нельзя сказать об удовлетворении невротических потребностей. В-тре­тьих, базовые потребности и тенденции человека спонтанно проявляются в условиях свободного выбора. В-четвертых, их можно непосредственно изу­чить на выборке здоровых, самоактуализированных людей.

При исследовании базовых потребностей нельзя полагаться только на интроспективные отчеты, в равной степени бессмысленно основывать­ся на одних лишь исследованиях бессознательных желаний. Невротичес­кие и базовые потребности зачастую имеют сходную феноменологию, они могут одинаково ощущаться и переживаться человеком. И те, и другие требуют своего удовлетворения, и те, и другие стремятся завладеть созна­нием человека; они сходным образом представлены в сознании, и поэто-

1 По мнению Люси Джесснер, неотчетливость потребностей человека объясняется тем,
что человек, в отличие от животных, склонен к чрезмерному их удовлетворению.

2 См.: Maslow A.H. Criteria for judging needs to be instinctoid // Jones M.R. (ed.).
Human motivation: A Symposium. Lincoln, Neb.: Univ. of Nebraska Press, 1965.


Маслоу А. [Психотерапия, основанная на теории базовых потребностей] 455

му человеку редко когда удается отличить одно от другого. Только в мгновения инсайта, или на пороге смерти человек постигает разницу между истинными желаниями и желаниями внешними, случайными, несущественными (как это было с Иваном Ильичом, героем произведе­ния Льва Толстого).

Для того, чтобы уяснить природу того или иного желания, той или иной поведенческой тенденции, всегда следует искать некую внешнюю переменную, с которой можно было бы соотнести это желание или эту тенденцию, и искать ее следует в континууме «невроз—здоровье». Мы все более убеждаемся в том, что агрессивность вовсе не обусловлена ба­зовой природой человека, ее нужно рассматривать скорее как реакцию организма, скорее как следствие, нежели как причину. Злобный, агрес­сивный человек в процессе психотерапии становится менее злобным, ме­нее агрессивным, и наоборот, здоровый человек, заболевая, начинает про­являть агрессию.

Нам известно, что удовлетворение невротических потребностей, в отличие от базового удовлетворения, не приносит человеку здоровья и счастья. Невротик, жаждущий власти, даже получив ее, не излечивается от невроза — невротическая жажда власти неутолима. Сколько бы ни ел невротик, он все равно останется голодным (потому что на самом деле ему нужна не пища, а нечто иное). Удовлетворение невротических пот­ребностей, равно как и их фрустрация, никак не отражается на состоя­нии здоровья индивидуума.

Удовлетворение базовых потребностей, таких, как потребности в бе­зопасности и любви, обязательно влечет за собой улучшение состояния здоровья человека. Удовлетворение базовых потребностей, в отличие от невротических, приводит к их насыщению, фрустрация базовых потребно­стей чревата нездоровьем.

Все сказанное, судя по всему, верно и по отношению к более специ­фичным базовым устремлениям, таким, как потребность в познании, по­требность в интеллектуальной активности. (Этот вывод основывается только на клинических наблюдениях.) Потребность в познании имеет ха­рактер позыва, она требует своего удовлетворения. Удовлетворив ее, че­ловек развивается гармонично и счастливо; фрустрация этой потребнос­ти и ее подавление вызывают разнообразные и очень специфичные, еще не до конца изученные нами расстройства.

Наиболее очевидной техникой для исследования базовых потреб­ностей мне представляется непосредственное изучение действительно здоровых людей. На основании того, что мы знаем сегодня о здоровье, мы можем отобрать из общей популяции относительно здоровых инди­видуумов. Затем, признав, что совершенных людей не существует, мы применяем принцип вроде того, что применяют геологи, ищущие место­рождение радия — чем выше концентрация радия, тем сильнее радиа­ция, которую он излучает.


456 Тема 14. Развитие личности

Исследование, описанное мною в главе 11, показывает возможность научного познания и описания нормы, которую я понимаю как психологи­ческое здоровье, подкрепленное более-менее полной реализацией всех зало­женных в человеке возможностей. Познавая, что представляют из себя хо­рошие люди или какими они должны быть, мы даем человечеству (или тем его представителям, которые хотят стать лучше) своего рода образец для подражания.

В настоящее время наиболее полно из всех базовых потребностей изу­чена потребность в любви. Именно на примере этой потребности мне и хо­чется показать, каким образом четыре сделанных нами вывода могут по­мочь нам отделить врожденное и универсальное в человеке от внешнего и случайного.

1. Практически все психотерапевты сходятся во мнении относитель­
но того, что большинство неврозов уходит своими корнями в детство, бе­
рут начало из неудовлетворенной потребности в любви. Косвенным под­
тверждением этой гипотезы могут стать результаты ряда своеобразных
экспериментальных исследований, которые были проведены на новорож­
денных детях. Исследования со всей убедительностью продемонстриро­
вали, что лишение младенца любви создает реальную угрозу самой его
жизни или, иначе говоря, депривация потребности в любви патогенна.

2. Известно, что если болезнь ребенка еще не приняла необратимо­
го характера, то для излечения зачастую достаточно окружить его любо­
вью и добротой. Если говорить о взрослых людях, страдающих более
серьезными расстройствами, то и здесь результаты психотерапии и пси­
хоанализа внушают нам некоторый оптимизм; по крайней мере, мы мо­
жем уверенно заявить, что в результате психотерапии человек обретает
способность принимать любовь и участие другого человека и использо­
вать их во благо себе. Кроме того, в нашем распоряжении оказывается
все больше данных, свидетельствующих о том, что счастливый ребенок,
ребенок, выросший в атмосфере любви, имеет больше шансов стать здо­
ровым взрослым человеком. Все эти данные укрепляют нас во мнении,
что любовь является основополагающим фактором здорового развития
человека.

3. В ситуации свободного выбора ребенок, если, конечно, его психи­
ка еще не деформирована патогенными влияниями, всегда стремится к
тому, чтобы быть любимым, всегда жаждет ласки и в меру сил старается
избежать ситуаций, в которых он ощущает себя брошенным или отвер­
гнутым. Мы не располагаем экспериментальными данными, которые
подтвердили бы этот вывод, но множество свидетельств клиницистов и
некоторые данные этнологических исследований не позволяют нам со­
мневаться в справедливости такого предположения. Ни один нормаль­
ный ребенок не предпочтет злого учителя, врача или друга, а совершен­
но естественно потянется к доброму и ласковому. Любой младенец, даже
младенец, родившийся от родителей-балинезийцев, которые, в отличие от


Маслоу А. [Психотерапия, основанная на теории базовых потребностей] 457

среднестатистического американца, вовсе не испытывают потребности в любви, отреагирует на лишение любви слезами. Балинезийских детей отучают от любви, но им не нравится такое обучение, они протестуют против него горестным плачем.

4. В результате исследований здоровых взрослых людей обнаруже­но, что практически все они (хотя и не абсолютно все) любили и были любимы. Собственно, и в момент исследования их можно было охаракте­ризовать как любящих людей. Парадоксально, но здоровые люди меньше нуждаются в любви, чем среднестатистический человек. По всей види­мости, причина этому кроется в том, что они уже удовлетворили свою потребность в любви.

Надежность наших выводов настолько очевидна, что мы вправе рассматривать их в качестве критериев здоровья. Наша убежденность станет вам понятней, если мы обратимся к рассмотрению болезней, выз­ванных недостатком в организме тех или иных веществ. Предположим, организму не хватает соли. Нехватка соли становится причиной патоло­гии, справиться с которой можно только при помощи соли. Люди, стра­дающие солевым дисбалансом, в условиях свободного выбора отдают предпочтение более соленой пище; им хочется соленого, соленая пища кажется им особенно вкусной. Напротив, здоровый организм с нормаль­ным солевым балансом не испытывает особой потребности в соли, он не нуждается в ней.

В данном случае организм нуждается в соли, соль нужна ему для того, чтобы избежать болезни и сохранить здоровье. Но ведь точно так же человек нуждается и в любви, любовь так же как соль нужна человеку для того, чтобы избежать болезни и сохранить здоровье. Иначе говоря, организм устроен так, что ему нужны и соль, и любовь, так же как авто­мобилю нужны и бензин, и масло.

Все наши рассуждения подводят нас к необходимости обсудить воп­рос условий жизни. В данном случае обычные житейские обстоятельства обретают для нас значимость условий, необходимых и достаточных для ре­шения логической задачи, и конкретность условий алгебраической задачи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.