Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические принципы психодиагностики




ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

1. Данные будут использованы специалистом-смежником для постановки непсихологического диагнозаили формулирования административного решения. Такая задача решается по запросу суда, компл-й психолого-психиатрич-й экспертизе, психодиагностике проф. пригодности или компетентности по запросу администрации. Также такая задача хар-на для исп-я психодиагн-х данных в медицине.

2. Данные будут исп-ся самим психодиагностом для постановки психол-го диагноза, хотя вмешательство в ситуацию обследуемого будет осуществляться специалистом другого профиля. Пример: поиск причин школьной неуспеваемости. Диагноз имеет психол-й хар-р, а психолого-педагогическую коррекционную работу проводят учителя и родители.

3. Данные будут использоваться самим психодиагностом для постановки психологического диагноза и по его результатам будет проводится психокоррекц-я и психотер-я работа, т.е. психологический диагноз исп-ся для разработки путей психологического воздействия.

4. Данные будут исп-ся самим обследуемым в целях саморазвития и самокоррекциисвоего поведения. Психолог несет ответственность за корректность и доступность для понимания полученных психодиагностических данных, за этические аспекты психол-го заключения и частично несет ответственность за то, как эти данные были использованы самим обследуемым.

Хоте не сущ-т жесткого соответствия между характером задачи и психодиагностическим методом, все же отмечается некот-я предпочтительность тех или иных методов при решении конкретных задач. При решении задачи 1 ми 2 методы должны более или менее долгосрочный прогноз. Они также должны позволять соотносить результаты диагностики обследуемого с другими людьми (т.е. пред-ть стандартизацию). Поэтому здесь предпочтительны объективные тесты и тесты-опросники (они иногда основаны не на психологич-х категориях, а в системе понятий заказчика).

При решении задачи 3 соотнесение с нормой имеет меньшее значение, поэтому здесь чаще используются идеографические техники, проективные и деологические методы.

Главное требование к методам при решении задачи 4 – легкость перевода полученных на язык самого обследуемого.


Главный импиратив этического кодекса психолога – «не навреди».

Общие требования к проф-й этике в психодиагностике: 1) требования к разработчикам тестов. 2) требования к психологам-пользователям. 3) требования к специалистам непсихологам, использующим психол-й инструментарий.

Психолог несет ответственность за возможный моральный и косвенный материальный ущерб, в т.ч. ущерб для соматического и нервно-психического здоровья, который м.б. причинен испытуемому при неправильном проведении обследования.

Основные принципы:

1) принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики. Необходимая квалификация меняется в зависимости от типа диагностической методики. Психолог должен знаьть граници своей компетенции и ограниченность используемых методов, которые не удовл-т проф-ным стандартам, установленным в отдельных областях практики и для определенных категорий методик.

Писходиагност должен выбирать методики, которые подходят как для конкретной цели, с кот-й он проводит обследов-е, так и для конкретного ч-ка, кот-го он обследует. Поскольку результаты диагностики чувствительны ко множеству условий ее проведения, в заключении психодиагност должен зафиксировать, что все необходимые методические условия были соблюдены.

2 ) принцип личной ответственности. Если психолог привлекает к работе по выполнению психодиагностического обследования исполнителей, не явл-ся аттестованными специалистами в обл-ти психодиагностики, то вся ответственность за правильность в проведении диагностики, корректность интерпретации и использования результатов целиком лежит именно на психологе.

При проведении группового тестирования по разветвленной психодиагностической программе (независимыми исполнителями в разных помещениях, в разное время)психолог должен лично завизировать разработанную им программу обследования и лично подписать отчет, сожержащий проинтерпретированные им результаты обследования.

3 ) Принцип ограниченного распространения психодиагн-х методик (принцип профессиональной тайны). Сертифицированные психологическим обществом профес-ные психодиагн-ие методики могут распространяться только среди аттестованных специалистов. Такие методики не должны поступать в открытую продажу. Обязанностью автора и издателя методики явл-ся их проверка и повторная стандартизация, проводимая так часто, как это требуется, чтобы предотвратить их старение. Исключение: А) сертифицированные тесты достижений, разработанные в центрах аккредитованных органами народного образования, могут исп-ся педагогами как для оперативного, так и для аттестационного контроля уровня знаний. Любой педагог может самостоятельно разработать тест достижений, но использовать его только для оперативного контроля за уровнем знаний своих учеников. Б) методы экспертной оценки личностных качеств учащихся могут исп-ся любым педагогом, но их результаты могут иметь применение только в оперативной педагогической работе с данными учащимися и не имеют аттестационного значения, в частности, не могут передаваться другим лицам и организациям.

4) Принцип обеспечения суверенных прав личности. Чел-к не должен подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. Это значит, что чел-к пред обследованием должен быть предупрежден, кто будет иметь доступ к результатам обследования и какие решения могут быть приняты на основании этих результатов.

Если обследованию подверг-ся несовершеннолетние, такое предупреждение официально подтв-т их родители. Проинформированные о целях обслед-я испытуемые получают следующие возможности: А) психологически мобилизоваться для его наилучшего выполнения. Б) отказаться от обследования, осознавая при этом от каких возможностей он отказывается в случае положит-х результатов обследования. В) не формулировать свой отказ в явной форме, но применить собственную тактику к выполнению методики, которая, по его мнению, позволяет ему скрыть истинную информацию о себе. Исключение: учащиеся проходят сертифицированные тесты достижений в обязательном порядке (если эти тесты утверждены в кач-ве возможной формы приема внутренних экзаменов в ССУЗы и ВУЗы).

5) Принцип объективности. Обследование должно быть беспристрастным. На психод-та не должны влиять общее впечатление о личности обследуемого (симпатия/ антипатия), а также его собственное состояние и настроение.

6) Принцип конфиденциальности. Вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть доступна только для тех лиц, для кот-х она предназначена (о кот-х был предупрежден обследуемый). Исключения: А) Требования конфиденциальности психол-й инф-ции может нарушаться только в тех случ-х, когда нераскрытие данных представл-т опасность для обслед-го или для общества. Б) при обследовании детей на психолого-педагогич-х комиссиях, в целях выявл-я недостатков развит-я, школа получает общее заключение об итогах обследования. Данные о результ-х выполнения тестов могут быть переданы только с разрешения самого обслед-го, его родителей или опекунов.

7) Принцип психопрофилактического изложения результатов. Обследуемый должен иметь возможность компенсировать содержание своих результатов и в случае необходимости разъяснять или исправлять фактическую информацию.

При сообщении результатов самому обследуемому должны быть соблюдены соответствующие меры предосторожности, напрвленные против их неправильного использования, неверной интерпретации или возможного появления/ обострения депрессивного состояния, т.е. рез-ты должны быть преподнесены в ободряющем, не травмирующем психику контексте. Если обследуемый настаивает на том, чтобы переделать тестовое задание, психолог должен иметь запасной вариант эквивалентной методики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.