Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Посудомоечные машины и психотерапия: изучение отзывов потребителей




Исследования современной психологии

Заслуживает ли психотерапия внимания? Действительно ли люди, получающие психотерапевтическую помощь, перестают страдать, меньше беспокоятся и больше удовлетворены своей жизнью? В 1994 г. Союз потре­бителей, издающий журнал «Отзывы потребителей», попытался ответить на эти вопросы довольно грубым способом, тем самым, с помощью которо­го они обычно оценивают посудомоечные машины и автомобили, — по­средством опроса потребителей.

Каждый год вышеупомянутый журнал рассылает своим подписчи­кам опросник, спрашивая, покупают ли они определенные товары в те­чение года, и если да, то насколько качественны эти товары: «Насколько Вы удовлетворены Вашей новой посудомоечной машиной?» «Часто ли она нуждается в ремонте?». И так далее.

В 1994 г. в своем опроснике журнал спрашивал подписчиков, «испы­тывали ли они в последние три года стресс или другие эмоциональные про­блемы, прибегали ли к какому-то из видов помощи: друзей, родных, пред­ставителей духовенства и специалистов по душевному здоровью, например, психологов или психиатров; своего семейного врача; группы поддержки». Если подписчики обращались за той или иной помощью, тогда их просили ответить на ряд вопросов, чтобы оценить удовлетворенность ею. Результа­ты были опубликованы в ноябрьском выпуске журнала 1995 г.4.

Из 7000 подписчиков, принявших участие в исследовании, 4100 отве­тили, что обращались за помошью к специалистам по душевному здоровью,

1 Smith M.L., Glass G.V., Miller R.I. Tile benefits of psychotherapy. Baltimore: Johns
Hopkins Press, 1980. P. 87.

2 См.: Andrews G., Harvey R. Does psychotherapy benefit neurotic patients? A reanalysis of
the Smith, Glass, and Miller data // Archives of General Psychiatry. 1981. 38. P. 1203-1208;
Shapiro DA.., Shapiro D. Meta-analysis of comparative therapy outcome studies: A replication
and refinement // Psychological Bulletin. 1982. 92. P. 581-604.

3 См.: Nicholson RA., Berman J.S. Is following up necessary in evaluating psychotherapy?
// Psychological Bulletin. 1983. 93. P. 261-278.

4 См.: Consumer Reports. Mental health: Does therapy work? November. 1995. P. 734-739;
Seligman M.E.P. The effectiveness of psychotherapy: The Consumer Reports study // American
Psychologist. 1995. 50. P. 965-974.


Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергА^ Оценка эффективности терапии 601

врачам или группам поддержки. Кроме того, они были весьма довольны полученной помощью. Более 400 респондентов отметили, что перед нача­лом терапии они чувствовали себя «очень плохо», и фактически все они отметили последующее улучшение: на момент проведения опроса 87 про­центов чувствовали себя «очень хорошо», «хорошо» или хотя бы «более или менее хорошо». Из 800 человек, чувствовавших себя в начале лечения «не­важно», 92 процента отметили, что чувствуют себя значительно лучше на момент опроса.

Чтобы измерить это улучшение, журнал использовал широкую шка­лу от 0 («все стало намного хуже», «абсолютно неудовлетворен») до 300 («все стало очень хорошо», «полностью удовлетворен»). Согласно полу­ченным ответам, психологи, психиатры и социальные работники оказы­вали значительную помощь — их оценки достигали примерно 225. Брач­ные консультанты оценивались несколько ниже, приблизительно на 208. Продолжительная психотерапия оценивалась более высоко, чем кратко­срочная: те, кто получал лечение более 2 лет, оценивали свое лечение цифрой 241; эта цифра уменьшалась до 224 у тех, кто лечился 7—11 ме­сяцев, и до 207 у тех, кто лечился всего 1—2 месяца.

Журнал исследовал и отношение своих подписчиков к психотерапии с помощью вопросов типа: «Это была Ваша идея обратиться за помощью?» или «Старались ли Вы во время терапии быть максимально откровенным?». Результаты, полученные с помощью этих вопросов, показывали, что актив­ные участники получали более благоприятные впечатления от лечения, чем пассивные. Те респонденты, чей выбор терапевта был ограничен стра­ховкой, имели менее позитивные впечатления, чем те, кто имел неограни­ченный выбор.

Эти результаты подтверждают значение психотерапии: подавляющее большинство респондентов оценивают ее как «удовлетворенные покупате­ли» и не колеблясь порекомендуют ее своим друзьям. Фактически все они отмечали существенное улучшение, сравнивая свое состояние до и после терапии. Это, по-видимому, свидетельствует о том, что психотерапия заслу­живает серьезного внимания.

Тем не менее, многие специалисты весьма скептически относятся к этому исследованию. С одной стороны, подписчики журнала принадлежат преимущественно к среднему классу и хорошо образованны; более того, это люди, которые в основном активно строят свою жизнь. (Иначе зачем им подписываться на «Отзывы потребителей»?) Следовательно, можно утвер­ждать, что это исследование отражает лишь отношение к психотерапии дан­ной специфической выборки и вполне возможно, что результаты будут совер­шенно иными, если провести исследование на более широкой выборке.

Кроме того, исследование, проведенное журналом, полностью основы­вается на данных, предоставленных самими респондентами, а это значит, что данные могут быть не вполне точны. Существует вероятность того, что респонденты, описывая свое состояние до и после терапии, переоценили сте-


602 Тема 14. Развитие личности

пень улучшения своего состояния. В конце концов, они затратили значи­тельное количество денег и времени и, возможно, стараются убедить себя в том, что эти вложения хорошо окупились.

Как мы можем судить о состоянии респондентов в настоящий мо­мент? Представим себе человека, который в конце курса психотерапии настаивает на том, что ему стало гораздо лучше и что он гораздо больше удовлетворен своей жизнью, даже если он по-прежнему пьет, не в ладах с семьей и плохо выполняет свою работу. Должны ли мы доверять его са­моотчету в этом случае? Или, наоборот, нам нужно в первую очередь при­нять во внимание эти поведенческие проявления? Не являются ли эти сложности причиной, заставляющей многих исследователей предпочитать объективные критерии самоотчетам? В исследовании, проведенном Со­юзом потребителей, объективных данных нет.

В конце концов, возможно, что подписчики журнала «Отзывы потре­бителей» почувствовали бы себя гораздо лучше, решили бы свои пробле­мы, скорректировали бы свою жизнь и без психотерапии. А если это так, то терапия не имеет никакого отношения к улучшению их состояния.

Все эти вопросы затрудняют оценку исследования, проведенного жур­налом. В то же время, значительную удовлетворенность подписчиков слож­но проигнорировать: если люди после психотерапии чувствуют себя лучше и воспринимают свою жизнь в более ярких красках, это уже само по себе ценно. Правда многие исследователи резко расходятся в этом вопросе, и дискуссия, вызванная этим экспериментом, еще не окончена1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.