Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стей человека, хотя, имея их, можно реализовать многие нужды




Ся то, что потребности никогда не бывают, удовлетворены по

принципу «все или ничего». Они частично совпадают, и человек

одновременно может быть мотивирован на двух и более уровнях.

Концепция Маслоу подтверждает выводы Элтона Мэйо о

том, что деньги ни в коей мере не удовлетворяют всех потребно-

Это всегда должен иметь в виду менеджер, управляя организацион-

ным поведением.

Американский психолог Элтон Мэйо известен как автор доктри-

ны человеческих отношений. В основе ее лежат результаты опытов,

которые он проводил в производственных группах на заводе «Вес-

терн электрик» в течение нескольких лет, начиная с 1927 года.

Господствовавшая до этого в менеджменте теория научного

управления Тейлора основывалась на технологических процессах ор-

ганизации и управления.

Мэйо поставил в центр управления взаимоотношения в группах

и поведение людей в организационной среде, так называемый челове-

ческий фактор.

Исследования Мэйо и его коллег положили начало развитию

идей о человеке в организации и роли в ней человеческого фактора.

Гуманистическая психология в отличие от психоанализа и бихе-

виоризма рассматривает людей как активных творцов собственной

жизни. Наиболее ярко эта идея выражена в теории американского

психолога Карла Роджерса.

Две вещи являются фундаментальными для этой теории: орга-

низм и личность. Согласно Роджерсу, единственный способ убедить-

ся в правильности собственного восприятия – это проверка точности

информации, на которой основываются представления о мире, и

сравнение ее с информацией из других источников. Другими слова-

ми, человек использует сенсорную информацию, дополняя ею сведе-

ния, полученные от предшествующих впечатлений. Благодаря опыту

часть феноменального поля дифференцируется, именно это и состав-

ляет личность. Личность определяется как образ, который складыва-

ется из восприятий свойств «Я» и восприятий взаимоотношений «Я»

с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценно-

стей, связанных с этими восприятиями.

В отличие от Роджерса другой видный представитель гумани-

стической психологии, американский ученый Курт Левин поведение

рассматривал как функцию личности и среды.

В теории Левина анализируются не только восприятие и образы

субъекта, но и его взаимоотношения с непосредственным окружени-

ем. Для Левина «поле» – это структура, в которой совершается пове-

дение.

Большую роль в самоактуализации личности играют ценностные

ориентации. Эта проблема получила свое отражение в трудах амери-

канского психолога польского происхождения Менделя Рокича.

Ценностные ориентации он делит на две группы: терминальные

цели существования индивида и инструментальные способы поведе-

ния, рассматриваемые человеком в качестве средства достижения це-

лей жизни.

Метод Рокича основывается на том, что состав ценностных ори-

ентации каждого вида одинаков для всех людей. Разница только в

степени важности конкретной цели для каждого человека.

Обобщая вышесказанное, следует прийти к следующим практи-

ческим выводам. Приведенные в обзоре теории гуманистической

психологии по существу представляют собой практическое пособие

для менеджера, поскольку они затрагивают наиболее важные для че-

ловека стороны его жизни и работы в организации.

Теория потребностей человека Маслоу учит: чтобы добиться от

каждого работника производительных действий и нужного поведе-

ния, необходимо учитывать самые различные его нужды и интересы.

Для большинства людей работа связана не только с денежным

вознаграждением. Человек, получающий достаточную зарплату, мо-

жет провоцировать конфликты с коллегами и начальством по причи-

не неудовлетворенности своих высших интересов.

Холторнский эксперимент Мэйо продемонстрировал это с оче-

видной наглядностью. Используя основные выводы теории Маслоу и

результаты исследований Мэйо, их последователи разработали инст-

рументарий управления организационным поведением, который в на-

стоящее время широко используется на практике.

Один из важнейших выводов в рамках доктрины человеческих

отношений состоит в том, что руководителю необходимо иметь про-

фессиональную подготовку, которая наряду с другими включает в се-

бя и «человеческие» дисциплины – психологию управления, социаль-

ную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и пр.

Менеджер должен знать многое.

Знание теории Курта Левина открывает для менеджера широкие

возможности влиять на поведение людей. Во-первых, можно изме-

нить среду или ситуацию, в которой находится порождающий про-

блемы человек. Во-вторых, воздействовать на личность. В-третьих,

использовать комбинацию всех этих возможностей.

В целом роль и значение теорий гуманистической психологии

определяется выводом ученых о том, что основным мотивом поведе-

ния людей является стремление каждого к самореализации сделать

себя более сильным, а свою жизнь более полной, приносящей душев-

ное удовлетворение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.