Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа проективных методик и понятие проекции в психодиагностике




ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИКАХ

 

 

Проективные методики – методики, основанные на феномене проекции.

Термин “проекция” был введен Фрейдом еще в 1894 году в статье “Невроз страха”, где он писал: “Психика развивает невроз страха, когда чувствует себя неполноценной по отношению к задаче управления [ сексуальным ] возбуждением, возникающим эндогенно. То есть она действует так, если бы проецировала это возбуждение во внешний мир”. В 1896 году в статье “О защитных нейропсихозах” Фрейд более точно сформулировал, что проекция является процессом приписывания собственных влечений, чувств и установок другим людям или внешнему миру, в качестве защитного механизма позволяющим не осознавать таких “нежелательных” явлений в самом себе.

Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам (в частности, другим людям) особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и пр. в определенной степени зависят от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности. Защитные механизмы – психоаналитическое понятие, обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек как личность оберегает себя от психологических травм.

Теоретические истоки проективных методик находятся прежде всего в ассоциативной психологии и психоанализе. Согласно ассоциативной психологии ведущим принципом организации сознания является ассоциация. Данное положение послужило основой возникновения специальной методики – теста свободных словесных ассоциаций, систематизированного Фрэнсисом Гальтоном (1822-1911). Применяя эту методику, экспериментатор по очереди открывал испытуемому список из 75 слов, предлагая ему отвечать на слово-раздражитель первой пришедшей в голову ассоциацией. Время ответа фиксировалось с помощью секундомера. Автор при создании теста преследовал двоякую цель: получить средство для выявления нарушений в мыслительных процессах и рассмотреть области значимых внутренних конфликтов. Обычно анализируется доля привычных или распространенных ответов, время реакции, нарушение ассоциативных связей, ухудшение воспроизведения при повторном тестировании. Идеи, лежащие в основе данной методики, использовались в дальнейшем при создании специального вида тестового испытания – так называемого “детектора лжи”.

В психоанализе основным понятием выступает “бессознательное”. Бессознательное – сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируются.

Содержащиеся в бессознательном глубинные тенденции личности в эксперименте могут проявиться, если сознание испытуемого направить на решение особых заданий, характер стимульного материала которых снижает (или нейтрализует) тенденцию критического оценивания своих действий с точки зрения социальной желательности.

Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т.п.).

Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде “личностных смыслов” или “значимых переживаний”. Основой всех проективных методик является возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека (“комплексы”) вызывать такие отклики человека на предъявляемый стимул, которые менее всего подвержены тенденции следовать социально приемлемым образцам поведения.

Проективные методики предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, прежде всего мотивационных образований, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу. Эти методы возникли сначала в условиях клиники, но в дальнейшем стали интенсивно использоваться и в экспериментальной психологии.

В отечественной психологии вопросам теоретического обоснования проективных методик уделялось значительное внимание. Для понимания механизма, реализующегося в проективных методиках, привлекается понятие установки (В. Г. Норакидзе, 1975). Установка – готовность, предрасположенность к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.

Иную позицию занимают последователи теории деятельности, опирающиеся на категорию личностного смысла (Е.Т. Соколова, 1980). Личностный смысл – индивидуальное содержание психического отражения человека, осознаваемое как персональная система значений, оценок отражаемых явлений, объектов окружающей природной и социальной среды, в которой разворачивается его деятельность. В этом случае спецификой проективных методик считается их направленность на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений. Очевидно, что тем самым заметно сужается сфера проявлений личности, обнаруживаемых с помощью проективных методик.

Основным принципом объяснения и анализа феномена проекции продолжает оставаться разработанное в отечественной психологии понимание процесса восприятия как активного, носящего личностный характер (С. Л. Рубинштейн и др.). В ситуации проективного обследования как личностный смысл, так и отношения, установки обнаруживаются в особенностях перцептивной (перцептивно-моторной) деятельности, которая и должна стать предметом дальнейшего изучения. Разработка интерпретационных схем проективных методик должна осуществляться в двух направлениях: “личностном” и “перцептивном”, слияние которых по мере их развития неизбежно.

В ведущихся сегодня исследованиях (Л. Ф. Бурлачук, 1997, Л. Ф. Бурлачук и Е. Ю. Коржова, 1998 и др.) осуществляется дальнейшая разработка теории проективных методик, изучаются диагностические возможности уже известных, создаются новые. Эти исследования, особенно в области клинической психологии, углубляют существующие представления о влиянии на личность психических заболеваний, позволяют наметить адекватные терапевтические и реабилитационные мероприятия. Однако все еще весьма незначительны исследования нормальных лиц, в большинстве случаев психолог-практик не может опереться на нормативные данные. Методологическое значение имеют работы, обращенные к изучению проблемы бессознательного психического. Проективные методики помогают исследователям проникнуть в трудно объективируемые, ускользающие при использовании традиционных психодиагностических методик особенности личности.

Применение проективных методик требует высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование. Интуиция – знание, возникающее без осознания путей и условий его получения – как результат “непосредственного усмотрения”.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.