Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интерпретация результатов. Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показателей теста Роршаха




 

Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показателей теста Роршаха. К числу наиболее общих категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содержание, оригинальность – популярность, уровень формы. В целях формализации ответов по названным категориям и последующей их интерпретации используется шифровка ответов. За ответ признают те высказывания, которые сам испытуемый признает в качестве ответов и которые продуцированы спонтанно. Замечания и комментарии ответами не считаются.

Локализация ответов. Локализация указывает на часть пятна, с которой испытуемый ассоциирует свой ответ: используется ли при ответах все пятно, какая-то общая деталь, необычная деталь, белая часть карточки или какая-то комбинация белого и темного участков.

Если испытуемый интерпретирует таблицу целиком, охватывает все пятно, ответ считается целостным и обозначается буквой W (whole). Типичные ответы: “летучая мышь” (табл. V), “шкура животного” (VI). Существуют более сложные варианты целостных ответов, например, когда испытуемый не продуцирует спонтанно четкий ответ, а приходит к нему постепенно, несколько образов сменяют друг друга, пока не группируются в нечто единое. Целостным можно считать ответ, когда отдельные небольшие части пятна игнорируются.

Если испытуемый использует почти все пятно (по крайней мере, 2/3), ответ считается почти целостным и обозначается символом w (усеченное W; cut-off whole).

Ответ определяется как конфабуляторный целостный (DW), когда строится с опорой на какую-то одну изолированную деталь и домысливается до целого без учета остальной части пятна.

Существуют ответы на обычные детали (D), в которых воспринимаются крупные, хорошо заметные детали, замечаемые чаще всего. Сюда же включаются и не очень крупные, но имеющие отчетливую форму и поэтому бросающиеся в глаза фрагменты пятен. Некоторые исследователи выделяют подобные небольшие по размерам, но часто воспринимаемые детали в отдельную категорию и обозначают буквой d, – ответы на мелкие обычные детали.

К ответам на необычные детали (Dd) относятся те из них, которые подразумевают не целое пятно, не обычные детали и не белое пространство, а редко воспринимаемые фрагменты. Например, мелкие, незначительные детали, обособленные от основной части пятна.

Ответы на белое пространство регистрируются, если в качестве фигуры используются не детали пятна, а свободные промежуточные области (S), а само пятно выступает в качестве фона. В тех случаях, когда белое пространство воспринимается в комбинации с темными фрагментами пятна, в зависимости от того, какая деталь первична, ответы обозначаются как WS или DS.

Детерминанты. Детерминанты ответа включают форму, цвет, оттенок и “движение”. Хотя в чернильном пятне самом по себе нет никакого движения, все же восприятие испытуемым пятна как движущегося объекта относится к этой категории. Детерминанты характеризуют способ восприятия испытуемого, его избирательность по отношению к тем или иным аспектам окружающего мира. Одна из детерминант становится основной, а остальные считаются дополнительными.

Внутри этих категорий проводится более подробная дифференциация. Например, движение человека, движение животного, а также абстрактное или неодушевленное движение подсчитывается отдельно. Точно так же оттенок может восприниматься как представляющий глубину, текстуру, неопределенную форму, скажем, облако или серо-белое воспроизведение цвета.

Форма (F). Детерминанта F свидетельствует о том, что ответ обусловлен формой пятна, его контуром. Выделяются ответы с хорошей формой (F+), когда фигурируемый в ответе образ соответствует конфигурации пятна. Другой вариант определения ответа с хорошей формой дается согласно статистическому критерию, когда “хорошими формами” считаются те, которые чаще всего даются здоровыми испытуемыми.

К ответам с плохой формой (F–) относятся неточные и неопределенные. В первом случае отсутствует сходство с пятном, во втором – отсутствует определенность (“облако”, “след”, “какое-то животное”, “какая-то карта”).

Движение (М). Данная детерминанта непосредственно не вытекает из свойств самого пятна, за ней всегда стоит идентификация. Ответы по движению возникают под влиянием прежде виденных или испытанных самим испытуемым движений. Как субъект воспринимает пятно – в статике или движении – нередко выясняется во время опроса. Основанием для диагностирования М-ответа считается переживание движения или идентификация с определенным положением тела. В эту же категорию входят ответы, описывающие движение не только человеческих фигур, но и отдельных частей тела, а также животных, статуй и неодушевленных предметов.

Символом М шифруются ответы, в которых передается человеческая деятельность, даже если она приписывается животным, статуям или персонажам мультфильмов или карикатур.

Движения, свойственные животным, обозначаются FM. А движения неодушевленных предметов, абстрактных, механических, символических сил шифруются символом m.

Цвет (С). Детерминанта “цвет” включает ответы, которые акцентируются на цвете пятна. Ответы по цвету дифференцируются в зависимости от сочетания с формой и соответственно шифруются.

FC – доминирует форма, а цвет выступает в подчиненной роли (“красные носки”).

CF – ведущую роль играет цвет, а форма хоть и наличествует, но на втором плане и является неопределенной (“облака”).

Как С шифруются ответы, детерминированные только цветом (кровь на красное пятно, небо на голубое и т.д.). Если же в ответе присутствует перечисление цветов, при отсутствии содержания, он шифруется как Сn.

Ахроматические цветовые ответы, т.е. опирающиеся на черные, белые, серые фрагменты пятен (Сў), также могут выступать в комбинациях с формой и шифроваться аналогично хроматическим цветам FCў и CўF.

Оттенки. Данная детерминанта соответствует ответам, в которых фигурируют хроматические или ахроматические светотени, благодаря которым образ приобретает глубину, структуру или перспективу. Подобные ответы дифференцируются по следующим основным категориям. Если ответ передает впечатление поверхности или текстуры, то в зависимости от степени выраженности он обозначается как Fc, cF, с.

Fc – поверхность или текстура четко выражены, либо ответ вместе с поверхностными, текстурными качествами передает конкретную форму (“женщина в прозрачной юбке”, “плюшевый медведь”). К той же категории относятся ответы с названиями предметов из мрамора, стали, меха животного.

cF – поверхностный эффект в ответе слабо дифференцирован, сочетается с объектом неопределенной формы. Если испытуемый игнорирует форму и сосредотачивается исключительно на эффекте поверхности и подобный тип ответа встречается более двух раз, ответ шифруется как с, при этом следует иметь в виду, что такой тип ответов свидетельствует о сложной патологии. Пример – “снег”, “нечто металлическое”.

Если в ответе выражается впечатление трехмерности, глубины, он шифруется как К, FK, KF. Ответы, упоминающие нечто диффузное, бесформенное, обозначаются символом К (“туман”, дымка”, мгла”, “дым”). Ответы, в которых оттенки передают эффект глубины, сочетание нескольких измерений, разница в оттенках между которыми создает определенный образ (деревья в воде, объекты, находящиеся один перед другим), шифруются как FK. Оценка KF применяется к ответам, в которых определенная форма включена в концепцию диффузии (“облака, похожие на людей”).

Ответы, характеризуемые восприятием трехмерного пространства, проецируемого на двухмерную плоскость, а именно – рентгеновские снимки и топографические карты, шифруются как Fk, kF, k. Символом Fk обозначаются ответы о рентгеновских снимках или картах, представляющих определенный объект (позвоночник, грудная клетка и ребра, карта конкретной страны); kF – карта не соотносится с какой-то конкретной страной, а рентгеновский снимок не указывает на определенное анатомическое образование; k – ответ “рентгеновский снимок” вовсе не подразумевает никакой формы и дается не менее чем на три таблицы.

Содержание ответов. Трактовка содержания меняется в зависимости от системы определения показателей, но некоторые основные категории используются постоянно. Главными среди них являются человеческие фигуры и их детали (или фрагменты человеческого тела), фигуры животных и их детали, анатомическое строение. К другим широко применяемым категориям показателей можно отнести неодушевленные объекты, растения, географические карты, облака, пятна крови, рентгеновские снимки, сексуальные объекты, символы. Показатель популярности часто определяется на основе относительной частоты различных ответов среди людей вообще.

На этом этапе ответы соотносятся с той или иной категорией классификации: человеческие фигуры, целые или почти целые – Н; человеческие фигуры, изображенные не как реальные персонажи, а как карикатуры, шаржи, скульптуры или как мифологические, сказочные существа – духи, чудовища, ведьмы и т.п., – (Н); части человеческой фигуры, представленные как карикатуры или детали фантастических фигур, – Hd; фигуры животных, целые или почти целые – А; фигуры мифологических зверей, чудовищ, карикатуры зверей – (А); детали тела животных – Ad; детали тела фантастических животных – (Ad); внутренние органы человека – At; внутренние органы животного – Aat; половые органы, указания на тазовую область или сексуальную деятельность – Sex; предметы – Obj; предметы, выполненные из животного материала, – Aobj; пища (за исключением фруктов и овощей, которые относятся к растениям) – Food; пейзаж, ландшафт, вид высоты – N; карта, острова – Geo; всевозможные растения, включая деревья, части растений, овощи, фрукты, плоды – Р1; архитектурные объекты – Arch; детский рисунок без конкретного содержания – Art; абстрактные понятия: “власть”, “любовь”, “красота” и т.п. – Abs; кровь – В1; огонь – Ti; облака – С1. Редкие ответы, не попадающие под конкретную категорию, обозначаются целыми словами.

Оригинальность–популярность ответов. Ответы дифференцируются на две категории: наиболее распространенные (популярные) и наиболее редкие (оригинальные) ответы. По мнению Роршаха, популярными (Р) можно считать ответы, которые даются каждым третьим испытуемым, хотя строгие статистические данные отсутствуют, поскольку такая информация в значительной степени определяется этнографическими факторами. Некоторые исследователи приводят списки ответов. Б.Клопфер таковыми считает следующие ответы:

Табл. I (целое или часть). Любое существо с телом в центре D и крыльями по бокам (летучая мышь, бабочка), в движении или нет.

Табл. II (черная область, часть или целое) Любое животное целиком или часть тела животного.

Табл. III (черная область целиком). Два человека или животные в облике людей, возможно, в движении.

Табл. III (красное в центре D). Галстук-бант, бабочка.

Табл. IV. Не имеет универсально популярных ответов.

Табл. V (целиком). Любое существо с телом в центре D и крыльями по бокам, в движении или нет.

Табл. VI (целиком или без верхней или нижней части). Шкура животного, где оттенки передают впечатление меха или кожи с узором.

Табл. VII. Не имеет универсально популярных ответов.

Табл. VIII (боковое розовое D). Любое животное в движении. Рыба или птица (®Р).

Табл. IX. Не имеет универсально популярных ответов.

Табл. X (боковое голубое D). Любое животное с большим количеством ног (краб, паук).

Табл. X (центральное зеленое D). Любое продолговатое зеленое животное (змея, гусеница). Цвет должен использоваться.

Табл. X (светло-зеленое D). Голова любого животного с длинными ушами или рогами.

Следует отметить, что все ответы могут быть зашифрованы согласно этой категории.

Оригинальными ответами (О) считаются встречающиеся приблизительно один раз на 100 ответов. В зависимости от четкости восприятия оригинальные ответы дифференцируются на О+ и О–. Выявление оригинальных ответов требует значительного опыта работы с методикой, в случае сомнений можно ограничиться указанием на тенденцию к оригинальности (–”О).

Уровень формы. Оценка уровня формы производится по трем компонентам: 1) четкость ответов; 2) разработка ответов; 3) организация. По первому пункту все ответы делятся на четкие, неопределенные и нечеткие. Если в ответе определенная форма соответствует указанной форме пятна, его очертаниям – ответ считается четким. Неопределенные ответы подразумевают ссылки на предметы, сами по себе не имеющие конкретной формы, так что почти любая часть пятна или пятно в целом могут соответствовать им (цветы, облака, острова и т.п.). В нечетких ответах предмет, имеющий определенную форму, относится к части пятна несхожей конфигурации, либо, наоборот, неопределенная конфигурация относится к пятну или его части, имеющим специфическую форму.

Разработка (спецификация) может снизить или повысить четкость ответа. Конструктивная разработка, при которой форма пятна сравнивается более тщательно, конкретизируется, используются детерминанты (цвет, оттенки, движение), свидетельствует о высокодифференцированной перцепции. Имеют место разработки, которые не снижают, но и не повышают четкость, ничего не добавляя к ответу, т.е. иррелевантные разработки. Встречаются разработки, которые снижают уровень формы.

Если испытуемый тем или иным образом объединяет, группирует части пятна в более общую, осмысленную концепцию, такая процедура признается увеличением уровня формы.

Форма оценивается по шкале от –2,0, через 0,0 до +5,0. Сперва выносится основная оценка, затем либо добавляется 0,5 очка за каждую конструктивную разработку или успешную организацию, либо отнимается 0,5 за каждую разработку, ухудшающую уровень формы. Что касается основной оценки, оценка 1,0 присваивается форме, соответствующей “отчетливому ответу”. Это: а) популярные ответы; б) ответы популярного уровня, часто даваемые на совершенно очевидные части пятна; в) ответы, не требующие особого воображения или организационных способностей. Оценка 1,5 присваивается за концепции, превышающие минимальное требование четкости, такая оценка подразумевает четыре или более существенных характеристик формы, тогда как оценка 1,0 – лишь три или даже две. В оценке учитывается не только сложность формы, но и пропорции. Например, название конкретной породы в ответе представляет собой более отчетливую форму, чем просто “собака”. Оценка 0,0 присваивается ответам, не определенным по форме (С, Сn, с, С`, К, k и т.д.), а оценка 0,5 присваивается ответам, не отрицающим форму полностью (CF, C’F, cF KF, kF). Оценка –0,5 присваивается в том случае, если определенному полю приписывается неопределенная концепция, если испытуемый все же делает некоторые попытки сопоставить концепцию с формой, но не дотягивает до минимальных для этого требований. Оценка –1,5 присваивается конфабулярным ответам (DW). Если концепция не совпадает с пятном и не производится никаких усилий к сопоставлению, дается оценка 2,0. Как уже отмечалось, к основной оценке добавляют 0,5 балла к каждой конструктивной организации и конструктивной разработке. Чаще всего такие добавления осуществляются к основным оценкам 1,0 или 1,5 и реже к 0,0 или 0,5. Любая снижающая разработка ведет к уменьшению основной оценки на 0,5 баллов. Если основная оценка уже имеет знак минус, дальнейшего вычитания не производят.

Считается, что уже один ответ, оцененный 4,0, указывает на очень высокие интеллектуальные способности, ответ с оценкой 3,0 – на высокие, с оценкой 2,0 – на средние или несколько выше.

С помощью взвешенной оценки формы оценивается уровень общих способностей испытуемого. Все оценки, равные 2,5 или выше, при этом умножаются на 2 и к ним плюсуются все оценки ниже 2,5, а полученная сумма делится на общее количество ответов. Уровень формы от 1,0 до 1,4 выражает средний интеллект, от 1,5 до 1,9 – интеллект выше среднего, 2,0 – очень высокий интеллект.

Значение локализации показателей. Локализация ответа (пятно в целом или детали) свидетельствует о том, как индивид подходит к познанию объектов и явлений окружающей реальности: демонстрирует ли он стремление охватить ситуацию во всем ее масштабе с учетом взаимосвязи всех ее компонентов или интерес направлен прежде всего к частному, конкретному. Количество целостных ответов по Роршаху является показателем склонности индивида к усложненной действительности, абстрактной или комбинационной. Преобладание целостных ответов (более семи) в сочетании с четкой формой (WF+) свидетельствует о высоком уровне интеллекта, указывает на склонность к фантазии, творческой деятельности и на честолюбие. Малое количество целостных ответов отмечается у слабоумных, педантичных индивидов или может указывать на состояние депрессии или легкую форму шизофрении. Поскольку целостные ответы рассматриваются как признак интеллекта, синкретичные, конфабулярные ответы (DW), не соответствующие форме пятна (WF–), являются показателями интеллектуальных нарушений или критичности. Они наблюдаются у дебилов, маниакальных больных, у страдающих эпилепсией, шизофренией или в случае органического поражения мозга. Нормальное соотношение целостных ответов составляет 20–30% от общего числа ответов. Большое количество W при незначительном числе D указывает на склонность индивида к абстрактному мышлению, фантазированию, неприятию повседневности с ее мелочностью и суетой. Преобладание в ответах акцентов на крупных и мелких деталях говорит о конкретной практической ориентации мышления. Испытуемые, дающие много D-ответов при среднем количестве W-ответов, тяготеют к логике и здравому смыслу. Нормальные показатели D – 45-55%, d – 5-15%. Преобладание мелких деталей (d > 15%) может указывать на излишний педантизм или симптом навязчивости. Редкие детали (Dd) могут указывать на неуверенность, тревожность. В случае отсутствия иных свидетельств аффективных нарушений (Dd), это означает любознательность, оригинальность мышления (при F+). Ответы, акцентирующиеся на крошечных деталях (dd), интерпретируют как признак мелочности, педантичности, навязчивости либо в позитивном плане как знак тонкой наблюдательности.

Ответы с опорой на белый фон (S, WS, DS) в случае с экстравертами свидетельствуют о негативизме и противостоянии окружающему миру, а в случае с интровертами – о неуверенности и чувстве неполноценности. Если ответы с опорой на фон сочетаются с указанием на цвет, то, по мнению некоторых исследователей, это говорит об агрессивности, направленной вовне, а в случае сочетания с ответами на движение – об агрессии, направленной на себя.

Ответы F+ считаются одним из важнейших компонентов интеллекта, поскольку являются показателями четкости ассоциативного процесса, устойчивости внимания и способности к концентрации.

Интерпретируется и такой фактор, как последовательность, т.е. порядок восприятия при толковании таблиц. Если испытуемый сперва дает целостный ответ, а затем переходит к деталям – придерживается строгой последовательности, никогда не называя мелкую деталь перед крупной, – то такая последовательность указывает на упорядоченный подход к реальности, в то же время, будучи постоянной и неизменной, она свидетельствует о ригидности, стереотипности мышления. Если ответы на все таблицы начинаются с W, но при этом имеют место одна-две нерегулярности, то такая последовательность называется упорядоченной. Если же преобладает нерегулярность, при которой нельзя усмотреть вообще никакого порядка, то речь идет о беспорядочной, бессвязной последовательности, которая, по-видимому, может быть связана с нарушениями адаптации.

Значение основных детерминант. Форма (F) чаще всего обуславливает ответы испытуемых. Ответы F+ выступают как проявление сознательных конструктивных тенденций личности, способность контролировать свои побуждения, силы эго. Ответы F+ считаются одним из важнейших компонентов интеллекта, поскольку являются показателями четкости ассоциативного процесса, устойчивости внимания и способности к концентрации. С другой стороны, подавляющее преобладание F-ответов, доходящее до 100%, при небольшом количестве М, FC, Fc-ответов свидетельствует о ригидности, чрезмерном самоконтроле, отсутствии спонтанности. Такой высокий процент ответов F+ наблюдается у педантов и депрессивных больных. Противоположное положение, т.е. низкий процент F (менее 20%), указывает на недостаток контроля. Понижение F+ отмечается у эпилептиков, олигофренов, лиц с органическим поражением мозга.

Движение (М), в отличие от таких детерминант, как цвет или форма, изначально заложенных качествах пятна, привносится самими испытуемыми. На основании этого говорят, что этот показатель является проекцией глубинных слоев личности, ее бессознательного. Воспринимая движение, которого на самом деле нет, испытуемый подключает свое воображение, поэтому М-ответы рассматриваются как свидетельство идеомоторной активности. Таким образом, ответы по движению связывают с творческими способностями, развитым интеллектом и воображением.

Роршах считал, что М-ответы связаны с интраверсивной тенденцией личности. Кроме того, рассматривая в целом М как многомерную концепцию, Роршах считал М-ответы показателем интеллекта. В норме число таких ответов прямо пропорционально продуктивности интеллекта, богатству ассоциаций, способности образовывать новые ассоциативные связи. Кинестетические ответы могут быть показателем эмоциональной стабильности: чем больше ответов по движению, тем более стабилен аффект. Другие исследователи установили зависимость этого показателя от адаптированности, умения реализовать аффективные побуждения во внешнем поведении. Человеческие движения признаются также свидетельством осознания и принятия индивидом своей внутренней жизни: своих мотивов, потребностей, самооценки и т.д., т.е. “внутренней психической активности”.

Роршах различал активные кинестезии (фигура в движении), указывающие на активную жизненную установку, направленность вовне, и пассивные кинестезии (кинестезии сгибания), указывающие на пассивные бегство от мира, стремление к избеганию проблем. Здоровые, хорошо адаптированные, зрелые испытуемые должны дать по меньшей мере три М-ответа в процессе эксперимента.

Ответы по движению животных (FM) могут указывать на незрелость личности, существование плохо контролируемых, отвергаемых испытуемым влечений.

Цвет (С, С¢), выступающий в качестве детерминанты ответов, рассматривается как признак экстравертированной тенденции. Цвет принято интерпретировать в сочетании с формой, которая указывает на степень зрелости аффекта, его социальной приемлемости. Ответы FC свидетельствуют о хорошо контролируемой эмоциональности и, как следствие, об адекватности межличностных отношений, способности к эмоциональному контакту, сопереживанию. CF-ответы свидетельствуют о несколько менее поддающейся контролю эмоциональности, аффективной спонтанности, раздражительности, чувствительности и внушаемости; С-ответы – об импульсивности, близкой к патологии. Испытуемые со стабильным аффектом, как правило, дают мало цветовых ответов, а то и вообще не замечают цвет. Много ответов по цвету дают лица с нестабильностью аффектов: чем больше указаний на цвет, тем более лабильна аффективность.

Роршах описал феномен, называемый “цветовой шок”, заключающийся в том, что при переходе от черных таблиц к цветным некоторые люди испытывают эмоциональный и ассоциативный ступор. Подобный “цветовой шок” расценивается Роршахом как признак невротического угнетения аффекта.

Ответы, ориентированные на ахроматичный цвет (С¢), указывают на пессимизм, тревогу. Роршах считал ответы С¢ свидетельством плохой адаптированности.

Оттенки в ответах указывают на восприимчивость испытуемого к тонким нюансам его отношений с окружающими. Рассматриваемые в совокупности с формой оттенки указывают на то, каким образом индивид разрешает потребность в привязанности и зависимости. Ответы Fc указывают на актуальность для испытуемого данной потребности, а также на его способность учитывать потребности других. Большое количество ответов Fc указывает на пассивность испытуемого, зависимость, несамостоятельность. Ответы cF свидетельствуют об открытой, слабо контролируемой потребности в контактах, в том числе физических, а с-ответы – о неконтролируемой, недифференцируемой потребности в опеке, физических контактах.

Ответы на перспективу (FK, KF, К) указывают на то, как испытуемый справляется с тревожностью: большое количество FK-ответов свидетельствуют о том, что индивид осознает состояние тревоги и находит эффективные пути ее преодоления; ответы KF и К являются показателями того, что тревога возникает вследствие фрустрации потребности в привязанности. Если количество К-ответов более трех, это указывает на то, что уровень фрустрации довольно высок и испытуемый не имеет адекватных способов ее преодоления.

Некоторые другие показатели. Категория “популярные ответы” рассматривается как признак стереотипного, консервативного мышления, а также хорошей социальной адаптации. Количество популярных ответов, достигаемое 25%, считается оптимальным. Уменьшение этой цифры отмечается при некоторых формах шизофрении и может интерпретироваться как признак отчужденности от окружающего мира. Оригинальные ответы свидетельствуют о направленности интересов и общем развитии испытуемых.

Движение неодушевленных предметов в ответах считается признаком внутренней напряженности и конфликта, перед лицом которых испытуемый чувствует страх и беспомощность. По мнению некоторых исследователей, такие ответы встречаются почти исключительно у шизофреников и шизоидов.

Здоровые испытуемые дают ответы с описанием целых человеческих фигур или животных, если же преобладает упоминание их частей, то это расценивается как признак уровня интеллекта, депрессии, состояния тревожности.

В случае нормы около 40% всех ответов приходится на три последние таблицы. Этот показатель считается признаком реактивности на эмоциональные стимулы от окружения. Превышение этой цифры говорит о том, что цвет оказывает на испытуемого стимулирующее воздействие, что является признаком экстратензии. Напомним, что Роршах описывает экстратензивную личность как тип, высокочувствительный к своему окружению, обладающий репродуктивным интеллектом, лабильностью аффекта, гибкой моторикой, широким кругом общения, высоким уровнем адаптированности. Если же этот показатель меньше 30%, то можно говорить о преобладании интраверсивной тенденции личности, характеризуемой развитой функцией воображения, ориентацией в большей мере на внутреннюю жизнь, чем на внешний мир, замкнутостью, стабильностью аффекта, незначительным числом социальных контактов, низкой адаптированностью.

Что касается последовательности, то многие исследователи сходятся в том, что строгая последовательность типична для педантичных индивидов, упорядоченная – для здравомыслящих, а свободная – для творческих, импульсивных, склонных к фантазированию лиц. Бессвязная последовательность характерна для шизоидов, психопатов. Обратная – для тревожных, осторожных испытуемых.

Дети часто упоминают о перевернутых объектах, у взрослых же упоминание таких объектов может быть свидетельством инфантилизма. Выражением враждебности и тревожности считаются ответы с указаниями на агрессивные, деструктивные действия. Сексуальные ответы характерны как для здоровых, так и для больных испытуемых, разница между ними в том, что психически здоровые формулируют такие ответы четко и правильно, а для больных с расстройствами мышления характерны неопределенность, неправильная терминология, ссылки на половые акты.

О нарушении мышления могут свидетельствовать ответы, в которых подразумевается прозрачность объектов, когда сквозь одежду видится тело, а сквозь внешнюю ткань – внутренние органы.

Ответы с фабулизированными комбинациями, т.е. соединением в целое различных частей живых существ (“кролик с крыльями”) или нереальными связями и неадекватными видами активности, так же как и сексуальные ответы, могут приводиться и здоровыми, и больными испытуемыми. Разница опять же в оттенках высказываний: здоровые говорят об этом с юмором, а больные – серьезно и некритично.

Если испытуемый высказывается в том духе, что речь в той или иной форме идет о его персоне, это может свидетельствовать об органической форме умственной отсталости, шизофрении, эпилепсии.

Несмотря на широкие диагностические возможности методики, тест Роршаха – это прежде всего проективная техника. Сталкиваясь с малоструктурированным объектом, испытуемый проецирует на него свой способ восприятия, свое отношение к жизни, свои стремления, мотивы, комплексы, переживания. Необходимость организовать неструктурированное поле приводит к созданию проекции индивидуального мира личности. Таким образом, с помощью проективной методики испытуемый выражает то, что скрывает или не может сказать, отчасти потому, что сам не знает и не осознает.

Наибольшим проективным потенциалом обладают ответы на движение и динамические форменные ответы ”. Приписывая в ответе объекту некую активность, испытуемые как бы “вживаются” в движущийся объект. Движение или поза переживается испытуемым в самом себе, он идентифицируется с этим движением.

Чаще всего на пятно проецируется тот тип движения, к которому наиболее склонен испытуемый. Ввиду этого ответы на движение, как правило, выражают отношение к себе, окружающим и миру в целом. При этом наибольшее внимание следует уделять качеству движения. Если в ответе фигурирует человек с поднятыми руками, то это может означать как угрозу, так и просьбу о помощи. Последнее характерно для зависимых людей и не встречается у активных, самоуверенных испытуемых. Если в ответе фигурирует не один человек, а несколько, то в этом случае важно выяснить, каковы, по мнению испытуемого, отношения между ними.

Другой аспект кинестетических ответов – это уровень энергетических затрат, т.е. сколько сил и энергии требует то или иное движение. Поза спящего, например, не требует почти никаких усилий. Другое дело, какое-нибудь физическое упражнение. Таким образом, кинестетические ответы указывают на субъективное чувство силы испытуемого, его энергетический потенциал, на уровень его активности, позиции по отношению к миру.

К “динамическим форменным ответам” исследователи относят те вербализации, которые отражают связь воспринимающего и воспринимаемого им объекта. Самооценка испытуемого, например, отражается в том, каким видится испытуемому животное – большим, сильным или маленьким и слабым. Под воспринимаемой ситуацией борьбы, агрессии может скрываться враждебное отношение, под преувеличенными пропорциями и размерами – чувство собственной незначимости, под восприятием объектов маленькими, безвредными – завышенная самооценка.

Естественно, следует различать стереотипность в ответах испытуемых. Чем более стереотипен ответ, тем меньше вероятности того, что он несет в себе личностные характеристики индивида. Основной критерий информативных в плане проекции ответов – это их оригинальность, эмоциональность их выражения.

Надо отметить, что на степень самораскрытия испытуемого, проективную продуктивность методики колоссальное влияние оказывают такие факторы, как ситуация, обстановка тестирования, атмосфера, отношения, установившиеся между тестирующим и тестируемым.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей теста Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктивность ответов непосредственно связана с возрастом, интеллектуальным уровнем и образованием индивида. Хотя считается, что тест Роршаха применим к людям в возрасте от дошкольного до взрослого, нормативные данные изначально по большей части были получены в группах взрослых. Пытаясь расширить возрастные границы интерпретации теста Роршаха, Л. Эймс и его коллеги собрали и опубликовали нормы теста Роршаха для детей в возрасте от 2 до 10 лет, для подростков – от 10 до 16 лет, для пожилых людей – в возрасте от 70 лет и выше. Наиболее полные и обобщенные сведения по опубликованным нормативным данным для детей и подростков подготовлены Э. Левиттом и А. Труумаа.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.