Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рисование пальцами




Рисунок семьи

Рисунок семьи (Drawing-Family Techniques) – группа проективных методик для оценки внутрисемейных отношений, основанных на анализе и интерпретации рисунков. Методики “Рисунок семьи”, как правило, применяются при обследовании детей.

Рисуночные методики являются одними из наиболее распространенных среди проективных тестов. Идея использовать технику рисунка для диагностики внутрисемейных отношений возникла у целого ряда исследователей. Подробная схема проведения обследования и интерпретации результатов впервые была разработана для теста “Нарисуй свою семью” (В. Вульф, 1947). Опыт применения рисуночной методики в этих целях был описан в работах В. Хьюлса (1951-1952). Согласно схеме интерпретации по В. Вульфу, в рисунке анализируются: а) последовательность рисования членов семьи, их пространственное расположение, наличие пропусков отдельных членов семьи; б) отличия в формах и пропорциях отдельных фигур. Согласно В. Вульфу, последовательность рисования указывает на значимость данного члена семьи. Пропуск члена семьи часто выражает стремление избавиться от эмоционально-неприемлемого лица.

Если величина изображенных фигур не соответствует реальной иерархии, то такое восприятие относят за счет степени субъективной доминантности и значимости. В. Вульф обращал внимание также на интерпретацию различий в рисовании отдельных частей тела, исходя из возможности переживаний, связанных с их функциями.

В работах В. Хьюлса были предложены интерпретационные схемы “Рисунка семьи”, базирующиеся на самом процессе рисования (использование цветов, вычеркивания, стирания, сомнения, сопутствующие эмоциональные проявления, комментарии).

Дальнейшее развитие методики “Рисунок семьи” получили в работах Л. Кормана (1964), Р. Бернса и С. Кауфмана (1972). В инструкции к методике Л. Кормана предусмотрено задание нарисовать не “семью” или “свою семью”, как в методике В. Вульфа и В. Хьюлса, а “семью, как ты ее себе представляешь”. Благодаря такой установке имеется возможность использовать менее структурированный объект (стимул). При интерпретации результата авторы обращают внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или меньшую семью, чем она является на самом деле (авторы считают, что это указывает на функционирование определенных защитных механизмов; чем больше несовпадение, тем больше неудовлетворенность существующей ситуацией).

В рисунках, по Л.Корману, анализируют:

а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, аккуратность, использование пространства);

б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи);

в) содержание (анализ смысла рисунка).

Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагаются специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например, “Кто в семье самый плохой?”), предусматривающие прямой положительный или отрицательный выбор (например, “Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?”), а также вопросы, уточняющие смысл нарисованной ситуации для ребенка.

Вариантом методики “Рисунок семьи”, получившим наибольшую известность в зарубежной психодиагностике, является “Кинетический рисунок семьи”, предложенный Р. Бернсом и С. Кауфманом. В нем нужно нарисовать каждого из членов семьи в действии. Интерпретация материала основана на символическом толковании изображенных отношений, действий, предметов; при этом часть трактовок, предложенных авторами методики, основана на принципах психоанализа.

Техника “Рисунка семьи” в отечественной психодиагностике нашла применение в клинических исследованиях. А. И. Захаровым (1977) предложен вариант методики, состоящий из двух заданий. Для выполнения первого из них ребенку нужно нарисовать в четырех “комнатах”, расположенных на двух “этажах”, по одному из членов семьи, включая себя. При интерпретации рисунка обращается внимание на размещение членов семьи по этажам и на то, кто из них находится рядом с ребенком (т. е. является эмоционально наиболее близким). Второе задание – выполнение рисунка в свободной форме без каких-либо дополнительных инструкций.

Вариант “Рисунка семьи” со сложной и дифференцированной интерпретационной схемой предложен Г. Т. Хоментаускасом в 1985 г.

Несмотря на различия в частных интерпретациях, можно выделить основные аспекты, к которым относятся:

а) интерпретация структуры рисунка семьи;

б) интерпретация особенностей нарисованных членов семьи;

в) интерпретация процесса рисования.

Теоретически можно обосновать методику рисования семьи как процедуру, отражающую в первую очередь переживания и восприятие ребенком своего места в семье, отношение ребенка к семье в целом и отдельным ее членам.

Негативные переживания ребенка, связанные с неудовлетворенностью семейной ситуацией, отражаются уже в самом отношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму трансформации задания (рисование не связанных с семьей людей, отказ от рисования), откладывание во времени – рисование других предметов. Отношение детей к семье и отдельным ее членам выражается в характере расположения членов семьи, их сплоченности-разобщенности. Выявлено, что с чувством неудовлетворенности, отвержения связано появление в рисунке изображения туч, дождя, солнца, расположение членов семьи на линии основания.

Выделены два измерения, в психологическом смысле отражающие:

1) чувства ребенка относительно семьи, семейной ситуации, собственного места в ней (чувство отверженности – чувство принадлежности). Это измерение описывается следующим противопоставлением характеристик рисунка: уменьшение состава семьи, тучи, солнце, линия основания, начало рисования с других предметов – сплоченность семьи, Я рядом с другими;

2) способ переработки чувства отверженности (символическое изгнание семьи – символическое изгнание себя). Это измерение дифференцирует полюс предыдущего фактора “чувство отверженности” и описывается противопоставлением характеристик: присутствие не связанных с семьей людей, Я единственная фигура – отсутствие Я.

Также выявлены способы, с помощью которых ребенок графически презентирует эмоциональные отношения “силы–слабости” и “любимости–нелюбимости”. Атрибуция “силы” передается главным образом через изменения соотношения высоты, ширины, площади фигуры, поднятых рук, объектов в руках.

Любимый–нелюбимый представлен двумя путями. Для обоих характерна передача превосходства любимого над нелюбимым через количество деталей тела, цветов, декорирования. Однако в первом случае любимый превосходит нелюбимого по величине, во втором – уступает ему. Таким образом, по этим отношениям можно вычленить основные параметры эмоционального отношения ребенка к членам семьи, соответствующие осям “симпатия” и “уважение”.

Процедура и цель применения теста

 

Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Материал: лист белой бумаги 15ґ20 или 21ґ29 см, шесть цветных карандашей или один простой, ластик.

Инструкция к тесту 1: “Нарисуй, пожалуйста, свою семью”. Ни в коем случае нельзя объяснять, что обозначает слово семья, так как этим искажается суть исследования. Если ребенок спрашивает, что рисовать, психолог должен просто повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания не ограничивают (обычно 35 мин), при групповом ограничивают в пределах 15-30 мин.

Допускается использование дополнительных заданий:

Инструкция 2: “Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом”.

Инструкция 3: “Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь”.

Инструкция 4: “Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего) животного”.

Инструкция 5: “Нарисуй свою семью, где каждый изображен в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи”.

При выполнении задания следует отмечать в протоколе:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 с;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображением.

После выполнения заданий следует получить максимум информации дополнительно с помощью вопросов и ситуаций.

Вопросы: 1) Скажи, кто тут нарисован? 2) Где они находятся? 3) Что они делают? Кто это придумал? 4) Им весело или скучно? Почему? 5) Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? 6) Кто из них самый несчастный? Почему?

Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое выражение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому не следует настаивать на прямом ответе. При опросе психолог должен пытаться выяснить смысл нарисованного ребенком: чувства к отдельным членам семьи, почему кто-то не нарисован, что значат определенные детали рисунка (птицы, зверушки). Можно дополнить свой опрос проективными вопросами типа “Если бы вместо птички был бы нарисован человек, то кто это был бы?”, “Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?”, “Кого мама позовет идти с собой?”.

После опроса ребенку предлагается решить шесть ситуаций, три из них выявляют негативное отношение к членам семьи, три – позитивное.

Ситуации:

1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал идти с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы) и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь N билетов в кино (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Для интерпретации также надо знать: а) возраст исследуемого ребенка; б) состав его семьи, возраст братьев и сестер; в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье, детском саду, школе.

 

 

 

Тест окрашивания пальцем (Finger Painting Test) – проективная методика исследования личности. Описана Р. Шоу в 1932 г., в дальнейшем разрабатывалась П. Наполи как личностная методика (1946, 1951).

В данном тесте обследуемому предлагают влажный лист бумаги и набор красок. Рисунок выполняется пальцем, который окунается в краску. После завершения рисунка просят рассказать о том, что получилось. Рекомендуется составить серию таких “картин”, созданных одним и тем же лицом за сравнительно длительный период. Считается, что в силу слабой структурированности тестовой ситуации создаются наиболее благоприятные условия для самовыражения. Это сближает тест окрашивания пальцем с методикой свободных ассоциаций.

Интерпретация основана на учете следующих основных показателей: особенности моторных реакций, предпочтение определенных красок, формальные и символические характеристики рисунка, высказывания обследуемого. Методика может быть использована как при индивидуальном, так и при групповом обследовании. Данные о валидности и надежности теста отсутствуют.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.