Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника репертуарных решеток




Методы психодиагностики самосознания

Объект и методы

Диагностика сознания и самосознания

Карта интересов

Опросники ценностных ориентаций

Измерение мотивации достижения

Особенности диагностики мотивационной сферы личности

Объект и методы

Диагностика мотивов

Диагностика личностных и профессиональных способностей

Основные направления экспериментального изучения творческого мышления

Шкала измерения умственного развития Бине-Симона

Анализ работ Гальтона и Кеттелла привел к созданию теста. В первом варианте он содержал 30 тестов-заданий. В 1908 году появилась шкала для умственно нормальных детей, появилось понятие умственный возраст.

В 1916 году Термен в стенфордском университете адаптировал тест и создал редакцию теста Стенфорд-Бине, которая используется и сейчас.

С 1960 года в тест введено понятие показателя интеллекта IQ.

Надежность теста от 0,83 до 0,98 для разных возрастов.

 

Опросник для измерения потребности в достижении (ПД)

Методики различаются по:

· Оценка самоотношения,

· Оценка самоположения,

· Оценка самопринятия.

До 1993 не было ни одной адаптированной для России методики для диагностики сознания и самосознания.

Первые методики: Столина, Шмелева.

Использовались методики Дембо-Рубинштейна, лист оценочных определений.

В настоящее время используются:

· КИС,

· Методика управляемой проекции,

· Репертуарных решеток,

· Различные проективные методики.

Концептуальная основа методик – Я-концепция.

Существуют методологические проблемы:

· большой перечень понятий выражающих самоотношение и его составляющие,

(В СССР более подробную информацию по РТРК можно прочитать в сл. источниках:

КОЗЛОВА И.Н."ЛИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМА КОНСТРУКТОВ" в кн.: "СИСТЕМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЕЖЕГОДНИК". - М. "НАУКА". 1976г. с.128-146.

ПОХИЛЬКО В.И., ФЕДОТОВА Е.О. "ТЕХНИКА РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЁТОК В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ". - "ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ", 1984, №3. с.151-157.)

Традиционная психометрика ориентирована на диагностику устойчивых личностных особенностей. Келли высказывает противоположную точку зрения: "Человек – это форма движения", а "надёжность – это мера нечувствительности теста к изменениям". Диалектика не исключает ориентаций на диагностику устойчивых и изменчивых характеристик личности, т.е. того, в чем человек меняется крайне медленно, и того, в чем он меняется довольно часто.

 
 

Это можно представить условной шкалой психодиагоностических задач:

На схеме представлен двухмерный классификатор психодиагностических методик, позволяющий выделить 4 больших класса психодиагностических задач и показывающий непротиворечивость и дополнительность номотетических и идеографических методов. Сегодня класс 1 психодиагностика стабильных и устойчивых черт личности наиболее разработанная область, а класс 3 – диагностика уникальных и изменчивых личностных качеств – наименее разработанная область.

Метод "репертуарных решёток" может применяться как самостоятельный метод исследования личности.

(см. книгу "НОВЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ." авт. Ф. ФРАНСЕЛЛА и Д. БАННИСТЕР; изд. М. "ПРОГРЕСС", 1987 год.)

Лучше этот метод применять совместно с др. методиками, такими, как личностные опросники, проективные методики, самооценочные стандартные шкалы. На основе метода "РР" разработаны репертуарные тесты, в т.ч."ререртуарный тест ролевых конструктов" (РТРК) КЕЛЛИ.

Конструкты выявляются сл. образом: испытуемого спрашивают, чем двое из троих людей, отмеченных кружками в первой строке (см.решётку), "сходны между собой и тем самым отличны от третьего человека". Когда испытуемый примет решение, его просят поставить крестики в кружки, соответствующие тем двум людям, которые сходны между собой. Кружок, соответствующий третьему, отличному от них человеку, остаётся пустым. Затем испытуемому предлагается написать в графе "Конструкты, выявленный полюс" (см.решётку) слово или короткую фразу, разъясняющую чем именно эти люди сходны между собой. Противоположная по смыслу характеристика записывается под заголовком "Подразумеваемый полюс". После этого испытуемый отмечает галочкой всех других лиц, обладающих этой важной характеристикой (по выявленному полюсу). Подобным же образом заполняются и остальные строки решётки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.