Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольный список прилагательный: характеристика, достоинства и недостатки. Q- сортировка Стефенсена: характеристика, цели использования, достоинства и недостатки




Контрольный список прилагательных. Эта методика была создана специально для оценки представлений человека о самом себе. Разработанная в США при Институте по изучению и оценке личности Г. Гоухом, она представляет собой список из 300 расположенных в алфавитном порядке прилагательных от «авантюрный» до «яростный».

Имеет 24 основные шкалы, четыре из них дают установку на ответов и омтечают количество выбранных слов итд.

Далее идут четыре шкалы самоуверенности, самообладания, лабильности, личной приспособленности. Готовность следовать советам. Потом методика была доведена до 37 шкал. 15 шкал составлены в соответствии с перечнем потребностей Г.Мюррея

Основные недостатки этой методики психологи видят в следующем:

♦ она навязывает субъекту те параметры (черты), по которым сле­дует производить оценку объекта (себя или другого человека), при том что эти параметры могут быть для негр незначимы;

♦ приписывание объекту тех или иных параметров может вызвать трудности по ряду причин (из-за неясности понимания парамет­ров или условий их проявления у объекта и пр.).

Второй из названных недостатков отчасти устраняется при исполь­зовании методик шкалирования

 

“Методика Q-сортировка относится к семантическим методам психодиагностики. Методика Q-сортировка разработана В. Стефенсоном в Университете им. Гумбольдта (Берлин).”

В основу методики Q-сортировка лег анализ различий «Я-реального» и «Я-идеального». Названные категории были взяты из гуманистической психологии К. Роджерса.

Позволяет узнать представления человека о самом себе.

Q-сортировка дает субъективно-личностные, а не нормативные показатели, это значит, что анализ производится относительно «Я-реального» и «Я-идеального» исследуемого испытуемого, а не в сравнении с другими людьми.

Основное применение данная методика нашла в психотерапии, так как позитивное изменение составляющих «Я-образа» является одной из основных целей психотерапевтического вмешательства. Значение коэффициента корреляции ниже 0,10 может свидетельствовать о наличии депрессивного радикала.

Надо распределить от наименее характерных до наиболее. Количество карточек в каждой графе определяется нормальным распределением. Чаще всего используется от 3 до 9 групп.

Измеряется отношение к себе в разных ситуациях, каким является на самом деле, каким он представляется другим, каким он хотел бы быть.

Можно применять карточки для других людей.

Основная сложность- подбор и унификация слов, списков черт и их неизбежной субъективной интерпретации. Также, существует изначальная заданность.

4. Семантический дифференциал Ч. Осгуда. Характеристика, анализ результатов, базисные факторы и их интерпретация.

Для исследования мотивации персонала Чернобыльской АЭС был использован модифицированный мною автоматизированный вариант метода семантического дифференциала. С помощью набора из 18 шкал семантического дифференциала испытуемые оценивали 30 понятий, отражающих основные виды деятельности работников ЧАЭС

Семантический дифференциал. Будучи разработанной Ч. Осгудом и его сотрудниками сначала как средство исследования психологических аспектов осмыс­ления понятий, эта методика очень быстро стала рассматриваться ме­тодикой оценки личности, пригодной в первую очередь для измере­ния личностных установок и отношений к определенному кругу объ­ектов.

Семантический дифференциал представляет собой стандартизиро­ванную методику, в которой испытуемому предъявляется несколько семибалльных шкал, нанесенных горизонтально на один бланк (бланк для ответов). Концы шкал заданы словами (прилагательными), име­ющими противоположные значения. Семь градаций чаще всего также обозначены вербально, хотя возможны числовые и графические (в ви­де отрезков) обозначения. Каждый объект (понятие) должен быть оце­нен не менее чем по 15 таким биполярным шкалам.

Если соединить отрезками все сделанные отметки, то на ответном бланке отразится субъективный семантический профиль прошкалированного объекта, который и подвергают анализу.

Анализируется семантический профиль и строится семантическое пространство.

В. Ф. Петренко были выделены следующие факторы: «оценка», «сила», «активность» (Осгудовский базис) и, кроме того, «упорядоченность», «сложность», и ещё один особенный фактор, названный «комфортность».

Этот феномен был открыт Ч. Осгудом и назван синэстезией. Для наших целей важно только, в чем он проявляется. Синестезия — это основа метафорических переносов и оценок, позволяющая, например, оценивать голос как мягкий или жёсткий (то есть по биполярной шкале «мягкий-жёсткий»). Феномен синестезии, состоит в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности. Фактор ѕ группа шкал, по которым оценки объекта похожи. Из приведенных выше семи шкал к фактору “сила” относятся шкалы 1 и 2 (слабый ѕ сильный, большой-маленький, тяжёлый-лёгкий), к фактору “активность” шкалы 3ѕ 4 (активный ѕ пассивный, медленный ѕ быстрый, острый-тупой), к фактору “оценка” 5ѕ 7 (полезный-бесполезнй, чистый-грязный, хороший ѕ плохой).

При высокой оценке- человек испытывает удовольствие при контакте с объектом. При силе- напряженность при столкновение с объектом. Вобуждение или пассивность испытывает он.

Производится подсчёт суммы баллов по каждым из трёх факторов.

«Семантический дифференциал» применяется для решения разных практических проблем:

♦ в клинике;

♦ при консультировании;

♦ для выявления разнообразных социальных установок;

♦ для исследования отношения к разным изучаемым учебным пред­метам, отношения к разным товарам и торговым маркам и др.

Такая широта использования объясняется тем, что в качестве оцени­ваемых объектов могут использоваться сам индивид, члены его семьи, друзья, коллеги по работе, представители разных профессий, учебные предметы, названия товаров, разные виды деятельности, радио и телепрограммы имногое другое. По существу термин «семантиче­ский дифференциал» используется сейчас для обозначения целого се­мейства методик, построенных по одним и тем же принципам. В на­стоящее время не прекращается работа по совершенствованию этой методологии; для анализа результатов используется сложная статис­тическая обработка, а также современные компьютерные методы. Раз­рабатываются и применяются невербальные варианты семантическо­го дифференциала (когда полюса шкал задаются невербальными сред­ствами).Одна из модификаций техник шкалирования представляет собой методики сортировки. ( Q - сортировка Стефенсена).

5. Репертуарные личностные методики: характеристика, цели применения, практическое использование, возможности в диагностике личности.

Относятся к идиографическим методикам. Автор- Дж. Келли. В процессе диагностирования выстраивается матрица. Строки- субъективные шкалы человека. Столбцы- элементы, группа объектов. Элементы побираются так, чтобы представлять определённую область и связаны между собой.

Этот метод позволяет описывать и предсказывать оценки и отношения человека. Имеют гибкость в объёме получаемой информации, при этом в них есть особые правила, можно применять статистические данные, которые порой применяются к групповым. Позволяет реконстурировать уникальный субъективный опыт человека, определённую систему его параметров, помогающих воспринимать и понимать окружающий мир, оценивать и прогнозировать происходящее в нем события, поведение людей, свои взаимоотношения с ними. Конструкт, как способ построения целостного, интегрированного образа мира.

Конструкт имеет свойство обобщения и противопоставления. Диапазон пригодности конструкта.

Метод триад.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.