Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурные проблемы психологической диагностики




Принадлежность к разным профессиональным группам приводит к возникновению мыслительно-речевых стереотипов, обнаруживающих себя в предпочтительной актуализации одних видов словесно-понятийных связей по сравнению с другими. Кульутар определяется специфику обобщать и оценивать. Культура приводит к различиям вербального состава языка, а также в связях слов.

То. Что нормально в одной культуре, может считаться ненормальным в другой.

Не существует методики, которая одинаково воспринималась бы разными культурами.

Социокультурная адаптированность теста – соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране.

Простота формулировок и однозначность тестовых заданий – в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

Ограниченное время выполнения тестовых заданий – полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне.

Наличие тестовых норм для данного теста – репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста – средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально–демографических характеристик.

Факторы культуры оказывают влияние на результаты психодиагностических методик.

Культура – интегральная характеристика социально-психологических и экономических условий бытия, материального и духовного бытия, оказывающих прямое и косвенное воздействие на психику человека, на формирование его Личности, индивидуальности и Деятельности.

Люди внутри одной культуры не составляют однородной массы, их можно дифференцировать по возрасту, образованию.

Социально-культурные факторы, которые позволяют оценивать различия внутри группы:

Язык.

Урбанизация.

Система образования.

Грамотность.

Экологические условия.

Любой человек принадлежит к разным социальным группам. Любой человек принадлежит к ряду социальных общностей.

В процессе онтогенеза развивающаяся индивидуальность присваивает достижения предшествующих социально-культурных групп.

Влиянию культуры подвержены как познавательные, так и личностные особенности.

Если сделать невербальные методики, то не проявляются культурные особенности (это было до 20 – 30 гг. ХХ в.).

Актуальность проблематики: у нас явно не достает психологических методик, поэтому психодиагносты вынуждены обращаться к другим зарубежным методикам. Их переводят, адаптируют. Остается вопрос: насколько оправдано применение этих методик.

Несмотря на все попытки адаптировать, нужно сказать, что влияние фактора культуры никуда не может деться. Методика, созданная для другой культуры в определенной мере будет несправедлива для нас (пр.: применение теста Векслера – опыт рестандартизации показал, что пришлось снижать нормы). Любая методика, так или иначе, выявляет принадлежность к культуре.

Факторы, на которые влияет культура:

Процедура диагностики.

Содержание методики – специфические знания. Включать в текст те знания, которые присущи той или иной культуре.

Помимо специфических знаний в методику вкладываются мыслительно-речевые стереотипы (закладываются в задания теста, пр.: тест Амтхауэра, понятие «брак»). Никакая адаптация не сможет избавиться от стереотипов.

Особенность культур – отношение к разным объектам. Пример: в нашей культуре отношение к деньгам – признак примитивизма, душевной недоразвитости.

В методиках отражено то, что связано с требованиями социума, культуры, направленное на развитие. Традиции. Японцы – в первую очередь невербальное мышление, англичане – вербальное мышление.

Личностные особенности в зависимости от требований культуры воспитываются по-разному. Разные подходы к воспитанию: Япония – мгновенная реакция на плач ребенка, главное – прикосновение. Следствие – ребенок не стремится к автономии, всегда тянется к общению. Развиты такие качества – готовность к компромиссу. Американцы – переключают внимание, у детей развиваются любопытство, познавательность. Ценятся познавательные потребности, автономия.

И если взять одни и те же методики, выявятся разные черты. Не надо мерить одну культуру по меркам другой. Надо выделять специфические черты разных культур.

27. Возможности диагностики и измерения способностей.

К таким тестам относятся тест интеллекта и креативности, объединяемы термином «тесты общих способностей», а также «тесты специальных способностей»

Баллы определяется общим количеством выполненных заданий. После балл переводят в стандартную (шкальную0 оценку.

Тесты способностей оценивают достижения людей при выполнении ими некоторых достаточно ограниченных по числу типов заданий.

Уровень достижений нельзя отождествлять с уровнем развития его способностей к ней, а во многих психометрических методиках именно так это и изучалось. Нельзя упускать из виду тренированность индивидов в такого рода деятельности, мотивацию, уровень тревожности.

Бездоказательно принималось, что каждый тест или субтест из-меряет одну и ту же способность у разных индивидов. Между тем, одно и то же задание можно выполнить разными способами.

Возможна в широких пределах компенсация одних способностей другими.

В итоге, диагност знает лишь достижение, но не тот путь, который привёл человека к этому. Рубинштейн потом изучал сам процесс деятельности: раскрытие механизмов мыслительного процесса, закономерности анализа, синтеза, обобщения.

Тесты не измеряют способности.

Следовательно, они измеряют готовность или пригодность к деятельности. Это весь комплекс психологических особенностей, который обеспечивает успешное выполнение определённой деятельности. Сюда входит как способность, так и ряд общих психологических условий успешного выполнения деятельности.

К ним относится: интерес, положительная мотивация, психическое и физическое состояние, отдельные черты личности, навыки и умения.

Чтобы вскрыть долю способностей нужны дополнительные тесты. Чтобы вскрыть как субъект достиг измеренного с помощью теста уровня выполнения.

Следует:

Опираться на малоформализованные методы диагностики

Осуществлять длительные наблюдения за поведением человека в разных ситуациях

Проводит с ним беседы

Получать экспертные оценки, касающиеся процесса вхождения в деятельность и качества выполнения

Ориентироваться на лёгкость, быстроту овладения деятельностью, глубину приобретаемых знаний.

Оценка способностей в этих тестах содержится в скрытых, неявных видах.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.