Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От результатов испытания, объективно заданный социально-психологический




Процентили не следует смешивать с обычными процентными показателями.

Процентили указывают на относительное положение индивида в выборке

стандартизации. Их также можно рассматривать, как ранговые градации, общее число

которых равно 100, с той лишь разницей, что при ранжировании принято начинать отсчет

сверху, т.е. с лучшего члена группы, получающего ранг 1. В случае же процентилей

отсчет ведется снизу, поэтому, чем ниже процентиль, тем хуже позиция индивида.

50-й процентиль (P50) СООТветствует медиане – одному из показателей

центральной тенденции. Процентили свыше 50 представляют показатели выше среднего, а

те, которые лежат ниже 50, – сравнительно низкие показатели, 25-й и 75-й процентили

известны также под названием 1-го и 3-го квартилей, поскольку они выделяют нижнюю и

верхнюю четверти распределения. Как и медиана, они удобны для описания

распределения показателей и сравнения с другими распределениями.

Последние являются первичными показателями и представляют собой процент правильно

выполненных заданий, тогда как процентиль – это производный показатель, указывающий

на долю от общего числа членов группы. Первичный результат, который ниже любого

показателя, полученного в выборке стандартизации, имеет нулевой процентильный ранг

(Р0). Результат, превышающий любой показатель в выборке стандартизации, получает

процентильный ранг 100 (P100)- Эти процентили, однако, не означают нулевого или

абсолютного результата выполнения теста.

Процентильные показатели обладают рядом достоинств. Их легко рассчитать и

понять даже сравнительно неподготовленному человеку. Их применение достаточно

универсально и подходит к любому типу тестов. Однако недостаток процентилей – это

существенное неравенство единиц отсчета в том случае, когда анализируются крайние

точки распределения. При использовании процентилей (как уже отмечалось выше)

определяется только относительное положение индивидуальной оценки, но не величина

различий между отдельными показателями.

В психодиагностике существует и другой подход к оценке результатов

диагностических испытаний. Под руководством К.М. Гуревича разрабатываются тесты, в

которых в качестве точки отсчета выступает не статистическая норма, а независимый

норматив. Социально-психологический норматив реализуется в совокупности заданий,

составляющих тест. Следовательно, сам тест в полном его объеме и является таким

нормативом. Все сопоставления индивидуальных или групповых результатов

тестирования проводятся с тем максимумом, который представляется в тесте (а это

полный набор знаний). В качестве критерия оценки выступает показатель, отражающий

степень близости результатов к нормативу. Имеется разработанная схема представления

групповых количественных данных.

Для анализа данных относительно их близости к социально-психологическому

нормативу, условно рассматриваемому как 100%-ное выполнение всего теста, все

испытуемые подразделяются по результатам тестирования на 5 подгрупп (%):

1) наиболее успешные – 10;

2) близкие к успешным – 20;

3) средние по успешности – 40;

4) малоуспешные – 20;

5) наименее успешные – 10.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных

заданий. Строится система координат, где по оси абсцисс идут номера подгрупп, по оси

ординат – процент выполненных каждой из подгрупп заданий. После нанесения

соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение каждой из

подгрупп к социально-психологическому нормативу. Такая обработка проводится по

результатам как теста в целом, так и каждого субтеста в отдельности.

2.2. Надежность

Прежде чем психодиагностические методики могут быть использованы для

практических целей, они должны пройти проверку по ряду формальных критериев,

доказывающих их высокое качество и эффективность. Эти требования в

психодиагностике складывались годами в процессе работы над тестами и над их

совершенствованием. В результате появилась возможность оградить психологию от

всевозможных безграмотных подделок, претендующих на то, чтобы называться

диагностическими методиками.

К числу основных критериев оценки психодиагностических методик относится

надежность и валидность. Большой вклад в разработку этих понятий внесли зарубежные

психологи (А. Анастази, Е. Гизелли, Дж. Гилфорд, Л. Кронбах, Р. Торндайк и Е. Хаген и

др.). Ими были разработаны как формально-логический, так и математико-статистический

аппарат (прежде всего корреляционный метод и фактический анализ) обоснования

степени соответствия методик отмеченным критериям.

В психодиагностике проблемы надежности и валидности методик тесно

взаимосвязаны, тем не менее существует традиция раздельного изложения этих

важнейших характеристик.

В традиционной тестологии термин “ надежностьозначает относительное




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.