Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияния личности экспериментатора на исход диагностической процедуры, то




Таким образом, вопрос о стабильности измеряемого свойства решается не

всегда однозначно. Решение зависит от сущности самого диагностируемого свойства.

3. Определение константности, т.е. относительной независимости

результатов от личности экспериментатора. Поскольку методика, разработанная для

диагностических целей, не предназначена для того, чтобы вечно оставаться в руках своих

создателей, крайне важно знать, в какой мере ее результаты поддаются влиянию личности

экспериментатора. Хотя диагностическая методика всегда снабжается подробными

инструкциями по ее применению, правилами и примерами, указывающими, как проводить

эксперимент, регламентировать манеру поведения экспериментатора, скорость его речи,

тон голоса, паузы, выражение лица очень трудно. Испытуемый в своем отношении к

опыту всегда отразит то, как сам экспериментатор к этому опыту относится (допускает

небрежность или действует точно в соответствии с требованиями процедуры, проявляет

требовательность, настойчивость или бесконтрольность и т.п.).

Особенно существенную роль личность экспериментатора играет при проведении

так называемых недетерминированных методик (например, в проективных тестах).

Хотя в тестологической практике критерием константности пользуются нечасто,

однако, по мнению К.М. Гуревича (1969), это не может служить основанием для его

недооценки. Если у авторов методики возникают подозрения по поводу возможного

целесообразно проверить методику по этому критерию. При этом важно иметь в виду

следующий момент. Если под воздействием нового экспериментатора все испытуемые в

одинаковой степени стали работать немного лучше или немного хуже, то сам по себе этот

факт (хотя и заслуживает внимания) на надежность методики не окажет влияния.

Надежность изменится лишь тогда, когда воздействие экспериментатора на испытуемых

различно: одни стали работать лучше, другие хуже, а третьи так же, как и при первом

экспериментаторе. Другими словами, если испытуемые при новом экспериментаторе

изменили свои порядковые места в выборке.

Коэффициент _________константности определяется путем корреляции результатов двух

опытов28

надежности. Только методика, располагающая полной характеристикой надежности,

наиболее пригодна для диагностико-практического применения.

2.3. Валидность

Другим ключевым критерием оценки качества методик является валидность.

Вопрос о валидности методик решается лишь после того, как установлена достаточная ее

надежность, поскольку ненадежная методика без знания ее валидности является

практически бесполезной.

Вопрос о валидности представляется одним из самых сложных. Наиболее

укоренившимся определением этого понятия является то, которое приведено в книге А.

Анастази: “Валидность теста – понятие, указывающее нам, что тест измеряет и насколько

хорошо он это делает” (1982. С. 126). Валидность – это комплексная характеристика,

включающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того,

для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность.

Не существует какого-то единого универсального подхода к определению валидности. В

зависимости от того, какую сторону валидности хочет рассмотреть исследователь,

используются и разные способы доказательства. Другими словами, понятие валидности

включает в себя разные ее виды, имеющие свой особый смысл. Проверка валидности

методики называется валидизацией.

Валидность в первом ее понимании имеет отношение к самой методике, т.е. это

валидность измерительного инструмента. Такая проверка называется теоретической

валидизацией. Валидность во втором понимании уже относится не столько к методике,

сколько к цели ее использования. Это прагматическая валидизация.

При теоретической валидизации исследователя интересует само свойство,

измеряемое методикой, т.е. проводится психологическая валидизация. При

прагматической валидизации суть предмета измерения (психологического свойства)

оказывается вне поля зрения. Главный акцент сделан на то, чтобы доказать, что “нечто”,

измеряемое методикой, имеет связь с определенными областями практики.

Провести теоретическую валидизацию, в отличие от прагматической, значительно

труднее. Как проверяется прагматическая валидность: выбирается какой-нибудь

независимый от методики внешний критерий, определяющий успех в той или иной

деятельности (учебной, профессиональной и т.п.), и с ним сравниваются результаты

диагностической методики. Если связь между ними признается удовлетворительной, то

делается вывод о практической эффективности, действенности диагностической

методики.

Для определения теоретической валидности найти какой-либо независимый

критерий, лежащий вне методики, гораздо труднее.

Провести теоретическую валидизацию методики – это показать, действительно ли

методика измеряет именно то свойство, качество, которое она, по замыслу исследователя,

должна измерять. Так, например, если какой-то тест разрабатывался для того, чтобы

диагностировать умственное развитие школьников, надо проанализировать,

действительно ли он измеряет именно это развитие, а не какие-то другие особенности

(например, личность, характер и т.п.). Таким образом, для теоретической валидизации

кардинальной проблемой является отношение между психическими явлениями и их

показателями, посредством которых эти психические явления пытаются познать. Она

показывает, что замысел автора и результаты методики совпадают.

Не столь сложно осуществить теоретическую валидизацию новой методики, если

для измерения данного свойства уже имеется методика с известной, доказанной

валидностью. Наличие корреляции между новой и аналогичной старой методиками

указывает на то, что разработанная методика измеряет то же психологическое качество,

что и эталонная. И если новый метод одновременно оказывается более компактным и

экономичным в проведении и обработке результатов, то психодиагносты получают

__29

возможность использовать новый инструмент вместо старого. Такой прием особенно

часто используется в дифференциальной психофизиологии при создании методик

диагностики основных свойств нервной системы человека.

Но теоретическая валидность доказывается не только путем сопоставления с

родственными показателями, а также и с теми, где исходя из гипотезы значимых связей не

должно быть. Таким образом, для проверки теоретической валидности важно, с одной




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.