Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональных состояний личности




В качестве вспомогательного метода или процедуры обработки данных, полученных

В психологической диагностике контент-анализ наиболее часто используется

при других методах исследования. С его помощью подвергаются анализу речевые

сообщения испытуемого, сопровождающие практически любые диагностические

обследования, особенно при индивидуальной процедуреГКонкретно контент-анализ

может применяться при обработке данных, полученных посредством проективных

методик (например, ТАТ, методика Роршаха, завершение предложения); интервью,

содержания бесед, другой речевой и письменной продукции испытуемого; открытых

вопросов анкет и т. п. Так, в методиках диагностики личностных особенностей

(тревожности, невротицизма и др.) проводится контент-анализ грамматических и

стилистических конструкций речи испытуемого: количество “тематических”

высказываний (болезнь, страх, неуверенность и т. д.), глаголов, логических блоков и т. п.

Такой анализ нередко позволяет выявить и объективизировать скрытую тенденцию в

ответах испытуемого.

В заключение следует коротко остановиться на следующем моменте. В последнее

время в западной психологической литературе появился термин “тесты учителя”. Под ним

подразумеваются не только традиционные тесты учета и контроля школьных достижений,

но и целенаправленное использование учителем в своей работе малоформализованной

диагностики. В частности, выделяется умение проводить систематические наблюдения,

имеющие своей целью изучение индивидуально-психологических особенностей учеников,

их поведения. По основательности разработки тесты учителя далеко отстают от того, что

достигнуто в строго формализованной диагностике. Однако само их появление в

психодиагностической литературе следует рассматривать как свидетельство

неудовлетворенности той формалистичностью, которая стала неотъемлемой

особенностью психологического диагностирования.

Только сочетание формализованных методов диагностики с наблюдениями,

беседами, тестами учителя и т. п. формами изучения обследуемого может дать

удовлетворяющий результат.

Раздел 4. Методические подходы к проблеме оценки

4.1. Диагностические признаки и категории

Признаки – это переменные, которые можно непосредственно наблюдать и

регистрировать.

Категории -это переменные скрытые от непосредственного наблюдения, их

принято называть “латентными переменными”.

Диагностический вывод – это переход от наблюдаемых признаков к уровню

скрытых категорий. Для количественных категорий часто используется также название

“диагностические факторы”.

Трудность психологической диагностики заключается в том, что между

признаками и категориями не существует строгих взаимно-однозначных связей. Один и

тот же внешний поступок ребенка – к примеру, вырвал листок из дневника, может быть

обусловлен совершенно различными психологическими причинами, такими как,

повышенный уровень скрытого фактора “склонность к обману” или повышенный уровень

другого скрытого фактора “страх наказания”. Для однозначного вывода одного симптома

или поступка недостаточно. Необходимо проанализировать комплекс симптомов, то есть

серию поступков в разных ситуациях.

Тест в психодиагностике – это серия однотипных стандартизированных кратких

испытаний, которым подвергается испытуемый – носитель предполагаемого скрытого

фактора. Различные тестовые задания призваны выявить у испытуемого различные

симптомы, связанные с тестируемым скрытым фактором. Сумма результатов этих кратких

испытаний говорит об уровне измеряемого фактора. За внешней простотой научных

тестов скрывается большая исследовательская работа по их разработке и апробации.

Различение практического обследования и научного дифференциально-диагностического

исследования является одним из важнейших в современной тестологической культуре.

Обследование – это применение готового, уже разработанного теста. Его

результат – сведения о психических свойствах конкретного обследованного человека

(испытуемого).

Дифференциально-диагностическое исследование – это комплекс теоретических

и экспериментальных работ, направленных на формулирование концепции измеряемого

психического свойства скрытого фактора, влияющего на эффективность и характер

деятельности либо на выявление диагностических признаков или “эмпирических

.индикаторов”, по которым можно получать информацию о заданном свойстве.

Психологический диагноз имеет развернутый и комплексный характер.

Например, сюда может входить констатация у одного и того же человека одновременно

следующих особенностей: высокого уровня развития “креативности” (изобретательности

и гибкости мышления), среднего уровня “вербального интеллекта” (речевого мышления),

сниженного уровня способности к концентрации внимания, черт “социальной

экстраверсии” (повышенной коммуникабельности, общительности), “внутреннего локуса

контроля” (повышенная ответственность и включенность самооценки в деятельность),

“проницаемости границ «Я» (уязвимости, ранимости) на фоне ведущей мотивации

достижения социального успеха и т. п.

Некоторые черты и особенности у данного человека могут в некоторых ситуациях

как бы конфликтовать между собой, подталкивать к разным способам поведения.

Столкновение разнородных внутренних установок (черт-диспозиций) – одна из причин

внутренних кризисов в развитии личности.

Одна из важнейших задач глубинной личностной психодиагностики состоит в

выявлении того, какие именно психические свойства вошли в противоречие. Это помогает

распутать клубок внутреннего конфликта.

Под структурированностью психологического диагноза понимается приведение

разнообразных параметров психического состояния человека в определенную систему:

они группируются по уровню значимости, по родственности происхождения, по

возможным линиям причинного взаимовлияния. Взаимоотношения различных параметров

в структурированном диагнозе специалисты отображают в форме диагностограмм. Один

из простейших вариантов “диагностограммы” – психодиагностический профиль.

Статистическая норма – это средний диапазон значений на шкале измеряемого

свойства (область, прилегающая к центральной линии на профиле). Нормой здесь

считается близость значения свойства к тому уровню, который характеризует

статистически среднего индивида.

Акцентуацией называется значимое отклонение от нормы (выход за пределы

среднего диапазона), а данная личностная черта называется “акцентуированной”. Чем

сильнее выражено это отклонение, тем более сильной считается акцентуация, вплоть до

появления “патохарактерологических” признаков.

Социокультурный норматив – это уровень свойства, который явно или неявно

считается в обществе необходимым. Допустимо сделать одну ошибку-описку на страницу

текста, но недопустимо – 10 ошибок. Если средний выпускник школы делает больше 1

ошибки, то это не значит, что статистическая норма должна “тянуть” вниз

социокультурный норматив. Очевидно, что всякое обучение должно быть ориентировано

на нормативы, а не на статистические нормы.

4.2. Виды функциональных состояний человека

В начале 50-х гг. сложилось и успешно развивается оригинальное направление

диагностических исследований психофизиологических особенностей человека. Оно

получило название «дифференциальная психофизиология» и тесно связано с именами

выдающихся психологов – Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына. Работа школы Б.М.

Теплова–В.Д. Небылицына представляет собой дальнейшее творческое развитие идей

И.П. Павлова о свойствах нервной системы и типах высшей нервной деятельности

животных и человека. Эти идеи И.П. Павлова были обоснованы опытами над животными

и наблюдениями в нервной клинике. Задача же работ Б.М. Теплова–В.Д. Небылицына и

их сотрудников состояла в экспериментальном изучении этой проблемы применительно к

человеку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.