Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прекращения действия раздражителя




С другой стороны, чем инертнее нервная система, тем больше надо времени,

чтобы восстановился альфа-ритм после отключения светового раздражителя.

Кроме электроэнцефалографических методик для диагностики СНС используются

двигательные методики. Это различные варианты измерения времени реакции человека на

внешний раздражитель (свет, звук).

Так, для диагностики силы нервной системы используется предложенная В.Д.

Небылицыным методика измерения времени реакции на раздражитель разной громкости.

Время реакции измеряется с помощью специального прибора – нейрохронометра.

Через наушники испытуемому предъявляются звуковые раздражители четырех

интенсивностей – 40, 60, 80, 100 децибелов. Как только испытуемый услышит звук, он

должен как можно быстрее нажать на специальную кнопку. Интервалы между подачей

раздражителей составляют 10–15 с. Раздражители каждой интенсивности предъявляются

по 25 раз в случайном, но одинаковым для всех испытуемых порядке. Звуковому

раздражителю предшествует с отставанием в 2 с предупредительный сигнал – вспышка

лампочки. Показателем силы нервной системы по этой методике служит коэффициент Ь,

вычисляемый из уравнения регрессии у = а + Ьх, где у – средняя величина времени

реакции на раздражитель каждой интенсивности, х – порядковые номера интенсивностей.

Большим величинам коэффициента Ь соответствует большая сила нервной системы.

Аппаратурные методики являются надежными и точными способами измерения.

Они наиболее ясны по своему содержанию, однозначны, и большая часть таких методик

считается основным референтным приемом определения СНС. В дифференциальной

психофизиологии выработано такое правило, чтобы все новые методики диагностики

какого-либо из свойств нервной системы сопоставлялись с основными референтными

пробами определения этого свойства. Если, используя такой математический прием, как

факторный анализ, удается установить, что новые индикаторы образуют одну группу

(один фактор) с референтными методиками, то это позволяет трактовать результаты

новых методик в терминах теории основных свойств нервной системы, т.е. считать, что

новые методики измеряют то же свойство нервной системы, что и референтные пробы.

Подобная статистическая обработка дает возможность определить теоретическую

валидность вновь разработанных методик.

Бланковые методики. Применение аппаратурных методик на производстве или в

школе вызывает большие сложности, а иногда их использование вообще не

представляется возможным. Поэтому возникла необходимость создать такие

диагностические средства, которые, удовлетворяя строгим научным критериям, могли бы

быть использованы в нелабораторных условиях и были пригодны для массового

обследования. Под руководством К.М. Гуревича, соратника и последователя Б.М.

Теплова, были разработаны бланковые методики, диагностирующие проявления основных

свойств нервной системы в мыслительно-речевой деятельности (В.А. Данилов, 1973; В.Т.

Козлова, 1981). Но такая работа могла быть начата лишь после того, как в результате

деятельности Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына и их сотрудников были выяснены вопросы,

касающиеся физиологического содержания каждого свойства, и разработаны методики,

однозначные по своей сути, обладающие высокой надежностью, стабильностью и

валидностью. Сопоставив новые методики с теми, которые в школе Б.М. Теплова–В.Д.

Небылицына названы основными, референтными методиками определения основных

свойств нервной системы, удалось отобрать наиболее удачные диагностические пробы

проявления СНС на уровне мыслительно-речевой деятельности. Переход к диагностике

проявлений СНС в мыслительно-речевой деятельности требует таких методических

приемов, которые были бы адекватны поставленной задаче, а именно: стимулировали,

актуализировали мыслительно-речевые процессы. Этой цели соответствуют методики, в

которых испытуемый оперирует вербальным материалом.

Некоторые диагностические приемы, разработанные тестологами, после

соответствующих модификаций оказалось возможным применить как пробы диагностики

проявлений свойств нервной системы в мыслительно-речевой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 431; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.