Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы в психодиагностике




Ключевые термины: лицензия, аттестация, сертификация, границы

компетентности, профессиональные стандарты, профессиональная тайна,

конфиденциальность, психопрофилактика в психодиагностике.

Также как и медицинское обследование, любое психодиагностическое

обследование может существенно повлиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах,

где психодиагностическая практика широко и интенсивно развивается, она

регламентируется как общим профессионально-этическим кодексом, так и специально

разработанными профессионально-этическими стандартами в области тестирования и

психодиагностики. Любой член психологического общества должен строго соблюдать

кодекс и стандарты. В противном случае он может быть исключен из психологического

общества и лишен права (ЛИЦЕНЗИИ) на психологическую практику. Воссозданное в

1994 году Российское психологическое общество подготавливает совместно с

отраслевыми министерствами и ведомствами (прежде всего с министерствами

образования и здравоохранения РФ) серьезные законопроекты, регламентирующие доступ

к психодиагностической информации и порядок использования психологических тестов в

стране.

Ведомственные организационные нормативы и правила проведения

психодиагностики отражены, в частности, в «Положении о службе практической

психологии образования в Российской Федерации» (Вестник образования, 1995, № 7). В

этом параграфе будут освещены лишь основные принципы, имеющие прежде всего

этическое значение.

Любой учитель-предметник должен знать общие принципы, которым следует его

коллега педагог-психолог в области соблюдения профессионально-этических норм в

психодиагностике. Без соответствующих знаний педагог не сможет понять, почему в

некоторых случаях школьный психолог просто не имеет права доверить учителю не

только формулирование заключения по тесту, но и сбор первичной информации и должен

проводить все психодиагностическое u1086 обследование от начала до конца самостоятельно.

Именно психолог несет всю полноту ответственности за возможный моральный и

косвенный материальный ущерб, в том числе ущерб для соматического и нервно-

психического здоровья, который может быть причинен испытуемому при неправильном

проведении обследования. В настоящем разделе мы кратко изложим основные

профессионально-этические принципы в том виде, в каком они распространяются на всех

пользователей сертифицированных психодиагностических методик.

1. Принцип специальной подготовки и аттестации лиц, использующих

психодиагностические методики

Требование, чтобы диагностические методики использовались только достаточно

квалифицированными пользователями, является первым шагом по защите индивида от их

неправильного использования. Необходимая квалификация меняется в зависимости от

типа диагностической методики. Для правильного применения индивидуальных тестов

интеллекта и большинства личностных тестов и опросников и особенно проективных

техник требуется относительно длинный период интенсивного обучения, в то время как

для тестирования достижений в учебной и профессиональной деятельности нужна

минимальная специальная подготовка.

Психолог-диагност должен выбирать методики, которые подходят как для

конкретной цели, с которой он проводит обследование, так и для конкретного человека,

которого он обследует. Например, психолог, занимающийся диагностикой нарушений

развития, должен не только владеть методиками, но и знать особенности детей,

относящихся к разным категориям нарушенного развития, а также уметь общаться с ними

таким образом, чтобы, не выходя за рамки инструкций и правил применения методик,

полностью раскрыть возможности ребенка в выполнении предъявляемых заданий.

Психолог также должен знать соответствующую научную литературу, касающуюся

выбранной методики, и быть способным оценить технические параметры таких ее

характеристик, как репрезентативность норм, надежность, валидность, достоверность.

Известно, что результаты диагностики чувствительны ко множеству условий ее

проведения. Психодиагност в подписываемом им заключении должен зафиксировать, что

все необходимые методические условия были соблюдены. Психодиагност делает выводы

или дает рекомендации только после рассмотрения диагностической информации в свете

другой касающейся индивида информации. В тех случаях, когда результаты

стандартизированных методик явно противоречат другим источникам информации о

человеке, психолог должен взять на себя ответственность за то, чтобы признать

результаты проведенного обследования недостоверными, но обосновать это свое

заключение указанием на объективные факты, свидетельствующие о недостоверности

этих результатов.

Психолог должен знать ГРАНИЦЫ своей КОМПЕТЕНТНОСТИ и ограниченность

используемых методов и не предлагать свои услуги, а также не использовать методики,

которые не удовлетворяют ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СТАНДАРТАМ, установленным в

отдельных областях практики и для определенных категорий методик.

Как правило, в большинстве развитых стран получения диплома о высшем

психологическом образовании еще недостаточно для получения права на

психологическую u1087 практику. Для получения соответствующей лицензии кандидат

проходит процедуру АТТЕСТАЦИИ, включающую специальные экзамены и анализ

опыта работы по использованию психодиагностических методик.

Такого рода процедуры аттестации с использованием стандартной системы

требований к любым исполнителям (пользователям), независимо от их уровня и

направленности образования, предусматриваются в работе соответствующих комиссий

Российского психологического общества. Профильное образование в данном случае

служит инструментом более адекватной подготовки к подобным профессиональным

испытаниям, служащим своего рода вступительным экзаменом для новых членов

психологического общества.

Таким образом, для того, чтобы быть свободным от ограничений в доступе к

психодиагностическим методикам и информации, учитель должен пройти

соответствующую психологическую подготовку (возможно, на ускоренных курсах,

предусмотренных для лиц с высшим, в частности с высшим педагогическим

образованием), получить диплом государственного образца, пройти процедуру аттестации

и стать членом Российского психологического общества и уже в этом качестве получить

право на приобретение и использование любых методик, распространяемых

специализированными предприятиями и изданиями общества среди членов общества, а

также федеральными и региональными центрами службы практической психологии

образования.

1а. Принцип личной ответственности. Если психолог привлекает к

определенным работам по выполнению психодиагностического обследования каких-то

исполнителей, не являющихся аттестованными специалистами в области

психодиагностики (в частности, педагогов-предметников), то вся полнота ответственности

за правильность проведения методики и корректность интерпретации и использования ее

результатов целиком лежит именно на психологе. При проведении группового

тестирования по разветвленной психодиагностической программе (независимыми

исполнителями в разных помещениях в разное время) психолог должен лично

завизировать разработанную им программу обследования и лично подписать отчет,

содержащий проинтерпретированные им результаты обследования.

2. Принцип ограниченного распространения психодиагностических методик

(принцип «профессиональной тайны»)

В кратком изложении этот принцип гласит: СЕРТИФИЦИРОВАННЫЕ

психологическим обществом профессиональные психодиагностические методики могут

распространяться только среди аттестованных специалистов.

Этот принцип тесно связан с предыдущим и имеет двоякую цель: неразглашение

содержания методик и предупреждение их неправильного применения.

Доступ к таким методикам должен быть ограничен теми людьми, кто имеет

профессиональную заинтересованность и гарантирует их правильное использование, то

есть они должны быть доступны только тем специалистам, которые будут проводить

психологическую диагностику и отвечать за достоверность ее результатов.

Специально подчеркнем здесь, что сохранение профессиональной тайны имеет

значение не столько для поддержания авторитета и социального статуса психологов,

сколько для обеспечения корректной и точной психодиагностики. Профессиональные

психодиагностические методики не должны поступать в открытую продажу. Свободный

доступ к методикам может привести, например, к тому, что родители будут «натаскивать»

своих детей на выполнение заданий, входящих в эти методики, в результате чего их

диагностическое применение станет абсолютно бессмысленным, они утратят

диагностическую ценность. Что приведет и серьезным ошибкам и при переводе в

специальные школы детей с недостатками развития (профиль школы будет не

соответствовать характеру дефекта развития), и при определении направления

дальнейшего профессионального обучения и т. п.

3. Принцип обеспечения суверенных прав личности

Вопрос, возникающий в особенности в связи с использованием личностных тестов,

касается посягательства на тайну личности. Это сложный вопрос, поскольку о сущности

некоторых тестов, раскрывающих эмоциональные и мотивационные особенности, а также

установки личности, человеку не сообщается, и он может проявить такие черты в ходе

тестирования, которые для него самого нежелательны, не осознавая, что он это делает.

Основной этический принцип в данном случае гласит: человек не должен

подвергаться какому-либо обследованию обманным путем. Это значит, что человек перед

обследованием должен быть предупрежден, кто будет иметь доступ к результатам

обследования и какие решения могут быть и приняты. В том случае, если обследованию

подвергаются несовершеннолетние дети, такое предупреждение должны совершенно

официально получить родители.

Поясним здесь, что проинформированный о целях и общем смысле обследования

(но, конечно, не о содержании тестовых заданий) испытуемый получает следующие

возможности:

а) психологически мобилизоваться для его наилучшего выполнения,

б) отказаться от обследования, осознавая при этом, от каких возможностей он

отказывается в случае положительных результатов обследования,

в) не формулировать своего отказа в явной форме, но применить собственную

тактику выполнения методики, которая, с его точки зрения, позволяет ему скрыть

истинную информацию о себе.

Данный этический принцип, который охраняет право индивида отказываться от

участия в обследовании и, следовательно, защищает тайну его личности, осложняет

работу психолога и повышает требования к его квалификации. При правильных

взаимоотношениях и взаимном уважении психолога и обследуемого число отказов от

участия в диагностировании может быть сведено к незначительному числу.

За. Учащиеся проходят сертифицированные тесты достижений в обязательном

порядке, если эти тесты утверждены органами народного образования в качестве

возможной формы приема выпускных экзаменов в средних учебных заведениях и

вступительных экзаменов в средние специальные и высшие учебные заведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.