Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика интеллектуального развития 2 страница




- Лабиринты

- Кубики Косса

- Осведомленность

- Сходство

- Последовательные картинки

- Арифметический

- Недостающие детали

- Складывание фигур

- Словарный

- Понятливость

- Шифровка

- Повторение цифр

Дайте сравнительный анализ детского и взрослого варианта методики.

Диагностика психофизиологических особенн...

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
Особый класс психодиагностических методов составляют психофизиологические методики, диагностирующие природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы. Они разрабатывались отечественной школой Б.М. Теплова — В.Д. Небылицына и их последователями в рамках нового научного направления, получившего название "дифференциальная психофизиология". В отличие от тестов эти методики имеют ясное теоретическое обоснование: психофизиологическую концепцию индивидуальных различий, свойств нервной системы и их проявлений.
Индивидуальные различия, обусловленные свойствами нервной системы, не предопределяют содержания психического развития. Они находят свое проявление в формально-динамических особенностях психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособности, помехоустойчивости и др.).
Следует обратить особое внимание на одну черту психофизиологических методик, диагностирующих индивидуальные различия: они лишены оценочного подхода к индивиду. Проводя тесты интеллекта или способностей, исследователь дает в конечном счете оценочное заключение: один испытуемый выше или лучше другого, один ближе к нормативу, другой дальше Оценочный подход имеет место и в опросниках, правда, не во всех, а только в тех, где ставится цель выявить некоторые общепризнанные, т е соответствующие нормативу человеческие достоинства или констатировать их отсутствие Диагностические психофизиологические методики не претендуют на оценку, поскольку сказать, какие свойства нервной системы лучше, а какие хуже, невозможно. В одних обстоятельствах лучше проявят себя люди с одними свойствами нервной системы, в других — с другими.
При определении диагностической значимости результатов, полученных с помощью психофизиологических методик, используются все те критерии, которые разработаны в рамках традиционной тестологии (стандартизация, надежность, валидность)


По своей форме большинство психофизиологических методик являются аппаратурными- используются электроэнцефалографы и иная специальная аппаратура Но в последние два десятилетия были разработаны методики типа "карандаш и бумага" (бланковые методики). Для практического психолога они могут представлять особый интерес, поскольку их можно широко использовать в школьной практике и непосредственно на производстве. Кроме того, некоторые из них могут быть представлены в компьютерном варианте как аппаратурные, так и бланковые методы носят индивидуальный характер.
Диагностика психофизиологических особенностей человека
• Понятие о природных особенностях человека
• Диагностика свойств нервной системы
• Диагностика свойств темперамента и психических состояний
В структуре свойств индивидуальности важное место отводится свойствам нервной системы, отражающим особенности протекания физиологических процессов возбуждения и торможения. Отечественной психофизиологией выработан ряд принципиальных положений, определяющих подходы к изучению свойств нервной системы и оценке их места в общей структуре индивидуальности. К ним относятся:
• представление о независимости содержательной стороны психики от свойств нервной системы; связь последних с динамическими, формальными особенностями поведения;
• использование не одной, а нескольких методик для диагностики каждого свойства; предпочтительность непроизвольных индикаторов;
• оценка свойства как комплекса (синдрома) коррелирующих проявлений;
• отказ от оценочного подхода к свойствам, утверждение одинаковой биологической ценности полярных свойств нервной системы.


Методические приемы оценки свойств нервной системы обращаются к разным анализаторам и эффекторам. Показано, что диагноз свойства при его оценке по разным анализаторам часто не совпадает (так, например, сила слухового анализатора может сочетаться со слабостью зрительного). В этом состоит явление парциальности, существенно подрывающее статус свойств нервной системы как наиболее общих особенностей нейродинамики, лежащих в основе психодинамических свойств (темперамента). В последнее время предприняты попытки поиска общих свойств нервной системы, характеризующих мозг в целом.
Большинство применяемых для оценки свойств нервной системы методик требуют специальной аппаратуры и особого помещения. Значительное число диагностических методик представлено в электроэнцефалографическом варианте. С помощью прибора электроэнцефалографа записываются биотоки мозга, и по рисунку электроэнцефалограммы определяется степень выраженности того или иного свойства нервной системы у человека. Кроме электроэнцефалографических для диагностики СНС используются двигательные методики. Это различные варианты измерения времени реакции человека на внешний раздражитель (свет, звук). Аппаратурные методики являются надежными и точными способами измерения. Они наиболее ясны по своему содержанию, однозначны, и большая часть таких методик считается основным референтным приемом определения СНС.
Применение аппаратурных методик в конкретной организации (вуз, школа, фирма и т.п.) вызывает большие сложности, а иногда их использование вообще не представляется возможным. Поэтому возникла необходимость создать такие диагностические средства, которые, удовлетворяя строгим научным критериям, могли бы быть использованы в не лабораторных условиях и были пригодны для массового обследования. Для этого были разработаны бланковые методики, диагностирующие проявления основных свойств нервной системы (СНС) в мыслительно-речевой деятельности. Переход к диагностике проявлений СНС в мыслительно-речевой деятельности требует таких методических приемов, которые были бы адекватны поставленной задаче, а именно: стимулировали, актуализировали мыслительно-речевые процессы. Этой цели соответствуют методики, в которых испытуемый оперирует вербальным материалом.
Кроме этого, используются методики типа "карандаш и бумага", а также метод наблюдения. В ходе их применения фиксируются условно-рефлекторные и безусловно-рефлекторные показатели свойств нервной системы.


Оценка силы нервной системы. Как уже было отмечено, под силой нервной системы понимается выносливость нервных клеток к/или торможения.
Выделен ряд симптомов (проявлений) силы нервной системы по отношению к возбуждению, образующих синдром, в который входят следующие проявления:
• предел работоспособности нервных клеток;
• особенности концентрации процесса возбуждения;
• сопротивляемость к тормозящему действию посторонних раздражителей;
• соответствие закону силы;
• абсолютная чувствительность.
Методики оценки свойства основаны на измерении эффектов, соответствующих его симптомам. Так, предел работоспособности оценивается динамикой условно-рефлекторной реакции при ее многократном повторении. С этой целью используются ЭЭГ и фотохимические рефлексы (условно-рефлекторная депрессия альфаритма и падение зрительной чувствительности). Однако указанные методические приемы весьма трудоемки и не могут быть использованы в целях практического отбора. Предел работоспособности оценивают также по числу ошибок по методике А. Е. Хильченко при быстром предъявлении положительных и тормозных раздражителей в темпе, подобранном для каждого испытуемого. Используется также показатель динамики теппинг-теста при работе в максимальном темпе на телеграфном ключе и некоторые другие приемы.


Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в прикладных исследованиях деятельности различных специалистов. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы трудоемки и требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Этих недостатков лишены экспресс-методики, в частности, теппинг-тест Е. П. Ильина.
Требуемое оборудование: стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203x283), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных прямоугольника, секундомер, карандаш.
Инструкция: "По сигналу экспериментатора Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. В течение 5 сек необходимо поставить как можно больше точек. Переход с одного квадрата на другой осуществляется по команде экспериментатора, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Возьмите в правую (или левую) руку карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка". Экспериментатор подает сигнал: "Начали", а затем через каждые 5 сек дает команду: "Перейти на другой квадрат". По истечении 5 сек работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: "Стоп".
Обработка результатов включает следующие процедуры:
1) подсчитать количество точек в каждом квадрате;
2) построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени, а на оси ординат -количество точек в каждом квадрате.


Анализ результатов. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку (в т.ч. учебную), чем слабая. Методика основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, а затем левой рукой. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов:
выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10-15 сек работы; в последующем, к 25-30 сек, он может снизиться ниже исходного уровня (т. е. наблюдавшегося в первые 5 сек работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы;
ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы;
нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип кривой свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого;
промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10-15 сек. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - средне-слабая нервная система;
вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые также относятся к группе лиц со средне-слабой нервной системой.
Графики: а - выпуклого типа; б - ровного типа; в - промежуточного и вогнутого типов; г - нисходящего типа. Горизонтальная линия - линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек.
Тест используется обычно в комплексе с другими, измеряющими разноуровневые характеристики личности. Тестирование проводится индивидуально, занимает не более 2 мин.
Для диагностики проявлений силы НС в мыслительной деятельности применяются бланковые методики, в которых стимульным материалом выступает ряд слов (или отдельные слова), а задачей испытуемых является установление ассоциативного соответствия либо отыскание отношений между ними. Исследователя в данном случае интересует не сам по себе уровень сформированности у испытуемых умения совершать подобные мыслительные операции, а динамика их работоспособности во время решения этих заданий. Мыслительные операции выполняют роль интеллектуальной нагрузки и активизируют второсигнальную деятельность. Методики рассчитаны на любой возраст, начиная с 14 лет. Описаны, например, методики "Исключение" и "Образование аналогий" (ВТ. Козлова, 1997).


Методика "Исключение" представляет набор заданий, каждое из которых состоит из 5 слов. Испытуемому, после некоторой тренировки, предлагается из пяти предъявленных на карточке слов, назвать лишнее, не объединенное с остальными по общему признаку. {Примеры: 1, Лошадь, петух, баран, корова, коза. 2. Слива, яблоня, клен, крыжовник, смородина.) Время, отведенное на решение каждого задания, равно 10 сек. Все задания напечатаны на 5 последовательно предъявляемых бланках, по 35 заданий на каждом. Показателем динамики работоспособности служит отношение времени выполнения заданий на последнем бланке ко времени выполнения заданий на первом бланке.
Методика "Образование аналогий" представляет набор заданий, каждое из которых состоит из трех слов. Слева располагаются пары слов-образцов. Справа дается одно слово, к которому испытуемый самостоятельно должен подобрать пару, чтобы возникла аналогичная первой паре связь между словами. (Примеры: 1. птица - летать; змея - 2. платье - портной; туфли -.) После называния слова испытуемый должен немедленно приступить к решению следующего задания. Время, отведенное на решение каждого задания, равно 5 сек. Все задания напечатаны на 5 последовательно предъявляемых бланках, по 40 заданий в каждом. Показателем динамики работоспособности служит отношение времени выполнения заданий на последнем бланке ко времени выполнения заданий на первом бланке.
Сила нервной системы по возбуждению оценивается индукционной методикой, в которой изучаются особенности концентрации процесса возбуждения. Иррадиация и концентрация возбуждения исследуются по влиянию дополнительного точечного светового источника на зрительную чувствительность, измеряемую с помощью адаптометра.


Для оценки силы нервной системы применяются также методики, учитывающие тормозящее действие посторонних раздражителей на зрительную и световую чувствительность. Сравниваются зрительные пороги в тишине и при стуке метронома или слуховые пороги в темноте и при действии пульсирующего света.
Для слабой нервной системы характерна повышенная тормозимость, выражающаяся в понижении соответствующих видов чувствительности при действии отвлекающих раздражителей. По данным методикам не получены достаточно устойчивые, повторяемые результаты, что ставит под сомнение их ценность.
Ряд методик основан на учете "закона силы", в соответствии с которым более интенсивный раздражитель вызывает большую ответную реакцию. Соответствие "закону силы" более характерно для лиц с сильной нервной системой. Так, для диагностики силы нервной системы используется предложенная В.Д. Небылицыным методика измерения времени реакции на раздражитель разной громкости. Время реакции измеряется с помощью специального прибора - нейрохронометра.
Обследование испытуемого проводится после его адаптации к темноте. Через наушники ему предъявляются звуковые раздражители различных интенсивностей {как правило, от 2 до 6) - 20, 40, 60, 80, 100, 120 децибелов {при проведении аналогичного опыта со светом при анализе реакций на возрастающие интенсивности светового сигнала используется до десяти интенсивностей в интервале 0,02 - 2000 люкс). Как только испытуемый услышит звук, он должен как можно быстрее нажать на специальную кнопку. Интервалы между подачей раздражителей составляют 10-15 сек. Раздражители каждой интенсивности предъявляются по 25 раз в случайном, но одинаковом для всех испытуемых порядке. За две секунды звуковому раздражителю предшествует предупредительный сигнал - вспышка лампочки. В качестве оценки силы нервной системы используются два показателя:
отношение Врмакс / Врмин, где Врмакс - время реакции на раздражитель максимальной интенсивности, Врмин - время реакции на раздражитель минимальной интенсивности;
коэффициент Ь, вычисляемый из уравнения регрессии у = а +Ьх, где у - средняя величина времени реакции на раздражитель каждой интенсивности, х - интенсивность звука в децибелах. Большим величинам коэффициента b соответствует большая сила нервной системы.
Оба эти показателя характеризуют наклон кривой, отражающей зависимость времени реакции от интенсивности стимула. У лиц со слабой нервной системой имеются незначительные различия во временилии на максимальные и минимальные раздражители (кривые имеют меньший наклон). В.Д. Небылицын объясняет это большей чувствительностью испытуемых со слабой нервной системой, на которых меньшие по интенсивности стимулы оказывают больший эффект, что выражается в меньших латентных периодах сенсомоторных реакций. Н. И. Чуприкова указывает также на роль запредельного торможения, быстрее развивающегося у лиц со слабой нервной системой в ответ на сигналы большей интенсивности.
Сходной по смыслу является оценка силы нервной системы по реакции навязывания ритма. Во многих работах сила нервной системы оценивается по эффекту навязывания медленных ритмов (4-7 Гц), который более выражен у испытуемых со слабой нервной системой. Предполагается, что это является следствием характерного для них более низкого порога включения тормозных систем. Установлена большая выраженность дельта- и тэта-волн в ЭЭГ спокойного бодрствования у лиц со слабой нервной системой.
Впервые гипотеза о связи силы нервной системы с абсолютной чувствительностью была высказана Б. М. Тепловым. В дальнейшем она была подтверждена исследованиями В. Д. Небылицына {1959) и других авторов. Подчеркивается, что отрицательная связь между чувствительностью и силой нервной системы (у "слабых" чувствительность выше) имеет динамический характер, так как абсолютная чувствительность может значительно колебаться в связи с изменением состояния испытуемого.


Переходя к вопросу психологических и профессиональных проявлений силы нервной системы относительно возбуждения, важно подчеркнуть некоторые общие моменты. Очевидно, что свойства нервной системы и их психологические проявления лежат на разных уровнях индивидуальности. Необходимо отметить, что никаких однозначных и функциональных связей между свойствами нервной системы и их психологическими проявлениями не существует. Речь может идти только о статистических тенденциях. Психологические проявления свойств нервной системы опосредствуются активной деятельностью субъекта в конкретной ситуации и могут носить не всеобщий, а частный ситуативный характер.
Сила нервной системы по отношению к торможению определяется как способность нервных клеток выдерживать длительное концентрированное торможение. Для ее оценки используются приемы удлинения и многократного повторения дифференцировочного раздражителя (несколько отличающегося от условного, реакция на который должна быть заторможена). Появление условной реакции на дифференцировочный раздражитель свидетельствует о превышении предела работоспособности нервной системы относительно процесса торможения.


Динамичность нервной системы определяется как легкость и быстрота формирования возбудительных и тормозных условных рефлексов. Для оценки динамичности нервной системы относительно возбуждения используются показатели образования положительных условных рефлексов: фотохимических, электрокорковых, кожно-гальванических. Динамичность торможения измеряется скоростью формирования дифференцировок и угашения условных реакций. Некоторые фоновые характеристики ритмов ЭЭГ связываются с динамичностью нервной системы. Для лиц с высокой динамичностью торможения характерны меньшая частота альфа-ритма, более высокие значения суммарной энергии альфа-полосы. Указанные методические подходы к оценке динамичности нервной системы отличаются трудоемкостью и малоприемлемы для широкого практического использования. Динамичность нервной системы в целом исследована еще недостаточно. В. Д. Небылицын предполагал, что это свойство лежит в основе способности к научению в широком смысле. Однако это представление требует дополнительного обоснования.
Диагностика лабильности нервной системы. Под лабильностью принято понимать скорость возникновения и исчезновения нервных процессов в коре головного мозга в ответ на внешний раздражитель. Проявления лабильности - инертности нервной системы находят свое выражение в скоростных, темповых показателях выполнения разнообразных видов деятельности (например, в динамике речевого выражения мыслей, в скорости актуализации знаний, в скорости реагирования на внешние раздражители, в продуктивности деятельности в ситуации, связанной с лимитом времени, в легкости приспособления к новым видам деятельности и т.д.).

А) Оценка лабильности зрительного анализатора. Одной из методик оценки является измерение критической частоты мельканий (КЧМ), при которой испытуемый воспринимает раздельные вспышки света как слитные. Частота мельканий изменяется плавно от 1 до 60 - 62 Гц. КЧМ определяется при нарастании частоты выше критической и при ее последующем снижении к до-критическим величинам. В качестве КЧМ может приниматься среднее из этих значений. Измерение КЧМ должно проводиться повторно (5 раз) до стабилизации показателей, так как возможно неправильное понимание инструкции испытуемым.
Для исследования лабильности зрительного анализатора может использоваться также измерение критической частоты исчезновения фосфена и метод дискретометрии, состоящий в определении минимального интервала между двумя смежными раздражителями, которые испытуемый воспринимает как раздельные.
Лабильность оценивается также по скорости восстановления световой чувствительности после засвета. Первоначально после темновой адаптации определяется порог абсолютной чувствительности зрения и записывается фоновая электроэнцефалограмма. Затем производится засвет глаз (25 люкс). Источником световых раздражений является фотофоностимулятор. Зрительная чувствительность измеряется
непосредственно до засвета и 5-6 раз в течение 5 мин после засвета. Скорость восстановления чувствительности измеряется в минутах. Методика позволяет измерять скорость прекращения нервного процесса.


В исследовании лабильности используются ЭЭГ-показатели. Одним из них является реакция перестройки мозговой ритмики при действии световых импульсов высокой частоты (от 18 до 80 Гц).
Б) Оценка лабильности слухового анализатора оценивается по критической частоте слияния звуковых щелчков (КЧЗ). Частота щелчков изменяется от 0,5 до 80 Гц. Фиксируются критические частоты при увеличении и уменьшении частоты щелчков. В качестве КЧЗ принимается среднее число от пяти измерений.
В) Для оценки лабильности двигательного анализатора используется электромиографическая методика, основанная на определении в миограмме последействия, состоящего в наличии электрической активности мышц в паузах между ритмическими сжатиями руки, осуществляемыми по световым или звуковым сигналам. Наличие электрической активности в паузах свидетельствует об инертности нервных процессов, в качестве показателя которой может использоваться средняя длительность последействия.
Г) Для оценки лабильности НС в мыслительно-речевой деятельности разработаны методики: "Исполнение инструкций" и "Код". Они требуют от испытуемого быстрого включения в деятельность после сообщения ему инструкции, т.е. определенной быстроты возникновения мыслительно-речевого процесса; немедленный же переход к выполнению другого задания предполагает прекращение предыдущего процесса и возникновение сменяющего его нового процесса. Следовательно, методики адресуются к той динамической характеристике мыслительно-речевой деятельности, которая детерминируется скоростью возникновения и исчезновения нервного процесса и, таким образом, прямо связывается с лабильностью нервной системы, являясь при прочих равных условиях ее функцией.
Основными показателями проявления лабильности должны быть быстрота и четкость восприятия и выполнения элементарных мыслительно-речевых операций, причем темп работы испытуемых заранее предопределен и для всех лиц одинаков; испытуемые не могут изменить его по своему усмотрению. Психодиагностические пробы являются кратковременными и не вызывают у испытуемых состояния утомления.


Методики рассчитаны на любой возраст, начиная с 14 лет. (В.Т.Козлова, 1997).
Методика "Исполнение инструкций" - модификация американского теста, взятого из серии, известной под названием "Альфа". Это тест типа "карандаш и бумага". Он не актуализирует какой-то определенный логический вид мыслительных операций. Успешность зависит от быстрого и правильного выполнения простых указаний. Специфика исполнения теста заключается в быстром и точном их схватывании и последующей реализации, предельно простой по смыслу и осуществляющейся несколькими движениями карандаша на карточке или бланке.
Процедура проведения опыта (диагностирование проводится индивидуально) состоит в следующем; испытуемому последовательно предъявляют карточки, на которых изображены цифры, буквы, геометрические фигуры и т.п. Могут быть и пустые карточки, Время на выполнение каждого задания фиксируется по секундомеру (от 2 до 5 секунд). Эксперимент проводится в высоком темпе: сразу же после команды "стоп" зачитывается следующее задание. Показателем служит сумма неправильно выполненных заданий и заданий, не выполненных вовсе.
Примеры:
Карточка 28. 1 3 2 4 5 7 4 8. Задание испытуемому: Проведите линию от цифры 1 к цифре 7 так, чтобы она проходила над четными цифрами и под нечетными. Начали! На выполнение дается 4 секунды.
Карточка 35. Задание: Над линией поставьте стрелку, направленную вниз, а под линией - стрелку, направленную вправо. Начали! На работу отводится 2 секунды.
Методика "Код". В этом тесте от испытуемого требуется заменить условные обозначения цифрами, т.е. диагностируется умение точно и быстро выполнять операции декодирования. Методика состоит в следующем: испытуемый получает бланк, на котором написаны последовательно цифры от 0 до 9; под каждой цифрой стоит ее условное обозначение (в виде точек и тире). Затем испытуемому предъявляются карточки, на которых изображены только условные обозначения, и предлагается как можно быстрее написать рядом соответствующие цифры. Бланк с цифрами и условными обозначениями лежит перед испытуемым.
После проведения пробных упражнений начинается основной опыт. Всего предъявляется 10 карточек, на каждой из которых по четыре ряда (каждый состоит из еще трех) условных обозначений, таким образом, в течение эксперимента испытуемый должен расшифровать 40 рядов условных обозначений. Время выполнения одинаково для всех карточек и равняется 11 сек. Испытуемому это время неизвестно. Весь эксперимент длится 2 мин. Показателем служит количество ошибок: неправильно расшифрованные и пропущенные обозначения.


С лабильностью связывают функциональную подвижность нервной системы, для оценки которой используется методика А.Е. Хильченко. Она предусматривает предъявление раздражителей трех видов. Испытуемый держит в руках кнопки - одну в правой, другую - в левой руке. Один вид сигналов предполагает нажатие кнопки правой рукой, другой - левой, третий вид сигналов является тормозным: не нужно нажимать ни одну из кнопок. Темп предъявления сигналов может (лабильности) служит предельно короткая экспозиция или предельно быстрый темп предъявления раздражителей, при котором испытуемый может правильно реагировать на них, допуская не более 5% ошибок.
А.Е. Хильченко использовал в качестве раздражителей геометрические фигуры, слова, изображения. В дальнейшем методика совершенствовалась и модифицировалась, в качестве раздражителей стали использоваться также тоны, различающиеся по высоте, световые сигналы различного цвета. В. Д. Небылицын считал, что методика А. Е. Хильченко является индикатором скорости центральной обработки информации и быстроты движения возбуждения.
Исследовались психологические проявления лабильности нервной системы. Показана положительная связь лабильности со скоростью психических процессов. Установлена роль лабильности в формировании скоростного двигательного навыка. Показано преимущество "лабильных проявлений" в непроизвольном запоминании и "инертных" в произвольном.


Помимо высокоформализованных методик диагностики проявлений СНС в дифференциальной психофизиологии, не утратил своего значения и другой (малоформализованный) метод - наблюдение за поведением человека в различных жизненных ситуациях, в которых достаточно отчетливо могут проявляться его индивидуальные особенности, обусловленные СНС. Однако этот способ определения СНС нельзя считать простым и быстрым. Как писал Б.М. Теплов, "он легче только в том смысле, что не требует лаборатории, специального оборудования и т.п. Но зато он требует от исследователя не меньше, если не больше, чем лабораторный эксперимент, творческой мысли, длительного и кропотливого собирания материала и умения научно обработать этот материал".
При использовании метода наблюдения важно строго соблюдать следующие требования.
1. Наблюдение должно быть длительным, систематическим, а не случайным и эпизодическим. Исследователь должен наблюдать за индивидом в разнообразных ситуациях, уметь подмечать характерные, постоянно встречающиеся черточки в его поведении.
2. Необходимо рассматривать результативную и процессуальную стороны проявлений СНС вместе, без отрыва друг от друга.
3. Выбираемые для наблюдения и регистрации признаки должны быть однозначно связаны именно с тем свойством НС, выявление и оценка которого является задачей исследования.


ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА
Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М.РУСАЛОВА
Опросник Структуры Темперамента (ОСТ) используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.
ОСТ имеет 105 вопросов. Каждый относится к одной из 9 шкал. 8 шкал содержат по 12 вопросов, а 9-я шкала (социальной желательности ответов) — 9 вопросов. ОСТ содержит следующие шкалы:
1. ПРЕДМЕТНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ - включает в себя вопросы об уровне потребности в освоении предметного мира, стремлении к умственному и физическому труду.
Высокие значения (ВЗ) (9—12 баллов) по этой шкале означают высокую потребность в освоении предметного мира, жажду деятельности, стремление к напряженному умственному и физическому труду, легкость умственного пробуждения.
Низкие значения (НЗ) (3—4 балла) означают пассивность, низкий уровень тонуса и активации, нежелание, умственного напряжения, низкую вовлечённость в процесс деятельности.
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЭРГИЧНОСТЬ - содержит вопросы об уровне потребности в социальных контактах, о стремлении к лидерству.
ВЗ — коммуникативная эргичность, потребность в социальном контакте, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, стремление к занятию высокого ранга, освоение мира через коммуникацию.
НЗ — незначительная потребность в социальных контактах, уход от социально-активных форм поведения, замкнутость, социальная пассивность.
3. ПЛАСТИЧНОСТЬ — содержит вопросы о степени легкости или трудности переключения с одного предмета на другой.
ВЗ — легкость переключения с одного вида деятельности на другой, быстрый переход с одних форм мышления на другие в процессе взаимодействия с предметной средой, стремление к разнообразию форм предметной деятельности.
НЗ — склонность к монотонной работе, боязнь и избегание разнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности.
4. СОЦИАЛЬНАЯ ПЛАСТИЧНОСТЬ — содержит вопросы, направленные на выяснение степени легкости или трудности переключения в процессе общения от одного человека к другому, склонности к разнообразию коммуникативных программ.
ВЗ — широкий набор коммуникативных программ, автоматическое включение в социальные связи, легкость вступления, в социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, наличие большого количества коммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
НЗ — трудность в подборе форм социального взаимодействия, низкий уровень готовности к вступлению в социальные контакты, стремление к поддержанию монотонных контактов.
5. ТЕМП или СКОРОСТЬ — включает вопросы о быстроте моторно-двигательных актов при выполнении предметной деятельности.
ВЗ — высокий темп поведения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательная быстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
НЗ — замедленность действий, низкая скорость моторно-двигателъных операций.
6. СОЦИАЛЬНЫЙ ТЕМП — включает вопросы, направленные на выявление скоростных характеристик речедвигательных актов в процессе общения.
ВЗ — речедвигательная быстрота, быстрота говорения, высокие скорости и возможности речедвигагельного аппарата.
НЗ — слабо развита речедвитателъная система, речевая медлительностъ, медленная вербализация.
7. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ — включает в себя вопросы, оценивающие эмоциональность, чувствительность, чувствительность к неудачам в работе.
ВЗ — высокая чувствительность к расхождению между задуманным и ожидаемым, планируемым и результатами реального действия, ощущения неуверенности, тревоги, неполноценности, высокое беспокойство по поводу работы, чувствительность к неудачам.
НЗ — незначительное эмоциональное реагирование при неудачах, нечувствительность к неуспеху дела, спокойствие, уверенность в себе.
8. СОЦИАЛЬНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ - включает вопросы, касающиеся эмоциональной чувствительности в коммуникативной сфере.
ВЗ — высокая эмоциональность в комлгуникативной сфере, высокая чувствительность к неудачам в общении.
НЗ — низкая эмоциональность в коммуникативной сфере, нечувствительность к оценкам товарищей, отсутствие чувствительности к неудачам в общении, уверенность в себе и ситуациях общения.
9. «К» - КОНТРОЛЬНАЯ ШКАЛА (шкала социальной желательности ответов) включает вопросы на откровенность и искренность высказываний.
ВЗ — неадекватная оценка своего поведения, желание выглядеть лучше, чем есть на самом деле.
НЗ — адекватное восприятие своего поведения.


Процедура проведения методики.
Каждому ребенку предлагается текст опросника и бланк для ответов. Испытуемый должен читать вопросы по порядку, стараясь ничего не пропускать и не возвращаться к уже пройденному. Свои ответы он помечает знаком «+» в соответствующих графах «да» или «нет» на бланке ответов. Процедура опроса занимает от 1ч 30 мин до 2 ч на один класс: раздача вопросника и бланков для ответов — 3-7 мин; чтение инструкции — 6 мин; ответы на уточняющие вопросы — 7-10 мин, заполнение бланков — 1ч — 1ч 30 мин на один класс.
Обработка данных по ОСТу проводится путем сравнения ответов испытуемого с «ключевыми». Каждое совпадение ответа испытуемого с ключевым оценивается в один балл. Количество баллов суммируется по каждой шкале.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 830; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.