Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

III. Субтест - «Аналогии» (AN)




 

На основе установления связи между парой слов испытуемому предлага­ется подобрать к данному слову одно из пяти слов так, чтобы связь в новой па­ре слов была аналогична образцу.

Решение данного типа задач предполагает высокий уровень развития операции обобщения. Высокие результаты только по данному субтесту часто бывают у быстрых, сообразительных, но менее успевающих испытуемых. Че­хословацкие исследователи объясняют этот факт отсутствием необходимости усвоения большого количества жесткой готовой информации при хороших спо­собностях обобщать.

Р. Амтхауэр считает, что этот субтест должен выступать в качестве ос­новного в процессе профессионального консультирования, так как он хорошо определяет уровень развития словесно-логического мышления. По данным это­го субтеста можно судить о потенциальных возможностях испытуемого.

 

IV. Субтест - «Классификация» (KL).

 

Испытуемому предлагаются два слова. Он должен определить, что обще­го между ними. При этом, если испытуемый называет в качестве общих второ­степенные, несущественные признаки, ему присваивается меньшее количество баллов по сравнению с теми ответами, в которых он выделил существенные признаки предметов.

Данный субтест диагностирует уровень развития операции абстракции. При решении задач субтеста необходимо определить абстрактные свойства предметов посредством тех взаимоотношений, в которых эти предметы высту­пают.

Задание выполняется в два этапа. На первом этапе центральным звеном является обнаружение и выделение некоторого устойчивого и повторяющегося элемента, характерного для данной совокупности предметов и их отношений. Здесь необходимо сопоставлять и варьировать члены этой совокупности так, чтобы выделить в них нечто устойчивое и существенное.

Хороших результатов при решении данного субтеста добиваются испы­туемые, имеющие больший словарный запас. На результаты этого субтеста, как указывают чехословацкие исследователи, большое влияние оказывает культур­ный уровень в семье и в более широком окружении, а также школа.

Таким образом, по результатам выполнения данного субтеста можно су­дить об уровне развития абстрактного мышления, богатстве словарного запаса.

 

IX. Субтест - «Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное» (ME).

 

В этом субтесте испытуемому предлагается выучить ряд слов, а затем от­ветить на предложенные вопросы. При выполнении данного задания можно выделить два этапа - этап заучивания и этап воспроизведения.

Восприятие слова (и тем более его запоминание) является сложным про­цессом включения его в систему известных кодов, в которых ведущие признаки оказываются доминирующими, а побочные, подчиненные признаки оттесняются. Это означает, что при запечатлении слова всегда происходит процесс выбо­ра ведущей системы связей и торможения побочных связей.

Факт многомерных связей, стоящий за словом, имеет существенное зна­чение и при его припоминании. Припоминание - это сложный процесс актив­ного поиска, выбора нужной связи из многих возможных, который протекает на фоне торможения побочных, несущественных компонентов.

По результатам данного субтеста можно судить об уровне развития крат­ковременной памяти. Эти результаты нельзя переносить на уровень развития памяти в целом, так как различные виды памяти независимы друг от друга.

 

V. Субтест - «Задания на счет» (RA).

 

Данный субтест включает счетные арифметические задачи. Каждая зада­ча ставит перед решающим строго определенную цель, сформулированную в конечном вопросе задачи. В отличие от неопределенных видов цели опреде­ленная цель всегда строго детерминирует процесс решения задачи, что предпо­лагает прежде всего соблюдение строгой логики процесса решения. Таким об­разом, успешное решение математических задач требует развития у испытуе­мого высокого уровня способности к логическому умозаключению.

В целях успешного решения задачи субъект должен предварительно ори­ентироваться в ее условии. Под ориентацией следует понимать возможность пересмотрения исходных условий задачи, представление их в новом ракурсе. Для этого решающему математическую задачу необходимо прежде всего выде­лить различные элементы в ее структуре, дать им различную оценку, система­тизировать их, определить их иерархию. Осуществление этих операций требует наличия высокого уровня аналитических способностей. Необходимо отметить, что в качестве ориентиров в математических задачах выступают определенные математические символы. Поэтому анализ при решении математических задач по существу протекает в форме абстракции, то есть происходит выделение су­щественных для данной задачи величин и отношений и отвлечение от несуще­ственных. Кроме аналитических способностей ориентировка в условиях мате­матической задачи предполагает высокую степень развития синтетических спо­собностей, так как выявленные элементы необходимо объединить в комплексы, отыскать математические отношения и функциональные зависимости между ними.

На следующем этапе с учетом выявленных существенных отношений ре­шающим вырабатывается гипотеза относительно характера стратегии решения. Стратегия в математической деятельности всегда носит отвлеченный характер. Однако в силу того, что задача всегда дается в конкретных условиях, может существовать большое разнообразие конкретных выражений одной и той же по существу задачи. Таким образом, стратегия решения в математической дея­тельности всегда носит обобщенный характер. Таким образом, успешное реше­ние математических задач предполагает высокий уровень развития способности к математическому обобщению.

На следующем этапе решения математической задачи на основе общей стратегии решения выделяются конкретные операции, которые с возможно большей вероятностью приводят к достижению поставленной цели. В рамках математической деятельности значительное место занимают вычислительные способности.

Таким образом, успешное выполнение задач данного субтеста свидетель­ствует о наличии у испытуемого способности к математическому анализу и синтезу, логическому умозаключению, математическому обобщению.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1062; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.