Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллект как относительно самостоят-я, динами. Стр-ра познавательных св-в Л




В ряде теор. интеллект отождествляется: - сист. умств-х операций, - со стилем и стратегией решения задач. В отеч.псих-гии интеллект долгое время понимается как результат проц. социализации и влияние культуры в целом (социокультурный подход Выготского). Выготским в отеч-й псих. были выд-ны осн-е детерминанты интелек-го развития: язык, индустриализация, образование, институты семьи, обычаи и традиции. Осн. показатель интел. по Выготскому явл. сообразительность, исследовать кот. необходимо учитывая особ-ти культуры среды.

Анализируя пробл. интел. в Зап. псих. след-т выделить теорию интел развития. Пиаже, кот. назыв. генетич-м подходом. Пиаже говорил, что сущность интел. выступает в организ-ции излож-я м/у средой и организмом, а ур-нь развития инт-та проявл более адекватной адаптацией из ходя из этого, он отождествлял инт-т с адаптацией.

Иерархические теории структуры интеллекта (Спирмен, Вернон, Стенфорд-Бине, Айзенк).

Двухфакторная теория интеллекта Спирмана. 1я работа, в кот. была предпринята попытка проанализир. стр-ру св-в интел., появилась в 1904 г. Чарльз Спирман обратил внимание на то, что между разными интел. тестами существуют корреляции: тот, кто хорошо выполняет одни тесты оказывается, в среднем, довольно успешным и в др.Проведя факторизацию разных тестов интеллекта, Спирман пришел к выводу, что корреляции между тестами являются следствием общего фактора, лежащего в их основе. Этот фактор он назвал „фактор g" (от слова general - общий). Общий фактор имеет решающее значение для ур. интеллекта: согласно представлениям Спирмана, люди различаются, главным образом, по тому, в какой степени они обладают фактором g. Кроме общего фактора, есть еще и специфич-е, определяющие успешность выполнения разных конкретных тестов. Так, выполнение пространств-х тестов зависит от фактора g и пространств-х способностей, математич-х тестов - от фактора g и математич-х способностей. Влияние специфич-х факторов на индивид-е различия м/д людьми, как считал Спирман, имеет ограниченное значение, поскольку они проявляются далеко не во всех ситуациях, и поэтому на них не стоит ориентир-ся при создании интеллект-х тестов. Т.о., стр-ра интел. с-в, предлож-я Спирманом, оказ-тся чрезвычайно простой и опис-ся 2мя видами факторов - общим и специфич-ми. Эти 2 вида факторов и дали название теории Спирмана - 2хфакторная теор. интел. В более поздней редакции этой теории, Спирман признал существование связей м/д нек-рыми интел. тестами. Эти связи невозможно было объяснить ни фактором g, ни специфич-ми способностями, и поэтому Спирман ввел для объяснения этих связей, т.н., групп. факторы - более общие, чем специфич-е, и менее общие, чем фактор g. Но при этом осн. постулат теории Спирмана остался неизменным: индивид-е различия м/д людьми по интел. хар-кам опред-ся преимущ-но общими спос-тями, т.е.фактором g.

Иерархическая модель интеллекта Вернона.

Верной выделил 4 ур. в стр-ре интел. хар-ик - общий интел., основные групп. факторы, второстеп-е групп. факторы и специфич-е факторы. Общий интеллект, согласно схеме Вернона, подразделяется на 2 фактора. Один из них связан с вербальными и мат. способностями и зависит от образования. 2ой - испытывает меньшее влияние образования и относ-ся к пространств-м и технич-м способностям и к практич-м навыкам. Эти факторы, в свою очередь, подразделяются на менее общие хар-ки, аналогичные первичным умств. способностям Терстона, а наименее общий ур. образуют особ-ти, связ-е с выполнением конкр. тестов.

Иерархическая модель интеллекта Айзенка.

Англ. психолог Ганс Айзенк выделяет следующую иерархию типов интел.: биол. – психометрич-й – социальный.

Айзенк считает, что большая часть феноменологии Интел. тестирования может быть интерпретирована ч/з временные хар-ки - скорость реш. интел. тестов считается Айзенком осн. причиной индивид-х различий в баллах интел., получаемых при процедуре тестир-я. Скорость и успешность выполнен. простых заданий рассм-ся при этом как вероятность беспрепятств-го прохождения закодир-й инфы по „каналам нервной связи" (или, наоборот, - вероятность задержек и искажений, возникающих в проводящих нервных путях). Эта вероятность и является основой „биологического" интеллекта.

Биол. интеллект, измеренный с помощью времени р-ции и психофизиол. показателей и детерминируемый, как предполагает Айзенк, генотипом и биохимич-ми и физиологич-ми закономерностями, определяет в значит. степени „психометрический" интеллект, т.е. тот, кот. мы измеряем с помощью тестов IQ. Но IQ (или психометрич-й интеллект) испытывает влияние не только биол. интел., но и культурных факторов – соц.-экономич-го статуса индивида, его образования, условий, в кот. он воспитывался и т.д. Т. о., есть основания выделять не только психометрич-й и биол., но и соц. интеллект.

Показатели интеллекта, кот. использует Айзенк, представляют собой стандартные процедуры оценки времени р-ции, психофизиол. показатели, связанные с диагн. мозговой ритмики, и психометрич-е показатели интел. Для определ. соц. интеллекта никаких новых хар-к Айзенком не предлагается, т.к. цели его иссл-я ограничены диагн. биол.о интеллекта.

В работе с детьми от 2 до 16 лет шир. применение нашел тест Стенфорд-Бине. В нем есть шкалы для оценки общей осведомленности, ур. развития речи, восприятия, памяти, способностей к логич. мышл. Все задания в тесте распределены по возрастам. Коэф.т интеллекта – колич-й показатель его развития – определ-ся путем сравнения данных ребенка со средними показателями, хар-ми многих детей его возраста. Кроме того, с помощью теста Стенфорд-Бине можно определить т.н. умств-й возраст реб. Он соотв. тому физич. возрасту, кот. в настоящее время достиг ребенок по ур. своего интеллектуального развития.

Бурлачук определяет интеллект как относит-но самост-ю динамич-ю стр-ре познават-х св- в Л возник-х на основе наследственно-закрепленных анатомо-физиол. особ-тей мозга и НС, формирующиеся и проявляющиеся в д-ти, обусловленные культурно-историч. условиями и обеспеч-е адекватную адаптацию. Факторы влияющие на стаб-ть IQ: 1. стаб-е окруж-е свойств-е периоды развития больш-ва индивидов. 2. Влияние имеющихся навыков обуч-я напоследующие, т.е. индивид не только сохр. прежние знания но многие из них становятся сред-ом для последующего обуч-я. 3. резкие увелич-я или падения IQ может быть следствием значит-х измен. в жизни реб.: а)измен. стр-ры семьи б)тяжелая продолжит. болезнь самого реб. (грипп оказ-т существенное влияние) в) лечебные и коррекц-е программы. Использ-е этих программ явл фактом способствующим увелич-ю IQ. 4. личн-е кач-ва – тревожность низкая самооценка, наличие глубоких внутриличностных конфликтов провоцирует сниж-е IQ. 5- дошкольный пер-д эмоц. подчинен-ть реб. родителям явл осн-м фактом сниж-я IQ. 6 – школьные годы увелич-е IQ опред-ся главным образом лич-ми кач-ми, любознат-ю и мотивами. 7. главным усл. повыш. IQ явл степень с кот. родители сознат-но формир. у реб-ка показ-ли еще невостребов-е им психомоторные и умственные навыки.

Факторы интел.: - личностный (тревож-ть, самооц-ка), - социокульт-й, - микро-макросоциум: биол. (генетич. особ-ти), целенапр. действия (проц. обуч., воспит.)

Функц-е св-ва И.: - ур-нь обобщ-я знач-я слов, сформир-ть мыслит-х операций, сформир-ть умственных действий, обучаемость, сформир-ть когнитивных навыков, элементарные информац-е проц-сы, тип органиц-ции знаний, контроль потребностей.

Показатели интел. уровня (умственный возраст, IQ)

Умств возраст – ввёл Бинэ и Симон 1908 – характериз интел. развитие на осн его сравн с уровнем интелл др людей того же возраста. Количественно выраж как возраст, в коем – по средне стат данным – решаются такие тестовые задания, что доступны испытуемому. Бинэ разраб методику по измерению умств возраста ребёнка. Для каждого возраста подбирались опред задания, их было 6. Количественная выраженность каждого задания – 2 месяца. Тот уровень, на котором ребёнок выполн все задания называется базовым, а на котором не мог выполнить ни одного – потолочным. Сумма месяцев между базовым и потолочным – умственный возраст.

Штернформула коеф интеллекта = отношение умств возраста и возраста хронологического.

В отче психолог интелл поним как рез-т процесса социализации и влияния культуры вцелом. Выготский осн детерминанты интелл развития: язык, образов-е, индустриализация, институт семьи, обычаи, традиции.

Осн показатель интеллекта по Выготскому – сообразительность, исследовать кот.еобходимо, уитывая особ-ти культ среды.

IQ -абсолютная мера интеллекта, разность между умственным возрастом и возрастом хронологическим

Методики диагностики общего интеллекта (Бине-Симон, Векслер, Аматхауэр)

1 ) тест Равена – неверб-й инт-т (потенциал испыт-го),

2) Тест Векслера диагностирует комплексное иссл. интел. развиит. Батарея позвол-т иссл. верб-е неверб-е и общие IQ. Позвол-т сделать градацию – умств. отсталость или позвол. выявить умств. одаренность. Детский вариант с 5до15 лет, взрослый с 15-до.. Делится на 2 части: 1 – для детей до 8 лет и при подозрении на умств отсталость; если нет – сразу 2ю часть

2 субтеста: 1-й одназначные ответы, 2-й умозаключ-я.

Направл на изуч стр-ры интелл. Носит систем х-ер, это проявл в:

-группировке субтество по двум типам умств способностей: вербальным и невербальным.

-шкалирование первоначальных оценок по субтествм в соотв с удельным весом отдел умств способностей в общей стр-ре интеллекта.

-система взаимозаменяемости отдел субтестов позвол использовать сокращ вариант методики. (каждый субтест на диагностику опред умственных способностей.)

Верб-я шк. содержит 6-ть субтестов: 1) сходство и аналогия от5-8 лет. Субтест: старше 8 лет примен-ся суб-т сход-во (сравнение), 2) субтест на вним-е (какой детали на хватает на пред-те, зак-ся сложным 1 сек на обдумыв-е), 3) реш-е задач (кубики предъявл-ся). Субтест диагностир-т п-ть(чит-ся цифры 1-я строка 3 цифры след-я увелич-ся на 1 цифру). диагностирует:

–ДП, уровень организации инд-го опыта и уровень ассоциаций;

-уровень рассуждений при абстрагировании от конкретики;

-уров сохранности арифметич процессов;

-анализ соотношений и овладение вербальными понятиями;

-уровень речевого развития в КП.

Неверб-я часть 1 – кубики и каточки, 2 -пазл без образца – дают фигуру ч-ка, 3- субтест сюжетный – состав. Рассказ из картинок (картинки послед-но выстраив-ся), 4- субтест кодиров-я, задача расшифровать – диагностир-т вним-е, 5- субтест – лабиринт ограничен во времени, выводит ч-ка из лабиринта. Каждый субтест имеет сырые баллы, кот. перевод-ся в стандартные баллы по табл.

Диагностирует:

– визуальную перцепцию отношений, визуальную образность.

- визуальную перцепцию отношений и синтез невербального материала;

-восприятие формы, анализ, визуальная перцепция и зрительно-двигательное интегрирование;

-кодиров, диагностирование кратковременной механич памяти и зрительную образность;

-пространственная ориентация.

3. Метод Аматхауэра с 13 до 61 лет; 9 субтестов.В его теор. Интел. соотнос. со спос-тями. 3 блока: 1. гуманитарные; 2. технич-е; 3. естественно-научный

4. ШТУР предназначен для диагностики умств. развит учащихся подросткового и юношеского возраста, а также для контроля за процессом умств. развит. в период школьного обучения

Обработка: подсчитывается индивид-й показатель по кажд. тесту. За кажд. совпадение с ключом – 1 балл, кроме 5го задания, кот оцен-ся в завис-ти от ур общения. Индивид-е показатели могут переводиться в %. Т.о. мы можем просчит. % соотв-я норме

Сфера примен. теста: 1. проф. консульт.; 2. промежуточная диагностик, контролирующая ур. обучения; 3. разраб. общих и индивид-х рекомендаций по коррекц. умств. развит;

ТЕМА 5. ПД СПОСОБНОСТЕЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 415; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.