Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приемы стандартизации и нормирования тестов




Ψ. тест – стандартизованное измерение. Стандарт-я подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Если мы хотим, чтобы показатели, полученные разными людьми, были сравнимыми, условия тестир-я д.б. одинаковыми для всех. Такое требование — всего лишь конкретное применение принципа контролируемости усл-й любого научного набл-я. В тестовой ситу­ации единственной независимой переменной часто оказывается сам обследуемый.

Чтобы обеспечить единообразие условий тестир-я, создатель теста дает под­робные указания по проведению каждого вновь разработанного теста. Формулир-е таких указаний — важная часть стандарт-и нового теста. Она включает точ­ные указания отн-но используемого стимульного материала, временных огра­ничений, устных инструкций исп-му, пробных образцов заданий, допустимых ответов на вопросы обследуемого и др. тонкостей проведения теста. На выполне­ние некот. тестов м. влиять мн-во др., не столь очевидных факторов. Так, зачитывая вслух инструкцию или задания, следует принимать в расчет скорость речи, тон голоса, интонацию, паузы и выражение лица. В тесте на обнаружение нелепо­стей, напр., правильный ответ может быть невольно подсказан улыбкой или пау­зой после произнесения критического слова.

Др. важный этап в стандарт-и теста – уст-е норм. Ψ. тесты не имеют заранее опр. стандартов их успешного или неуспешного выполн-я; критерии выполн-я каждого теста устанавливаются на основе эмпи­рич. данных. В бол-ве случаев тестовый показатель индивидуума интер­претируется на основе ср-я с оценками, полученными по данному тесту др. людьми. Как следует из самого этого термина, норма – это обычный, или средний, ур-нь выполн-я. Поэтому, если нормал. 8-летние дети правильно решают 12 задач из 50 в тесте на типичное арифм. рассужд-е, значит, норма для 8-летнего ребенка по этому тесту соответствует 12 (очкам, баллам или каким-то др. произвольным «единицам» измерения). Показатели такого рода принято наз. первичными оценками (или «сырыми» баллами). Они м. выражаться числом правильно решенных заданий, временем, необх. для их выполн-я, числом ошибок и др. объектив. мерами, соотв. сод-ю теста. Та­кая первичная оценка ни о чем не говорит до тех пор, пока не получит выражение в единицах подходящих интерпретационных данных.

В пр-се стандарт-и теста его проводят на большой репрезентативной вы­борке лиц опр. типа, для работы с которыми он предназначен. Эта группа, называемая выборкой стандарт-и, как раз и служит для уст-я норм. Та­кие нормы показывают не только средний ур-нь выполн-я теста, но и относит. частоту различных по степени отклонений от сред. ур-ня в обе стороны, что позволяет количественно оценивать величину превышения или отставания от средне­го. Конкретные формы позволяют охарактеризовать положение индивидуума отн-но нор­мативной выборки или выборки стандарт-и.

Следует попутно отметить, что нормы для личност. тестов устанавливаются в сущности таким же обр., как и для тестов сп-тей. Норма по личност. тесту совсем не обязательно соответствует наиболее желательному или «идеальному» варианту его выполн-я, равно как и норма по тесту сп-тей практически не бывает представлена абс. показателем, выставляемым за безошибочное вы­полн-е всех тестовых заданий. Для тестов обоих типов норма соответствует рез-там их выполн-я типичными, или сред. людьми. Напр., в тестах, измеря­ющих «доминирование—подчинение», норма приходится на сред. точку, отображающую степень доминирования или подчинения, проявляемую сред. чел-ком. Подобным же обр. в опроснике эмоц. приспособления и о6ычно не соответствует полному отсут-ю неблагоприят. или дезадаптивных р-й. Некот. к-во таких р-й св-но б-ву «нормальных» людей, входящих в выборку стандарт-и, и потому норма д. отображать это к-во р-й, свидетельствующих об отсут-и у бол-ва людей абс. контроля над своими эм-ями.

Стандартизация – единообразные процедуры проведения и оценки выполн-я теста. 2 момента, которые н. соблюдать при стандартизации:

1) Выработка единообразных требований в процедуре эксп-та.

Это предполагает унификацию ин6струкций, бланков обследования, сп-бов регистрации рез-тов, усл-й проведения обследования. Треб-я к проведению эксп-та:

¨ Инструкции следует сообщать исп-му, как правило, одинаковым образом, письменно. В случае устных указаний инструкция дается в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех и в одинаковой манере.

¨ Ни одному исп-му не следует давать никаких преимуществ перед др.

¨ В пр-се эксп-та не следует давать отдельным исп-м дополнительные пояснения.

¨ Эксп-т с разными группами следует проводить в одинаковое t сходных усл-ях.

¨ Временные ограничения выполнения задания для всех исп-х д.б. одинаковым.

2) Опр-е единого критерия оценки рез-тов тестир-я.

Выбор критерия – важный этап стандартизации. По чему проводится сравнение рез-тов. Традиционным критерием в тестир-и явл. статистическая норма. Стандартизация м-ки ориентирована на норму. В репрезентативной выборке исп-х предъявл. тестовый материал, и на основании рез-та вырабатываются не только нормы на средний ур-нь выполнения, но и его вариативная ценность. Это позволяет определиться положение определенного исп-го отн-но выборки.

Статистич. нормы на больших популяциях – распред-е нормы – бол-во показателей стремится к середине (68%) – нормальное распред-е. x + δ – большая часть распределения находится в этих пределах. Для классиф-и по нормальному распред-ю использ.: δ – стандартное отклонение, x – среднее, а также м.б. процентили (процентная доля инд-дов из выборки стандарт-и, первичный рез-т которых ↓ данного первичного показателя). Напр., Если 28% людей правильно решают 15 задач, то первичному показателю 15 соответ. 28-й процентиль. Процентили указывают на относит. положение инд-да в выборке стандарт-и. При ранжировании отсчет снизу в случае процентилей (чем ↓ процентиль, тем хуже позиция инд-да). 50-1 процентиль соответ. медиане. Процентили выше 50 – это показатели ↑ среденего.

Социально-Ψ. норматив реализуется как совокупность заданий, составляющих тест. Поэтому сам тест в полном его объеме явл. таким нормативом. Для ан-за данных отн-но близости к соц.-Ψ. нормативу при усл-и полного выполнения заданий все исп-е деляется по рез-там на 5 групп:

1) Наиболее успешные – 10%.

2) Близкие к успешным – 20%.

3) Средние по успешности – 40%.

4) Мало успешные – 20%.

5) Наименее успешные – 10%.

Для каждой из подгрупп подсчитывается средний % правильно выполненных заданий, строится система координат, где по оси X идут номера подгрупп, а по оси Y - % выполнения каждой из подгрупп заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, на кот. отражается приближение каждой из подгрупп к соц.-Ψ. нормативу.

z =

 

Сущ. несколько подходов к нормированию данных при условии нормального распределения первичных данных. Приведение рез-тов различ. м-к по единой шкале – построение шкалы стандартных значений. Среднее арифметическое (М) как точка отсчета = 0, а стандартное отклонение (δ) = 1. Т.о., δ становится единицей измерения. В м-ке Амтхауэра использ/ z-преобр-е по ф-ле: z=(х-М)/ δ.

где z – стандартная величина, х – первичный рез-т тестир-я, М – среднее арифметическое первичных рез-тов, δ – стандартное оклоненеие среднего арифметического для данной выборки.

Используется ряд нормализованных шкал:

1) Шкала стр-ры инт-та по Амтхауэру: Z = 100 + 10(x–M)/δ = 100 + 10z

2) М-ка Векслера: IQ = 100 + 15 (x–M)/δ = 100 + 15z

3) Шкала стенайнов Гилфорда: C = 50 + 2(x–M)/δ = 50 + 2z

4) Шкала школьных оценок Линнерта: SN = 3 + (x–M)/δ = 3 + z

5) Шкала Кеттела: ST = 5,5 + 2(x–M)/δ = 5,5 +2z

6) Шкала Т-преобразовинй МакКола (MMPI и его модификации): Т = 50 + 10 (х–М)/δ = 50 + 10z

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.16 сек.