Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики человека




Свойства личности как относительно устойчивые

Тема 4. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ И КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

Вопросы для самопроверки

 

1. Назовите основные проблемы этического характера, возникающие в результате проведения психодиагностического обследования.

2. Перечислите основные этические принципы психодиагностики.

3. Назовите требования, предъявляемые к специалистам-непсихологам, проводящим психодиагностическое обследование.

 

Как мы выяснили, основной целью психодиагностики является изучение индивидуально-психологических особенностей человека, выявление и измерение его индивидуальных психологических качеств и свойств. Однако насколько правомерно говорить о том, что психика человека имеет устойчивые свойства и качества, которые определяют его поведение? Если психика человека реально не обладает такими устойчивыми характеристиками, которые ей порой приписываются, то что же изучает психодиагностика? Не есть ли ее предмет фикция? Данная проблема становится актуальной в 60-е гг., когда появляются исследования, в которых обосновывается положение о том, что вариативность поведения зависит не от индивидуально-психологических различий, на которые прежде всего нацелена психодиагностика, а от ситуационных (см. тема 2).

В процессе развития психологии и психодиагностики за рубежом оформились три подхода к рассмотрению личности. Первый, традиционный, признает первичной и главной предпосылкой поведения систему устойчивых индивидуально-психологических особенностей или черт. Предполагается, что формы поведения, соответствующие свойствам, устойчивы и проявляются в различных ситуациях, что определяет их трансситуативную стабильность. К представителям данного подхода можно отнести таких исследователей, как Г. Оллпорт, Р. Кеттел.

Основателем данного подхода является Г. Оллпорт, который заложил основы теории личности, получившей название «теория черт». Согласно Г. Оллпорту, личность представляет собой прижизненно формирующуюся индивидуально своеобразную совокупность психофизиологических систем – черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

Основываясь на теории Г. Оллпорта, Р. Кеттел придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспериментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы современной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Представители теории черт доказывали существование индивидуальных устойчивых черт у человека, опираясь прежде всего на математико-статистические методы. Так, в частности, Г. Айзенк доказывал существование у человека тех или иных черт, используя факторный анализ. Заслугой Г. Айзенкаявилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты [2, с. 5].

Г. Айзенк считал, что черта может быть определена как ряд взаимосвязанных поведенческих актов. Черта понималась им как группа коррелирующих поведенческих актов или тенденций деятельности. Она является организующим принципом, выведенным из наблюдаемой согласованности человеческого поведения.

В свою очередь тип личности Г. Айзенк понимал как группу коррелирующих черт. И в соответствии с такой точкой зрения различие между понятием «черта» и «тип» кроется не в непрерывности гипотетической переменной, не в форме ее распределения, а является различием общего и частного [2, с. 6].

Еще в 60-е гг. основные положения теории черт начинают подвергаться критике. В частности, было показано, что поведение в определенной мере ситуативно специфично, зависит от особенностей конкретной ситуации. Исследователи установили, что корреляция одних и тех же форм поведения в различных ситуациях чаще всего очень слабая.

В связи с этим была предложена другая концепция, которая полностью отвергает какую-либо роль устойчивых черт или свойств, а главным фактором формирования поведения признает особенности конкретной ситуации (S) и предшествующую историю связей стимулов и реакций в аналогичной или сходных ситуациях (S-R – закономерность).

Эта концепция, получившая название ситуационизма, фактически смыкается с бихевиоризмом и необихевиоризмом. Если теория черт фактически изображает человека марионеткой наследственных и приобретенных свойств, то ситуационизм делает его рабом стимулов внешней среды или последовательности ситуаций.

В настоящее время большинство исследователей считают необходимым учитывать при исследовании личности как индивидуально-психологические, так и ситуационные переменные.

В последнее время в рамках так называемого «интеракционизма» развивается представление, в какой-то мере учитывающее слабые стороны указанных подходов. С точки зрения интеракционизма необходимо учитывать динамическое взаимодействие ситуаций и индивидуальных особенностей человека, активность которого проявляется в выборе ситуаций и субъективном их восприятии. Одна и та же ситуация по-разному интерпретируется людьми в зависимости от их свойств и опыта. Поведение в значительной мере определяется характером этой интерпретации. В результате действий личности активно изменяются характеристики ситуации.

В различных ситуациях, предъявляющих разные требования к индивиду, активизируются разные черты: ситуации, требующие особой тщательности и внимания, вызывают проявление черт "внимательный–невнимательный", "аккуратный–небрежный", ситуации встречи или знакомства людей друг с другом вызывают проявление черт "общительный–замкнутый", "отзывчивый–черствый" и т. п.

Чтобы получить возможность прогнозировать поведение человека в максимально широком классе возможных ситуаций, психологи стремятся измерить так называемые универсальные, базовые или системообразующие черты личности [20, с.175].

Таким образом, рассматривая личность человека можно говорить об относительной устойчивости ее характерных черт. Это связано с тем, что те или иные характерные особенности личности проявляются не во всех жизненных ситуациях. Рассмотренная нами проблема, так и не нашла окончательного разрешения. Говоря о психодиагностике, можно констатировать, что она основана на представлении о свойствах как относительно устойчивых характеристиках человека, которые, мало изменяясь во времени, позволяют прогнозировать его поведение.

Психологическая диагностика личности невозможна без знания ее структуры и закономерностей ее становления. Структура личности является чрезвычайно богатой и сложной и имеет множество качественно различных проявлений. Поэтому целесообразно выявить хотя бы некоторые, основные ее параметры и именно по отношению к ним анализировать проблему психологической диагностики. Лишь такой подход может стать посильной задачей для анализа, ограниченного конкретной практической целью.

В структуре личности можно выделить такие параметры, или черты, которые являются системообразующими, или интегральными, т. е. сами включают более частные, значимые личностные свойства. К таким системообразующим чертам личности разные авторы чаще всего относят: 1) мотивацию; 2) самосознание; 3) межличностные отношения [20, 177].

Для изучения особенностей мотивации используются разного рода опросники и проективные методики. Проективные методики позволяют диагностировать глубинные мотивационные образования, особенно неосознаваемые мотивы. В области психодиагностики самосознания используются стандартизированные самоотчеты в форме описаний и самоописаний, проективные и репертуарные методики. При диагностике межличностных отношений помимо опросников и проективных методик применяется социометрия.

Итак, под термином "личность" чаще всего понимают совокупность психологических качеств, которая характеризует каждого отдельного человека. Выявление и изучение данных качеств предполагает исследование поведения человека в различных ситуациях. Выявленные качества нельзя понимать как абсолютно устойчивые характеристики личности. Поскольку личность является очень сложным образованием, включающим в себя множество связанных друг с другом особенностей человека, психодиагностика сосредоточивается на изучении ее системообразующих черт (мотивации, самосознания, межличностных отношений).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.