Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика. Занятие 3




Репрезентативность выборки. Обычно тестовые нормы считают репрезентативными, если распределение тестовых параметров удовлетворяет параметру нормальности.

Правосторонняя ассиметрия – плохо дифференцируют испытуемых с низким уровнем способностей. Левосторонняя ассиметрия плохо дифференцирует испытуемых с высоким уровнем способностей.

Если подбираются пункты, тесно положительно коррелирующие между собой, то возникает отрицательный эксцесс, что может свидетельствовать о том, что выборка четко разделилась на 2 категории. Положительный эксцесс возникает, когда в пункты отрицательно коррелируют: ключ составлен неверно или когда испытуемые применяют специальную тактику, искусственно балансируют ответы за против одного из полюсов измеряемых качеств.

Эти случаи говорят о нерепрезентативности выборки.

 

Стандартизация шкал и стандартизация теста.

 

Стандартизация теста – стандартизация самой процедуры теста, инструкций, бланков и т.п.

Стандартизация шкалы – это линейное преобразование нормальной шкалы, в результате чего появляются стандартные шкалы.

Z-преобразование: z=(x-xср.)/сигма

В качестве универсальной меры, пригодной для разных тестов, используется процентильная мера. Процентиль – это процент испытуемых в данной выборки, которые получили равный или меньший балл. Эти процентильные шкалы лежат в основе стандартизованных шкал.

Т-баллы – (Маккол), x=50, сигма=10 (MMPI, САТ)

IQ – x=100, сигма=15.

Стен – x=5,5, сигма=2.

Станайн – x=5,сигма=2.

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА СПОСОБНОСТЕЙ

Способности – Теплов определил 3 основные признака способностей: они отличают одного человека от другого; они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или множества действий; они не сводятся к наличным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения.

Принято выделять общие и специальные способности.

Общие способности обеспечивают овладение разными знаниями и умениями, в зарубежной литературе их называют интеллектом (это умственные способности, которые обусловлены природными задатками и особенностями воспитания).

Специальные способности рассматриваются по отношению к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по этим областям.

При изучении способностей используется широкий набор разнообразных методов (наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности и т.д.).

 

Интеллектуальный тест представляет собой модель типа проблем, где возможно интеллектуальное выполнение. Большинство психологов в настоящее время признают, что интеллектуальные тесты измеряют уровень сформированности некоторых навыков, коорые зависят от степени обученности индивидов и их природных возможностей.

Для правильной интерпретации результатов интеллектуального тестирования нужно знать:

1) о степени тренированности испытуемого в выполнении теста;

2) о мотивации выполнения теста;

3) эмоциональное состояние во время тестирования;

4) о влиянии на тестовые оценки личности экспериментатора;

5) о предшествующей тестированию деятельности испытуемого.

Это внешние факторы, влияние окружающей среды столь велико, что иногда вводятся специальные индексы. Психологи установили, что заметные подъемы и спады IQ у детей могут быть вызваны:

1) изменениями в структуре семьи;

2) изменением семейного дохода;

3) переездом на новое мест жительства;

4) посещением детского сада.

 

Вербальные и невербальные тесты интеллекта.

Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлн либо в наглядной форме (графические изображения, рисунки, чертежи), либо в предметной форме (кубики и пр.). Знание языка требуется только для понимания инструкций, которые делают простыми и короткими.

Вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного, понятийного мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенного мышления.

В зарубежной психодиагностике выделяются три типа невербальных тестов:

1) тесты-действия – манипуляции с предметом при минимальном использовании карандаша и бумаги или выполнения заданий посредством каких-либо действий на бумаге (рисование фигуры, вычерчивание пути выхода из лабиринта);

2) неязыковые тесты – не требуют использования языка ни от испытуемого, ни от диагноста. Стимульный материал представлен в невербальной форме, а инструкции – жестами или примером;

3) невербальный тест – Анастази – тесты, не требующие умения читать и писать. Их выполнение основывается на применении устных инструкций или общения с диагностом. В заданиях могут быть использованы как предметы, так и вербальные материалы.

Неязыковые, невербальные и тесты-действия за рубежом называют тестами для специфических популяций: дети с неразвитой речью, не умеющие читать и писать, с нарушениями речи, задержками умственного развития, иностранцы, лица, находившиеся в среде с дефициом общения, специфические профессиональные группы.

 

Тест-действие – тест Доски форм Сегена – примняется для диагностики детей с умственной отсталостью для детей от двух лет – стимуьный материал – доски с вырезанными тверстиями для разных фигур. Проводится индивидуально. Сначала психолог показывает доску с фигурами, потом переворачивает и просит повторть. Фиксируется время, ошибки, высказывания и характер использования помощи психолога.

Тест-действие – это также и лабиринтные тесты (Портеус) – состоят из серий лабиринтов возрастающей сложности. От испытуемого требуется првести кратчайший путь от входа до выхода.

Методика Пенроуза и Равена – из гештальт-психологии. Стимульный материал – матрицы – композиции с пропущенным элементом. Испытуемый должн выбрать предмет из 6-8 предложенных. Сейчас есть три формы, рассчитанных на разный возраст и уровень интеллектуального развития. Задания однотипные, но возрстающие по сложности и объединенные в серии. Труднось повышается от серии к серии.

 

В группу неврбальных тестов включают тесты, разработанные для диагностики представителей разных культурных групп (тесты, свободные от влияния културы, в них исключаются параметры,н по которым различаются культуры – язык, скорость выполнения теста, наличие специфичной информации, которая может предоставляься в разных культурах. Первый такой тест – армейский тест Бета, тест «Нарисуй человека» (Гудинаф, 1926) – предназначен для диагностики детей от 3 до 13 лет. В 1963 году тест переиздан как тест рисования Гудинаф-Хариса (от 5 до 15 лет).

Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры (Кетелл)

1-й от 4 до 8 лет и УО взрослых

2-й от 8 до 10 лет и взрослых без ВО

3-й от 10 до 16 лет и взрослых с ВО

 

Шкалы измерения интеллекта Векслера (WISC, WAIS) от 3 до 74 лет. На всех возрастных уровнях используются одни и те же типы заданий. Шкалы Векслера используются как вспомогательное средство психиатрической диагностики. Присутствуют как вербальные, так и невербальные шкалы (понятийное и наглядное мышление, зрительное восприятие, сенсомоторная реакция, внимание, память). Три возрастных шкалы. 12 субтестов – 6 невербальных и 6 вербальных (они чередуются). Для взрослых проводятся сначала вербальные, потом невербальные.

1 – осведомленность

2 – сходство

3 – арифметика

4 – словарный запас

5 – причина

6 – повторение цифр

7 – завершение картинок

8 – кодирование

9 – упорядочивание картинок

10 – композиция из кубиков

11 – сборка объекта

12 – лабиринты

 

Групповые тесты интеллекта Амтхауэра – от 13 до 61 года, диагностировался вербальный интеллект, пространственный, счетно-математический и мнемический. В тест входит 9 субтестов (общая осведомленность, классификация понятий, установление аналогий, подведение двух понятий под общую категорию, умение решать простые арифметические задачи, умение находить числовые закономерности, умение мысленно оперировать изображениями фигур на плоскости, умение мысленно оперировать изображениями объемных фигур, заучивание слов на память). Каждый тест состоит из 20 заданий, кроме 4-го (он состоит из 16 заданий).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.