Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План действий. Высматривая ложь, мы сплошь и рядом пренебрегаем тем, что видим. Нам кажется, что уж очевидные признаки лжи мы не упустим – ни бисеринки пота на лбу, ни




Слушай

Смотри

Уши

Глаза

 

Высматривая ложь, мы сплошь и рядом пренебрегаем тем, что видим. Нам кажется, что уж очевидные признаки лжи мы не упустим – ни бисеринки пота на лбу, ни бегающие глаза, ни переминающиеся ноги, ни трясущиеся руки. Но из этой книги вы уже узнали, что некоторые люди лгут, с улыбкой глядя вам прямо в глаза, а некоторые не смотрят в глаза даже тогда, когда говорят вам стопроцентную правду.

В следующих главах я подробно расскажу вам, что именно нужно высматривать, чтобы распознать ложь. Однако сейчас, чтобы спуститься «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ», вам достаточно понимать, как важно просто смотреть – даже не высматривать. Ваши глаза – ворота к прочим чувствам, это граница, которую обманщик должен пересечь, прежде чем даже начать лгать. Если человек может преодолеть эту первую линию обороны, если он «прошел осмотр», – пол-битвы уже выиграно. Когда речь идет о распознавании лжи, все начинается именно с глаз. Именно поэтому первое, что вам следует сделать после перезагрузки чувств и трезвого осознания ситуации – нужно применить глаза, чтобы ее оценить.

Во что одет ваш собеседник? На чем он приехал? Кто прибыл на место первым? Как ваш собеседник разговаривает с официанткой? Что он заказывает? Передает ли он официантке сначала ваш заказ, а потом свой? Как он держится? Нервно, уверенно, испуганно, хладнокровно? Где держит руки? Ноги? Заметны ли во время разговора какие-то эмоции? Старается ли он глядеть вам в глаза или, наоборот, не глядеть? Не слишком ли он напорист? Не слишком ли вял?

На данный момент не так уж важно интерпретировать то, что вы видите; главное – внимательно высматривать и фиксировать все, что только можно, и тогда вы приучитесь сразу после перезагрузки первым делом смотреть, что происходит вокруг вас. Может быть, это кажется очевидным, но вам надо сознательно открыть глаза и посмотреть на ложь, только тогда вы ее увидите.

 

 

Если глаза – ворота к прочим чувствам, то уши – это перила! Они помогают вам убедиться в том, что вы видите, держат вас в курсе дела, позволяют продолжить оценку ситуации и проанализировать ее на предмет лжи. У нас в ЦРУ говорят: «Не верь глазам своим, пока уши это не подтвердят». То есть ваш собеседник может казаться полнейшим законченным жуликом и при этом все время говорить только правду. А может словно бы сойти с обложки дамского романа – и при этом каждое его слово будет на диво изысканной ложью.

Уши – не просто запасная система на случай, если глаза вас подведут; скорее они с глазами работают в сплоченной команде. Вот почему наш девиз так и звучит – «Глаза и уши – смотри и слушай», «и», а не «или»: чтобы распознать ложь, вы должны применять оба органа чувств, одного вам будет мало.

Представьте себе, что вы проходите собеседование при приеме на работу, и прежде чем вы сядете за стол и начнете отвечать на вопросы, сотрудник отдела кадров ведет вас на экскурсию по отделу, где вам предстоит работать. Несмотря на улыбку и идеальные манеры кадровика, несмотря на все, что он вам рассказывает о вашей новой работе, видите вы нечто совсем другое.

Работники мрачны, неприветливы и задерганы, и глаза говорят вам, что все, что вы слышите о «командном духе» и «слаженной работе отдела», попросту неверно. Может быть, когда кадровик говорит вам, что «работа в этом отделе – дело для настоящей команды», это и не дезинформация, но все равно его слова никак не соответствуют тому, что вы видите.

Или, скажем, вы пришли в кафе на свидание вслепую, а поскольку вы уже готовы спуститься «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ», то приходите пораньше, садитесь поближе к окну и «перезагружаетесь». При этом вы видите, как ваш будущий визави подъезжает к месту встречи на роскошной черной спортивной машине, от которой вы так и млеете. Однако после нескольких минут светской болтовни вы спрашиваете, какой марки машина у собеседника, а он отвечает, что «материальная сторона вещей его совершенно не интересует», что автомобиль для него – «средство передвижения» и что ездит он «на старой развалюхе, которая служит ему верой и правдой».

Или хочет поразить вас «экологичностью мышления» и заявляет, что ездит на гибриде, хотя вы своими глазами видели, что у него спортивная машина на бензине. А может быть, вообще неважно, какой марки авто, которое вы видели, потому что на ваш вопрос собеседник отвечает, что приехал на такси.

Почему он все это говорит, на данном этапе несущественно: он вас обманывает. Важно другое – вы спустились «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ». Вы не просто слушали, что вам говорят, – вы смотрели и слушали; вы не просто верили всему, что видели, – вы подождали и послушали, что вам скажут, и лишь после этого вынесли твердое суждение.

 

 

К сожалению, чтобы спуститься «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ», мало просто раскрыть глаза и навострить уши. Можно что-то видеть и не верить своим глазам, не интерпретировать увиденное, не регистрировать его, не усваивать; то же самое справедливо и для слуха. Поэтому первые три шага метода «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ» предполагают, что вы перезагружаете сознание, чтобы глаза и уши служили вам с большей пользой.

Это великолепное начало, а теперь вы должны смотреть и слушать, чтобы видеть и слышать – и тут вы оказываетесь на принципиально новой территории.

Когда вы что-то видите, это не имеет никакой ценности, если вы не интерпретируете увиденное на основании своего опыта, знаний и рассудительности. Заляпанный краской кусок холста выглядит в ваших глазах обычным хламом, пока вы не повесите его в музее и не обнаружите, что это картина Джексона Поллока – тогда все меняется. Один мальчуган из сотни резвящихся на детской площадке ничем не отличается от прочих, пока вы не увидите, что это ваш братишка – тогда все меняется.

Так и с признаками лжи – они почти ничего не значат, если их просто заметить, но не понять. Вам нужно научиться их интерпретировать. Поэтому недостаточно просто видеть и слышать – надо еще активно интерпретировать увиденное и услышанное.

Например, во время свидания вслепую ваш кавалер хранит полнейшее молчание о своих вредных привычках. Иначе говоря, он не заявляет с порога, что многовато пьет или курит, однако все улики налицо – стоит только посмотреть.

Итак, шесть часов вечера, все начинается прекрасно. Вы заказываете бокал белого вина, а он – водку с тоником. Вот и хорошо, вот и замечательно. Вы потихоньку попиваете свое белое вино, кавалер залпом глотает коктейль и тут же заказывает второй. К тому моменту, как вы допиваете свой бокал, кавалер успевает выпить три. Может быть, он нервничает, думаете вы… но тут он проглатывает еще две порции крепких напитков – и складывается впечатление, что и теперь он практически трезв. То есть ваш собеседник выпил пять порций спиртного и даже не захмелел. Если вы обратили на это внимание – то есть смотрите и слушаете, наблюдаете и интерпретируете, – то уже поняли, что имеете дело с запойным пьяницей.

К тому же, наблюдая, как он опрокидывает напитки, вы отмечаете, что в кармане пиджака прорисовывается что-то подозрительно похожее на пачку сигарет, к тому же ваш собеседник что-то часто бегает в туалет, а когда возвращается, от него несет дымом. Вот видите – вам не понадобилось задавать ни одного вопроса, а вы уже знаете, что у этого парня сложности со спиртным и он курит.

Это ложь?

Не обязательно – по крайней мере, пока он не заговорит, а тогда вы послушаете и решите.

 

 

Подобно тому как глаза и уши – это парные органы, смотреть и слушать – это парные действия во всем, что касается определения лжи и не только. Вы обязаны слушать, что вам говорят, и интерпретировать это – примерно так же, как вы интерпретируете то, что вы видите. Если ваш кавалер говорит, что не пьет, – слушайте и наблюдайте. Если он говорит, что не курит, – слушайте и наблюдайте.

♦ Что он на самом деле говорит?

♦ Что он на самом деле делает?

♦ Соответствуют ли его действия словам?

♦ Соответствуют ли его слова действиям?

В дальнейшем вы научитесь понимать, что на самом деле говорит собеседник, когда двигает губами. Честное слово, вам понравится, – это увлекательно, познавательно, а главное – полезно. Но то, чем не умеешь пользоваться, и пользы не принесет, так что сначала нам надо убедиться в том, что слушать, что вам говорят, и подвергать это жесткой интерпретации жизненно важно. Вернемся к предыдущему примеру и предположим, что перед вами человек, который никогда не отказывается от выпивки и явно курит. Вы это увидели, вы это заметили, вы это пронаблюдали – и это жизненно важно для распознавания обмана.

Но! Но анализ нельзя считать завершенным, пока собеседник не обманул вас – не ввел вас в заблуждение вербально, если вы на это напросились.

Предположим, например, что после пяти порций водки с тоником менее чем за два часа вы не удержались и задали невинный вопрос – например, «У тебя был тяжелый день?»

Кто знает – может быть, у вашего собеседника действительно выдался жуткий денек и ему необходимо расслабиться. А вдруг его именно сегодня уволили – и он мечтает излить душу? Это может стать пробным камнем ваших потенциальных отношений: для собеседника – шансом раскрыться перед вами, а для вас – шансом ближе его узнать. А может быть, он просто алкоголик. Так или иначе, для вас это блестящая возможность все выяснить – или ничего не выяснить, если вы даже пальцем не пошевельнете.

Итак, что вам ответят на вопрос о тяжелом дне – если предположить, что день был действительно тяжелый?

Собеседник с ноткой настороженности в голосе говорит:

– Да нет, день как день. А почему ты спрашиваешь? Вы уже хороший Инспектор лжи, поэтому вы напоминаете кавалеру, что он сегодня уже выпил пять порций спиртного, киваете на шестой хайбол у него в руке и отвечаете:

– Такое чувство, что тебя сегодня тянет напиться, вот я и решила, что ты устал и нанервничался.

– А, вот в чем дело, – говорит он, небрежно отмахиваясь, но цепко держась за еще не осушенный бокал. – Да ну, ерунда. Ты говоришь как моя мама. Вам это не нравится, и вы возражаете:

– Просто шесть хайболов за два часа многовато на одного. Я подумала – если ты расстроен, расскажи, что случилось.

Итак, на данный момент вы не просто высказали свои сомнения, но и дали собеседнику все возможности (а) довериться вам и (б) честно вам ответить. Вместо этого он пожимает плечами, уходит в глухую оборону и заявляет:

– Ладно тебе, я прекрасно себя контролирую. Между прочим, вы тоже.

А может быть, увидев в кармане его пиджака что-то вроде пачки сигарет и пронаблюдав, как он каждые пятнадцать минут отлучается в туалет и по возвращении пахнет дымом, вы в конце концов говорите:

– Извини, если лезу не в свое дело, – ты куришь? И предположим, что он очень быстро отвечает:

– Нет, а почему ты спрашиваешь?

Тогда вы указываете на «улику» в кармане пиджака, и напоминаете собеседнику, что он слишком часто бегает в туалет, а потом пахнет табаком.

Конечно, честный человек не скажет «нет», если ответ на самом деле «да», но у вас свидание вслепую, и поскольку он вас еще совсем не знает, может быть, он хотел просто умолчать об этом факте – и чуть-чуть сжульничать, чтобы его скрыть.

Если обычного человека поймать на лжи, он покраснеет, вытащит пачку сигарет и признает, что его поймали на лжи. Да, он пытался ввести вас в заблуждение, но помните, что я вам говорил в предыдущей главе насчет частного пространства? А вдруг он и вовсе не хотел вас «грузить»?

Не исключено, что курение для вашего собеседника – больной вопрос, что он миллион раз пытался бросить, а вы ему по-настоящему понравились, и ему не хочется выглядеть плохо в ваших глазах, он боится, что вы не захотите продолжать общаться только потому, что он курит. Если дело в этом, безобидная ложь вполне простительна. (Не забывайте: наша цель – распознавать ложь и использовать эту способность, чтобы принимать верные решения!)

А лжец выроет себе яму еще глубже – он сделает из мухи слона, начнет обвинять в чем-то вас, заставить вас почувствовать себя виноватой уже за то, что вы вообще посмели задать этот вопрос – через все это пришлось пройти бедняжке Эшли во время экспресс-свиданий в первой главе. Могущество метода «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ» и состоит в том, что вы не чувствуете ни малейших угрызений совести за то, что задали простой вопрос. Возможно, вы смутитесь, когда обнаружите, что ваше предположение неверно, – но терзаться совестью? Нет!

Разумеется, в этом сценарии есть и другой вариант развития событий: может быть, ваш визави действительно не курит. Может быть, на ваш прямой вопрос он ухмыльнется и вытащит из кармана коробочку конфет и подарит вам, после чего объяснит, что страшно нервничает и из-за этого вынужден бегать в туалет, а неприятность состоит в том, что под дверью туалета как раз расположена курилка для работников кафе, так что волей-неволей провоняешь дымом.

Что хорошо в умении слушать – и что плохо в неумении слушать, – это то, что если вы не зададите собеседнику вопрос, не выслушаете ответ, не интерпретируете его и не решите, лжет он вам или нет, вы не будете удовлетворены. Коротко говоря, когда вы спускаетесь «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ», к вам разом возвращаются знания, сила и способность принимать решения. Вы берете верх над лжецом, отбираете у него силу и возвращаете ее себе – и теперь вы, а не он, контролируете положение дел.

 

 

Глава 4

Напомню, в чем состоит метод «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ»:

♦ перезагрузка;

♦ глаза;

♦ уши;

♦ смотри;

♦ слушай.

Запишите этот план именно в том виде, в каком он приведен здесь, на обороте визитной карточки – или на любой другой бумажке, которая поместится у вас на ладони. (Мне нравится визитная карточка, потому что она как раз помещается в ладонь и не очень сильно треплется). Положите записку, карточку или блокнот в удобное место – в передний карман пиджака, у компьютерного монитора на работе, в верхний ящик стола. Когда вы в течение дня общаетесь с людьми – не обязательно с мужчинами, просто с людьми, – берите карточку с собой и заглядывайте в нее. Впоследствии карточка вам уже не понадобится – вы запомните, в чем состоит метод «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ». Но пока что держите ее под рукой, чтобы не гадать.

За веселым обедом с подружками, за ужином с родными, даже на свидании почаще освежайте в памяти, что такое «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ». Привыкните «перезагружаться», пользуйтесь «глазами и ушами», чтобы «смотреть и слушать».

Не исключено, что сейчас наша концепция кажется вам восхитительно простой и вы считаете, будто тренироваться вам не нужно, но я настолько уверен в насущной необходимости этого метода для нормальной жизни – и вы сами это поймете, когда станете читать дальше, – что мне бы очень хотелось, чтобы вы выполнили мои указания и чтобы план «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ» отскакивал у вас от зубов. Привыкайте при помощи шпаргалки, а затем и памяти пользоваться методом «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ» каждый раз, когда вы с кем-то общаетесь. Я не предлагаю вам допрашивать подружек или пытать с пристрастием любого потенциального воздыхателя – я предлагаю проникнуться философией «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ», чтобы, оказавшись в ситуации, когда вам жизненно необходимо перезагрузить глаза и уши, чтобы смотреть и слушать, у вас это получилось бы не просто хорошо, но еще и быстро и просто.

 

Глава 5 Окно внимания

 

Нельзя распознавать ложь в вакууме. Все люди разные, у всех разное воспитание, разная культура, разные поведенческие привычки, которые для них совершенно нормальны. Иначе говоря, то, что выглядит в исполнении Джо как обман, в исполнении Джима может быть показателем чистейшей правдивости – и наоборот. Благодаря кино и телевидению все уверены, что если человек лжет, это станет понятно по какому-то капитальному признаку – человек нервно дернется всем телом, демонстративно посмотрит вправо и вверх, вытрет потные ладони… Но некоторые люди нервно дергаются, когда просто говорят – и точка, и при этом они могут лгать, а могут говорить правду; кое-кто то и дело косится вправо и вверх, просто потому что у него такая привычка; и, к сожалению, у многих ладони потеют от природы.

Эта глава научит вас открывать «окно внимания», которое поможет разобраться, лгут ли вам. Не бойтесь, это не долгий и трудоемкий процесс – «окно внимания», или ОВ, открывается в мгновение ока, и вы со временем научитесь делать это рефлекторно, зато с его помощью вы сможете снимать пятисекундное ментальное кино о том, как человек реагирует на конкретный вопрос.

В этой главе мы подробно разберем, как это делается, но пока вам следует знать, что в результате чтения вы приобретете еще один из многих конкретных навыков, которые позволят вам распознавать ложь. Самое прекрасное, что для создания ОВ требуется всего четыре простеньких шага.

Шаг номер один. Уясните, что такое «нормально».

Шаг номер два. Изучите четыре типа вопросов для распознавания лжи.

Шаг номер три. Не забудьте спуститься «С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ» – и лишь потом задавайте важные вопросы.

Шаг номер четыре. Откройте окно внимания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.