Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоинство воина 3 страница




Важнейшим вопросом, связанным с зеркалами, является тот факт, что любая разработанная воином стратегия, независимо от ее конкретной формы, нацелена исключительно на возвышение самого себя и окружающего мира. На первый взгляд, это утвер­ждение парадоксально, так как, с одной стороны, теоретический подход к этому принципу привлекает чувство морали большинс­тва людей, ибо он описывает нечто такое, что совершается во всеобщее благо; однако, с другой стороны, люди обычно хмурят­ся при виде практического воплощения этого принципа — оно представляетсяим вниманием к себе. Социальная обусловлен­ность приводит к тому, что людям не нравится, когда их уличают в той или иной форме эгоизма, и очень немногим удается по­нять, что жизнь всегда внимательна к себе и между таким внима­нием и эгоцентричностью существует огромная разница. В ре­зультате большей частью те люди, которые не хотят, чтобы их сочли внимательными к себе, неизменно начинают проявлять то самое поведение, в каком не желают быть обвиненными.

Во внимании к себе нет ничего плохого; если человек приз­нает тот факт, что все окружающие — зеркала его собственного поведения, он постоянно видит в них самого себя. Когда прин­цип зеркала воплощается на практике, перед человеком стоит только одна задача: работа над собой. Воину даже не придет в голову тратить свое время или личную силу на потворствования глупой игре во взаимные обвинения, так как он прекрасно пони­мает, что в тех случаях, когда ему не нравится отражение в зерка­ле, обвинять следует не зеркало, а нечто в самом себе. Итак, воин руководствуется следующим правилом: если тебе не нравится отражение в зеркале, сделай что-нибудь и измени себя, но не растрачивайся на хныкание и жалобы на окружающих.

Человек не в состоянии изменить других, так как не имеет права даже пожелать этого, однако он вполне может изменить самого себя, а когда он меняет себя, изменяются и отражения в зеркалах. С другой стороны, временами случается так, что, если отражающая этого человека личность не может или просто не хочет изменяться, она тем или иным способом покидает жизнь этого человека, как только он изменяет самого себя. Из этого следует одна простая истина: зеркало не может отражать неправ­ду, так как все зеркала, включая нас самих, подчиняются закону Света и Отражения. К примеру, совершенно честный человек никогда не привлечет к себе непорядочных людей, а лишенный жестокости не столкнется с насилием. Однако если человеку приходится иметь дело с патологическим лжецом, он должен за­даться вопросом о том, какие формы лжи свойственны ему само­му. Следует помнить о том, что к зеркалам нельзя относиться поверхностно — нужно вглядываться в саму суть; в данном при­мере важен сам факт лжи независимо от того, какую конкретную форму она принимает. Необходимо осознать, что такие формы могут оказаться невероятно утонченными, почти неясными, и все же человек должен понимать, что зеркала никогда не отража­ют того, чего вообще нет, и ему следует разобраться в том, как именно лжет он сам, — если он хорошо поищет ложь в себе, то непременно ее найдет. Например, тонкая форма лжи может зак­лючаться в том, что человек с такими усилиями поддерживает свой общественный образ, что начинает компрометировать са­мого себя, то есть лишается честности перед собой; в этом случае он в буквальном смысле слова начинает жить ложью, что еще хуже, чем просто лгать на словах.

Когда дело доходит до зеркала мира в целом, ученику обыч­но намного труднее добраться до самой сути, хотя это делается на основе того же принципа, какой применяется для личных зер­кал. Например, если в стране растет преступность, ученики часто просто пожимают плечами, делая вид, что они совершенно не виновны в происходящем. Я привожу этот пример по той при­чине, что сегодня подобная проблема свойственна почти всем странам мира. Почему же она стала такой насущной? Лишь по­тому, что человечество достигло совершеннолетия и теперь дол­жно принять на себя ответственность «взрослого». В наши дни за обуздание преступности отвечают не только общественные власти, но и каждый взрослый человек. Это не означает, что лю­ди должны метаться по улицам и бороться с бандитами, — им просто нужно взглянуть в это зеркало и принять на себя полную ответственность за то, что они там увидят.

Ученику задается вопрос: «Каким образом твоя жизнь спо­собствовала росту преступности?» Поскольку нет одинаковых людей, каждый делал это по-своему. К примеру, тот факт, что человек обвиняет правительство или общественные власти в неспособности сдержать преступность, означает, что он сам не принимает на себя ответственность взрослого и подразумевает, что он, как личность, совершенно бессилен и не может помешать росту преступности. Однако это в равной мере означает, что он считает себя жертвой, отдающей себя на милость любому прес­тупнику. Если он действительно убежден в этом, то, без сомне­ния, привлечет в свою жизнь тех людей, которые будут отражать собой его веру в собственную беспомощность. Ранее уже говори­лось, что, привлекая таких людей, человек становится соучастни­ком их преступлений, так как способствовал им. С другой сторо­ны, если он, как воин, предпочитает заявить свои права на силу и прекратить верить в то, что является жертвой, он не привлечет к себе преступников, но, напротив, начнет притягивать тех, кто тоже достаточно силен, чтобы заявить свои права на силу. Если это сделает достаточное число соседей, то в окрестностях почти никогда не случится преступлений, а того, что возможно в одном районе, можно достичь и во всей стране. Преступность появля­ется лишь тогда, когда люди ее вызывают, и неизменно проц­ветает в обстановке страха и смирения, внушаемых умонастро­ением жертвы.

В конечном счете становится понятным, что жизнь действи­тельно есть процесс проявления внимания к себе, так как, сосре­доточиваясь на себе и принимая на себя полную ответственность за свои знания и уровень существования, человек способен изме­нить окружающий мир и делает это. Чего, однако, нельзя сказать об эгоцентричности. Быть эгоцентричным означает не верить во взаимосвязанность всего живого, не поддерживать ее. Букваль­ный смысл этого понятия подразумевает, что человек считает себя центром, вокруг которого вращается весь остальной мир, а такая мысль отражает сильнейшее чувство собственной важнос­ти.

Считая самого себя настолько значимым, эгоцентричный человек никогда не может понять, почему окружающие не жи­вут по его собственным меркам и в согласии с его ожиданиями. Желая, чтобы все покорялись их воле и признавали их точку зре­ния, такие люди всегда не в ладах с окружающими; отказываясь признать тот факт, что все вокруг — лишь зеркала, они непред­намеренно укрепляют умонастроение жертвы. Такие люди вечно защищают нечто «доброе», действуют во имя справедливости, обвиняют во всех бедах других вместо того, чтобы принять от­ветственность за собственное состояние бытия, и неизбежно ста­новятся одержимыми попытками «спасти» окружающих от жес­токих тисков мучителей. В результате эгоцентричные люди ста­новятся прирожденными «благодетелями человечества». Они составляют большую часть тех заблудших душ, которые извечно борются за некое правое дело, будь то марши протеста против разгула жестокости или защита пингвинов от угрозы загрязне­ния окружающей среды, хотя сами ни на минуту не задумывают­ся о собственной роли в укреплении преступности и устрашаю­щей скорости экологического загрязнения.

Таким образом, жизненная позиция внимательности к себе очень далека от того, что вкладывает в общую массу людей соци­альная обусловленность. Глубочайшая основа подлинного сми­рения заключается в том, чтобы перестать обвинять других и принять на себя полную ответственность за то, кем и чем чело­век является, а также ответственность за свои знания и свое состояние бытия. Будучи внимательным к себе, человек призна­ет, что работать следует над самим собой, но при этом взаимо­действие всего живого принесет благо и окружающему миру. С другой стороны, эгоцентричность представляет собой полную противоположность, так как в ней нет ничего скромного. Нап­ротив, это не только чувство собственной важности, но и верши­на высокомерия и самомнения — пусть даже «благодетели» всего мира завопят в ответ и примутся защищать свои деяния, исти­ной останется тот факт, что любовь к ближнему начинается с род­ного дома. Если человек не в состоянии навести порядок в собс­твенном доме, то каким образом он сможет привести в порядок жизнь другого человека? Сходным образом, если он сам не мо­жет помешать другим терзать его, то кто дает ему право требо­вать, чтобы общественные власти лучше выполняли свои обя­занности по его защите? Для воина подобные рассуждения прос­то бессмысленны: прежде всего, человек сам вызывает появление мучителей — почему же после этого он требует от властей защи­тить его от собственных поступков?

Нам осталось обсудить три вопроса, непосредственно свя­занных с текущей темой. Первый заключается в том, что если человек принимает во внимание реальное существование мел­ких тиранов, то в свете вышесказанного у него может возник­нуть впечатление, что это несколько противоречит принципу зеркал. Однако если такой человек не станет воспринимать мел­ких тиранов поверхностно и глубже вдумается в их суть, он дос­таточно быстро придет к пониманию того, что на самом деле никакого противоречия нет. Единственной причиной возникно­вения такого кажущегося противоречия является тот факт, что не все люди представляют собой явных мелких тиранов. И все же необходимо осознать, что если в жизни человека появляется мелкий тиран, то это происходит лишь потому, что сам человек привлек к себе тот опыт, какой он должен получить в общении со своим мелким тираном.

Не следует забывать и о том, что человеку не следует увле­каться поверхностным взглядом на принцип зеркал; сначала он должен внимательно приглядеться к себе и лишь потом прийти к заключению, что он сам не является таким мелким тираном. То же предписание дается каждому ученику, который столкнулся с мелким тираном; когда такой ученик всматривается в себя, он неизменно с потрясением понимает, что действительно является мелким тираном — в том смысле, что, сколько себя помнит, он постоянно превращал в жертву собственных поступков самого себя! Ирония привлечения к себе мелкого тирана заключается в том, что единственной причиной его появления является нас­только низкая самооценка, что, по его собственным ощущениям, он вообще ничего не стоит. Стоит ли удивляться, что при такой заниженной самооценке человек притягивает к себе мелкого ти­рана, а тот отражает собой его собственное чувство никчемности и недостойности.

Второе замечание связано с тем фактом, что, когда человек меняется, то же непременно происходит и с его зеркалами. Хотя это действительно справедливо, время от времени в жизни все же случается так, что некоторые зеркала не могут измениться, — поскольку им еще не время меняться, так как эти люди все еще должны кое-чему научиться на основе их нынешнего поведения; встречаются и такие зеркала, которые просто не хотят меняться по тем или иным причинам. В подобных случаях эти зеркала чаще всего просто покидают жизнь человека — либо по собс­твенному желанию, либо в силу жизненных обстоятельств. Предположим, к примеру, что одним из таких зеркал был ваш босс, и вы проработали все, что требовало внимания, — и все же, несмотря на тот факт, что вы потрудились над каждой тон­костью, какую могли проглядеть в самом начале, ваш босс по-прежнему не проявляет никаких признаков изменений в ваших

отношениях. Когда происходит нечто подобное, вы можете быть готовы к тому, что либо вас, либо его переведут на другую долж­ность, — так или иначе, зеркало начальника обязано покинуть вашу жизнь.

Вопреки всему, что было сказано ранее, следует понять, что некоторые зеркала, которым не суждено измениться, просто не смогут покинуть вашу жизнь — во всяком случае, в ближайшее время. Типичными примерами таких зеркал могут быть родите­ли или дети, и все-таки даже эти случаи не являются исключени­ями из принципа зеркал. Если зеркало не может или не хочет меняться, а человек не в состоянии избавиться от него, логично предположить, что, независимо от его ощущений и предположе­ний, это зеркало все еще ему необходимо. К примеру, если роди­тели или ребенок продолжают отражать то поведение, которое, как без сомнений известно человеку, он уже давно преодолел, человек должен принять как факт, что это зеркало необходимо ему по каким-то неясным для него причинам.

В большинстве случаев такое случается потому, что это зер­кало существует как напоминание о том, что воин должен нау­читься быть свободным и отстраненным от окружающего мира, не подвергая его суждениям. Иными словами, воину следует ус­воить, что все живое пребывает во взаимодействии и по этой причине любое поведение человека возникает из-за его связи с окружающими. Таким образом, даже если человек избавился от того образа действий, который отражался в его родителях или ребенке, то ему по-прежнему необходимо провести определен­ную работу над своими взаимосвязями и взаимодействием не только с родителями или ребенком, но и со всем миром в целом. Когда это будет сделано, родители или ребенок непременно из­менят свое отношение к нему, пусть даже оно останется преж­ним по отношению ко всем остальным, — это случится по той простой причине, что никто не может избежать влияния закона Света и Отражения.

Последний вопрос, о котором следует поговорить под­робнее, заключается в том, что если человек приложил все силы к безупречному отношению со своими зеркалами, но какое-то из них остается неизменным, то можно со всей смелостью предпо­ложить, что это зеркало превратилось в испытание. В таких слу­чаях испытание обычно связано с тем, что человеку необходимо занять твердую позицию в отношении того, за что он сражается. Обычно все сводится к той или иной форме компромисса. К примеру, ученики Пути Воина часто допускают ошибку, не желая прервать какие-либо личные отношения, даже если их сохране­ние подвергает учеников риску. Это могут быть любовные, дело­вые и дружеские отношения, а изредка — отношения с родите­лями или детьми. И все же следует осознать, что если человек собирается заявить свои права на силу, то рано или поздно он столкнется с необходимостью занять твердую позицию и защи­тить самого себя и свои убеждения.

Чаще всего для преодоления подобного испытания доста­точно просто отстоять свои права, однако случается так, что ис­пытание заключается в выборе между Путем Воина и подобны­ми личными отношениями. В таком случае у человека не остает­ся иного выбора, кроме прекращения отношений, каким бы трудным решением это ни оказалось. Нет нужды говорить, что это особенно трудно в том случае, когда речь идет о собственном ребенке, который одновременно является и зеркалом. И все же временами приходится проявлять откровенную безжалостность даже к своему ребенку — если человек не отстоит свои права, то никогда не сможет заявить права на силу, а это не принесет ника­кой пользы никому — и меньше всего его ребенку.

Я совсем не имею в виду, что родители преступников долж­ны сбрасывать с себя ответственность, просто оставляя своих де­тей; напротив, я утверждаю, что такие родители должны предп­ринять все необходимые действия для того, чтобы запечатлеть в разуме своего ребенка полную недопустимость подобного пове­дения. То, как именно это можно сделать, зависит исключитель­но от обстоятельств жизни семьи; к примеру, можно отправить ребенка в интернат для трудных подростков, а при необходимос­ти — ив исправительную колонию. Принимая такое решение, родители во всех отношениях прерывают отношения с ребен­ком, так как его не будет рядом, однако при этом они не уклоня­ются от ответственности за него. С такими испытаниями очень нелегко справиться, и эта тема требует более подробных поясне­ний, чем те, что были представлены, и все же без рассказа о по­добных формах испытаний изложение данного раздела учений оказалось бы неполным.

Итак, никого не обвиняя и время от времени возвращаясь вспять, воин не имеет иного выбора, кроме подхода к жизни со смирением. Изо дня в день работая с принципом зеркал, каждый ученик на собственном жизненном опыте рано или поздно пос­тигает тот факт, что он действительно не лучше и не хуже других. В конечном счете все мы равны друг другу и всем остальным формам жизни на этой планете. Единственная подлинная разни­ца между двумя существами заключается в том разнообразии подходов, какое все мы используем для воплощения в действи­тельность своих жизненных испытаний.

Хотя в мире существует огромное число людей, мнящих се­бя выше других, благодаря работе с зеркалами воин понимает, что он — не ангел; научившись честно признавать себя таким, каков он есть, воин не боится всего того, что существует на его острове тоналя. Постигнув все стороны своего бытия, от худшей до самой лучшей, он не может осуждать других людей и существа вообще — в этом и заключается его величайшее достоинство. Не стыдясь того, что он не лучше самого низкого преступника, и одновременно не стесняясь того, что в нем кроются черты харак­тера святого, воин может честно смотреть в лицо всему живому, выпрямившись во весь рост и гордо подняв голову, — эта поза означает не высокомерие, не чувство собственной важности и не ложную гордыню; она показывает, что воин обрел то подлинное смирение, которое опирается на истинные знания о том, что, во-первых, нет никого выше или ниже и, во-вторых, воин пред­ставляет собой исполненное достоинства существо, так как он достаточно честен ко всем граням своего острова тоналя и дос­таточно смел, чтобы сражаться за безупречность.

Честность и смелость — вот те два качества, что служат признаками достоинства настоящего воина, поскольку в конеч­ном счете именно они являются двумя сторонами той медали, которую называют достоинством. Чтобы быть честным перед собой, нужна смелость, а без честности не бывает истинной отва­ги — только напускная бравада, скрывающая глубокий страх пе­ред тем, что некто сможет заметить в тебе что-то такое, о чем тебе не хочется знать самому, не говоря уже о том, чтобы отк­рыть это окружающим. Но может ли достоинство проявиться в той жизни, которая опирается на ложь, притворство и порож­денную страхом трусость? Можно ли надеяться заявить свои права на силу воина, если человеку недостает ни честности, ни смелости? Чтобы обрести силу, нужны знания; поскольку знания можно получить только из жизненного опыта, то как человек добьется силы, если не желает узнать, что он на самом деле собой представляет? И все же необходимо понять, что следует распоз­нать в себе худшее — и не возненавидеть себя за это; признать в себе все самое лучшее — и поверить в то, что ты достоин таких прекрасных качеств. Умение сделать это требует несомненной честности и непоколебимой отваги.

Единственный способ добиться такой честности заключает­ся в том, чтобы смириться с фактом, что окружающий мир — зеркало. Есть только один путь к обретению необходимой сме­лости: опираться на понимание того, что, если человеку не нра­вятся отражения в этом зеркале, он обладает достаточными спо­собностями и силой, чтобы изменить эти отражения, меняя са­мого себя. Таким образом, хотя воин не может осуждать других, он осознает и то, что не обязан оправдывать недостойное пове­дение. Воин не мирится с таким поведением в самом себе и пото­му совсем не обязан терпеть его со стороны других. Вследствие этого воин никогда не оценивает самих людей, но с умением раз­личать воспринимает поведение окружающих. Куда ведет их поведение — к свободе или к рабству? Возвышает оно или уни­жает? Является это поведение достойным или недостойным? И все же даже при таком подходе воин никогда не оказывается нас­только высокомерным, чтобы осуждать другого за его поведе­ние, так как, признавая свою ответственность за возникновение этого зеркала, воин пытается выявить такое поведение в самом себе, а в остальных случаях относится к нему как к испытанию. Иными словами, вопрос заключается в том, отражает ли поведе­ние другого человека те качества воина, которые повышают его достоинство.

Все то, что было сказано о зеркалах, чрезвычайно важно принимать во внимание при разработке любой стратегии, так как стратегия воина не нацелена на изменение других путем на­вязывания им своей воли, но составлена таким образом, чтобы возвышать самого воина и тем самым все живое, что его окружа­ет. Воин стремится именно к этому; он поступает так не потому, что этого требуют его моральные принципы, и не по причине своего бескорыстия — просто его чувство собственного достоин­ства таково, что он не может заниматься кем-то кроме самого себя. Таким образом, даже если воину придется выбирать между отношениями с каким-либо человеком и Путем Воина, он все-та­ки выберет самого себя и собственное развитие. Делая то, что лучше для него, он невольно совершает наибольшее благо для любого близкого человека.

Такая практика представляет собой саму основу сталкинга; именно благодаря ей воин управляет всем, ничем не управляя, — следует понять, что, изменяя себя, человек действительно меняет весь окружающий мир и потому ему совсем не нужно прибегать к мелочной диктатуре. Используя закон Света и Отражения и воплощая на практике взаимосвязанность всего живого, воин со временем становится подлинно неуязвимым существом, в рас­поряжении которого есть значительная сила. Однако вначале все ученики ошибочно воспринимают это утверждение слишком простодушно или упрощенно. И все же оно в точности описыва­ет все то, что делает воин: несмотря на то что все его действия обманчиво просты и выглядят обыденными и безобидными, они несут в себе невообразимую силу. Это особенно справедливо в отношении разрабатываемых воином стратегий — предельная простота действительно придает им безобидный вид, но на са­мом деле они попросту беспощадны. Чтобы понять, как это выг­лядит на практике, вновь вернемся к примеру Шона и его брата Уиллиса.

Разрабатывая стратегию для битвы со своим братом, Шон должен принимать во внимание второй аспект правила сталкера, то есть тот факт, что б своем стремлении к простоте воин отбрасывает любые лишние действия. Учитывая знания о зерка­лах, этот аспект правила сталкера становится достаточно прос­тым для понимания. Обращая все к себе и к собственному дви­жению по Пути Воина, воин избавляется от огромного числа поступков, эмоций, чувств и мыслей, которые могут возникнуть и иметь какое-либо значение лишь в контексте чувства собс­твенной важности и эгоцентричности.

Это утверждение не требует каких-либо дальнейших пояс­нений, так как даже одной мысли о принципе зеркал окажется достаточно для того, чтобы написать целые тома. Поступки, эмоциональное состояние, непрекращающиеся и двигающиеся по кругу мысли и сумбурное смешение чувств подавляющего большинства людей вызваны их эгоцентрическим подходом к жизни и умонастроением жертвы. С точки зрения воина, любая битва совершенно проста — это сражение за достоинство воина. Уже не затрачивая усилий на то, чтобы укрепить свою социаль­ную обусловленность нежеланием признавать собственные не­достатки или попытками оправдать свое поведение, осуждая те поступки, которые он не одобряет, воин не принимает в расчет почти ничего такого, что не помогает ему возвысить себя и стать еще более достойным существом.

Не может быть ничего проще, и все же свершение такого подвига совсем не просто, так как все мы являемся загадочными созданиями и эта загадочность заставляет нас действовать с по­истине поразительной сложностью. В связи с этим важно отме­тить, что люди в целом неизменно совершают одну ошибку: они полагают, что знают самих себя и, следовательно, понимают свое поведение. И все же обычные люди не имеют даже туманно­го представления о том, что именно становится причиной их по­ведения и почему у них появились те недостатки, которые им свойственны. Люди утверждают, что понимают все это, но даже простейшая проверка показывает: то, что они называют пони­манием, неизменно оказывается не чем иным, как индивидуаль­ным вариантом игры в обвинения других.

Это приводит нас непосредственно к четырем постулатам сталкинга. В случае Шона необходимо прежде всего рассмотреть второй постулат сталкинга, так как он связан с действием, а разработка стратегии представляет собой самое первое действие, которое он предпринимает в своей битве с Уиллисом. Во втором постулате утверждается, что долг воина заключается в разгадке этой тайны, хотя воин никогда не должен предаваться надежде на то, что это ему удастся.

Мы уже выяснили, что подлинная битва Шона заключается в избавлении от своей заниженной самооценки; для этого он должен признать перед самим собой, что на самом деле он, как личность, обладает высокой значимостью. Прежде всего, Шону предстоит путем перепросмотра установить, что именно вызвало у него невысокое мнение о самом себе. Однако перепросмотр вы­явит только причину заниженной самооценки, но не сможет по­казать основу того, почему битве за правильное мнение о себе суждено стать одним из важнейших испытаний Шона за всю его жизнь.

Очевидно, ответ на последний вопрос тесно связан с пред­назначением, и все же в данном случае причина того, почему Шону приходится бороться со своей заниженной самооценкой, остается частью загадочности его бытия. В этом и заключается подлинное значение второй части рассматриваемого постулата, так как следует помнить, что все на острове тоналя имеет свою причину и, хотя человек постепенно превращает свои недостат­ки в ценное достояние, эти недостатки все же остаются с ним на протяжении всей жизни. Иными словами, несмотря на то, что со временем Шон покорит невысокое мнение о самом себе (научив­шись пользоваться им конструктивно вместо того, чтобы позво­лить ему вызывать те поступки, которые подрывают его уверен­ность в себе и самоуважение), такая заниженная самооценка все-таки останется с ним на всю жизнь, так как является особен­ностью его острова тоналя.

Это относится к любым недостаткам, так как превращение недостатков в достоинства означает лишь то, что человек учить­ся заставлять их работать на него, а не против него. И все же в процессе такого превращения он никогда не избавляется от сво­их недостатков и не уничтожает их — впрочем, это и не жела­тельно, так как недостатки человека являются его билетом к сво­боде и дорогой к силе. В отсутствие недостатков ему никогда не удастся превратить себя в воина, поскольку только борьба за их превращение в достоинства позволяет окончательно избавиться от того поведения, к которому недостатки первоначально при­водили. Именно посредством превращения своих недостатков человеку удается преобразить себя в воина; это означает, что он избавляется только от того поведения, какое вызывали эти не­достатки, но не от них самих — беззаботные ученики слишком часто об этом забывают.

Логично предположить, что если недостатки позволяют че­ловеку раскрывать загадочность его бытия, но от них невозмож­но избавиться, то решение этой загадки, разумеется, требует намного большего срока, чем одна человеческая жизнь. Иными словами, лучшее, что может сделать каждый человек, — начать с того места, где он находится, и приложить все усилия к тому, чтобы разгадать как можно большую часть тайны своего бытия на протяжении текущей жизни. Именно об этом говорится в первой части второго постулата: долг воина заключается в раз­гадке этой тайны. Слово «долг» предполагает, что решение за­гадки собственного бытия представляет собой долг не только пе­ред самим собой, но и перед всем вокруг, поскольку все живое взаимозависимо. Впрочем, присущее воину чувство долга совсем не совпадает с представлениями о долге, свойственными обыч­ным людям. Для воина долг означает признание того факта, что он не имеет права стоять на месте и дожидаться, пока все осталь­ные исполнят свои обязанности, то есть сослужат ему службу. Все без исключения обязаны возвышать самих себя — не только потому, что это способствует развитию личных способностей, но и потому, что такое поведение приносит благо всем, ибо все лю­ди являются частями одной жизни. Таким образом, всякий раз, когда воину удается разгадать некую часть тайны собственного бытия, он одновременно разгадывает и крошечный фрагмент той огромной загадки, что охватывает все живое, частью которо­го воин является. В конечном счете именно это понимается под выражением «составление карты непознанного» — и именно это воин считает своим долгом, а также единственным оправданием того, что его наградили бесценным даром жизни.

Вполне понятно, что, продолжая разработку своей стра­тегии, Шону следует обратиться к третьем постулату. Напом­ним, что этот постулат гласит: воины считают самих себя частью этой загадки — этот факт уже отмечался в разговоре о зеркалах. Однако, помимо этого, в постулате говорится и о том, что воины становятся едиными с ней. Это чрезвычайно важно, поскольку, как уже упоминалось ранее, человек получает надеж­ду на разрешение этой загадки, только погружаясь в нее цели­ком. Причина заключается в том, что, когда дело касается загад­ки бытия, рациональный ум почти не приносит пользы, и пото­му человек должен опираться на чувствительность; с другой стороны, практически невозможно почувствовать нечто, не погрузившись в него. На важность обращения к чувствам указы­вает и тот факт, что при работе с третьим постулатом человек обращается к Югу — как известно из книги «Крик Орла», эта сторона света связана с иррациональным, и потому требует чув­ствования, а не рационального ума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.