Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика стандартизированных и нестандартизированных методов




Основания и критерии классификации психодиагностических процедур

Основные диагностические подходы, методики и тесты. Функции методик и тестов

Методы психодиагностики, их классификация

В психодиагностике выделяют два подхода измерения и распознавания индивидуально-психологических особенностей человека: номотетический и идеографический. Номотетический подход предполагает существование некоторых общих законов, справедливых для всех явлений данной области исследований и требует соотнесения с нормой. Идеографический – основан на уникальности, неповторимости психической организации отдельной личности. Этот подход избегает любых «объективных» (количественных) методик ее исследования и связан с распознаваним индивидуально-психологических особенностей по их описанию и интерпретации.

Эти подходы отличаются по следующим основаниям: 1) понимание объекта измерения; 2) направленность измерения; 3) характер методов измерения.

Под методами психодиагностики понимаются приемы оценки индивидуальных психологических различий и определения с точки зрения нормы состояния психологических переменных, характеризующих конкретную личность или коллектив.

Методика - это конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве у конкретного контингента испытуемых в определенном классе ситуаций для решения определенных задач.

Тест (от английского test - задача, проба) - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью и валидностью.

 

 

Наиболее общими критериями, по которым можно разделить методы практической психодиагностики на отдельные группы, являются:

1) тип применяемых в методике тестовых задач;

2) адресат тестового материала;

3) форма представления тестового материала;

4) характер данных, используемых для психодиагностических выводов;

5) наличие или отсутствие тестовых норм;

6) внутренняя структура метода.

Одна и та же методика может одновременно рассматриваться и квалифицироваться по различным критериям, поэтому может быть отнесена сразу к нескольким классификационным группам. Наиболее часто употребляется подход, при котором все психодиагностические методики делятся на стандартизированные (формализованные) и нестандартизированные (малоформализованные, клинические).

Тесты классифицируются по нескольким основаниям, среди которых наиболее значимыми являются: форма проведения, содержание, характер стимульного материала, характер действий испытуемых по решению тестовых задач. Выбор конкретного теста зависит от цели исследования, квалификации психолога и материально-технической обеспеченности проводимой работы.

К стандартизированным (формализованным) методам относятся тесты, анкеты, опросники, проективные техники и психофизиологические процедуры обследования. Под стандартизированностью методик имеется в виду то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, кончая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

Эту группу методов отличает:

- регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций и способов их предъявления, бланков, предметов или аппаратуры, используемых при обследовании, условий проведения испытания), способов обработки и интерпретации результатов;

- стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов);

- надежность и валидность методик.

Положительными сторонами формализованных методов являются:учет объективных показателей и возможность их перепроверки; меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диагностический процесс; оперативность и экономичность; количественный дифференцированный характер оценки, возможность различать категории обследуемых; возможность компьютеризации процедуры обследования и обработки результатов; возможность проведения группового обследования.

В качестве недостатков отмечаются: жесткая регламентация процесса получения психодиагностической информации; расчленение личности обследуемого на отдельные изолированные показатели; отсутствие доверительной обстановки (при тестировании); опора в основном на количественные показатели; статичность получаемой структуры индивидуальности.

К нестандартизированным (малоформализованным) методамотносятся беседа, наблюдение, анализ продуктов деятельности, биографический метод, интроспекция, эмпатическое слушание. Данные методы позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами, например, переживания, чувства, некоторые личностные особенности. Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста, поскольку зачастую нет стандартов проведения обследования и интерпретации результатов.

Положительными сторонами данных методов выступают: гибкость и вариативность психодиагностической процедуры; возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию; высокая эффективность при изучении изменчивых явлений; стремление к всестороннему описанию личности.

В качестве недостатков отмечаются: субъективизм диагностических суждений; сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога; значительные временные затраты на их проведение; непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 22543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.