Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психодиагностика общих и специальных способностей




Классификация отечественных тестов умственного развития

Понятие социально-психологического норматива

Критериально-ориентированное тестирование

Общая характеристика отечественных тестов умственного развития

Термин «критериально-ориентированное тестирование» (КОРТ) впервые было введен американским исследователем Р. Глейзером. Отличительной особенностью в КОРТе является оценка выполнения теста с точки зрения его соответствия критерию.

КОРТ измеряет, что индивид знает или умеет делать по сравнению с тем, что он должен знать или уметь делать, для того, чтобы успешно решить задачу. Аспекты выполнения учебных заданий, выраженные в терминах знаний, умений, навыков, умственных действий, - это и есть критерий, на который ориентирован тест.

КОРТ конструируется с прицелом на определенную учебную задачу или уровень выполнения. Между ними заранее планируются отношения содержательного соответствия.

В отечественной психологической школе разработка КОРТов обращена к психологическим условиям выполнения учебных заданий и связана с понятием умственного развития. В качестве критерия используется понятие социально-психологического норматива.

 

Социально-психологический норматив (СПН) в общем виде определяется как система требований, которые общество предъявляет к уровню психического и личностного развития каждого из его членов. Содержание СПН, в сущности, является идеальной моделью требований социальной общности к личности. Следовательно, оценка результатов тестирования должна проводиться по степени близости к СПН, который дифференцируется в образовательно-возрастных границах. Такие требования могут быть закреплены в форме правил, предписаний, требований к человеку и включать самые разнообразные аспекты: умственное развитие, нравственное, эстетическое и т.д.

Требования, составляющие содержание СПН, присутствуют в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, собирательном мнении учителей, воспитателей, родителей. Они отражают интеллектуальные, духовно-нравственные приоритеты данного общества. Такие нормативы динамичны, они меняются вместе с развитием общества.

 

 

В отечественной психологической школе сложились три группы тестов умственного развития: 1) направленные на оценку степени сформированности умственных действий детей от 3 до 7 лет (Л.А. Венгер); 2) направленные на выявление задержки и нарушений умственного развития детей (В.И. Лубовский); 3) тесты, опирающиеся на концепцию социально-психологических нормативов (К.М. Гуревич).

Третья группа тестов предназначена для диагностики умственного развития школьников разного возраста. Она включает:

Школьный тест умственного развития (ШТУР) разработан для7-9-х классов. В задания ШТУР включены понятия, подлежащие обязательному усвоению в учебных предметах трех циклов: математического, гуманитарного и естественно-научного. Помимо этого, определяется осведомленность в некоторых понятиях общественно-политического и научно-культурного содержания.

Тест умственного развития АСТУР разработан в целях диагностики умственного развития выпускников средней школы и абитуриентов. При обработке результатов тестирования можно получить не только общий балл, но и индивидуальный тестовый профиль испытуемого, свидетельствующий о приоритетном овладении понятиями и логическими операциями на материале основных циклов учебных дисциплин (общественно-гуманитарного, физико-математического, естественно-научного) и преобладании вербального или образного мышления.

Также разработаны тест умственного развития младших школьников (ТУРМШ) для учащихся 2-4-х классов и тест умственного развития подростков (ТУРП), в которые включены задания невербального характера.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1164; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.