Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты специальных способностей




 

Выделяются четыре большие группы способностей: сенсорные, моторные, технические и профессионализированные (соответствующие той или иной профессии).

Моторные тесты направлены на измерение точности и скорости движений, ловкости пальцев и рук, координации и темпа двигательных реакций и проч. Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов требуется аппаратура или специальные приспособления (доска Сегена), но существуют и бланковые методики (теппинг-тест).

Тесты технических способностей используются при отборе специалистов, где требуется техническое мышление и понимание. Наиболее часто используются: тест технической понятливости Беннетта, Миннесотский сборный технический тест.

Тесты художественных и музыкальных способностей используются для отбора учащихся в художественные и музыкальные школы, а также для прогноза достижений в соответствующих видах деятельности (тест музыкальной одаренности К. Сишора, тест суждений об искусстве Мейера и др.).

Батареи тестов специальных способностей позволяют получать профили тестовых показателей в целях профконсультирования. Такими батареями, получившими мировое признание, стали «Батарея тес­тов дифференциальных способностей» (ДАТ) и «Батарея общих способностей» (ГАТБ), применяемые с США.

Уровень усвоения учебного материала

1. Понимать сущность различий в подходах к психодиагностике интеллекта и умственного развития.

2. Знать основные подходы и методики тестирования интеллекта.

3. Иметь представления о критериально-ориентированном тестировании.

4. Понимать сущность термина «социально-психологический норматив».

5. Знать основные подходы и тесты умственного развития.

6. Понимать сущность подходов к тестированию креативности и творчества.

7. Знать основные методики диагностики креативности.

 

Основные понятия темы

Интеллект. Умственное развитие. Коэффициент интеллектуальности. Структура интеллекта. Вербальный интеллект. Невербальный интеллект. Социальный интеллект. Критериально-ориентированное тестирование. Социально-психологический норматив. Креативность.

 

Содержание самостоятельной работы студентов, рекомендации к ее выполнению, формы отчетности

1. Проработка лекционного материала и учебно-методической литературы по каждому разделу темы. Рекомендуется включать работу со словарями и психодиагностическим справочником.

2. При изучении разделов темы рекомендуется самостоятельное изучение конкретных тестов путем самотестирования. Рекомендуется выписать примеры заданий в тестах интеллекта.

3. Обратить внимание на способы вычисления итогового показателя и его интерпретации.

4. Сравнить содержание тестов интеллекта и умственного развития.

5. Определить различия способов интерпретации тестов креативности. Рекомендуется обратить внимание на теоретическую основу сравниваемых тестов.

6. Выписать из учебника, справочника или сборника тестов примеры заданий в тестах креативности.

7. Выполнить домашнее задание по тестированию или самотестированию креативности.

8. Подготовка докладов и сообщений по теме семинарского занятия.

Семинарское и практическое занятие по теме 6. Психодиагностика интеллекта, умственного развития, способностей

 

План проведения занятия

 

1. Доклад 1. «История подходов к психодиагностике интеллекта и умственного развития».

2. Обсуждение доклада.

3. Доклад 2. «Особенности психодиагностики специальных способностей».

4. Обсуждение доклада, примеры.

5. Практическое исследование креативности.

6. Краткое резюме.

Содержание занятия

Содержание доклада 1. «История подходов к психодиагностике интеллекта и умственного развития» и его обсуждение предполагают:

- расширение лекционного и усвоение прочитанного в учебно-методической литературе материала по разделам 2-3;

- изложение хронологии развития представлений о тестировании интеллекта и умственного развития;

- заострение внимания на роли авторов концепций и тестов в развитии психодиагностики;

- толкование понятий по теме доклада.

 

Содержание доклада 2. «Особенности психодиагностики специальных способностей» и его обсуждение предполагают:

- расширение лекционного и самостоятельно проработанного материала;

- описание критериев и содержания тестов, диагностирующих разные виды специальных способностей;

- обсуждение областей применения тестов специальных способностей;

- рассмотрение преимуществ и недостатков специализированных батарей специальных способностей.

 

Практическое исследование креативности предполагает:.

- рассмотрение результатов домашнего задания по тестированию или самотестированию креативности;

- сравнение индивидуального уровня креативности с результатами тестирования творческих личностных характеристик;

- сравнение полученных данных с результатами наблюдения.

 

Организация занятия

1) Доклады.

2) Обсуждение и краткое конспектирование.

3) Практическое исследование.

4) Обсуждение проблемных вопросов.

5) Подведение итогов.

Вопросы для обсуждения

1. Как развивались представления о тестировании интеллекта и умственного развития?

2. Какова роль авторов концепций и тестов в развитии психодиагностики интеллекта и умственного развития?

3. Как классифицируются тесты специальных способностей и что они измеряют?

4. Для чего предназначены тесты специальных способностей?

5. Какие признаки являются показателями креативности?

6. Как связаны результаты креативности по тесту и показатели творческих личностных характеристик?

7. В чем отличие креативности и творчества?.

 

Выводы:

 

- указываются этапы развития представлений о тестировании интеллекта и умственного развития;

- указывается степень вклада авторов концепций и тестов в развитие психодиагностики;

- называется предназначение и области применения тестов специальных способностей;

- показываются связи креативности и личностных характеристик.

Уровни освоения материала

Студенты должны расширить знания по истории тестирования интеллекта и умственного развития; уметь делать сравнительный анализ различных методик; находить связи между характеристиками по разным видам тестирования.

Контрольные мероприятия (тесты, коллоквиумы, контрольные работы, творческие задания, рефераты)

Не предполагаются.

Оборудование

Интерактивная доска, проектор.

Литература

 

1. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008.

2. Практический интеллект / Р. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. – СПб.: Питер, 2002.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб., 1999.

4. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2004.

5. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.

6. Талызина Н.Ф., Карпов Ю.В. Психодиагностика интеллекта. М.. 1987

7. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.,Академия, 1996.

8. Мотков О.И. Психология самопознания личности: Практическое пособие. – М.: Институт развития личности РАО, 1993.

9. Методы психологической диагностики. Вып. 2. / Под ред. Воронина А.Н. – М.: Институт психологии РАН, 1994.

Лабораторное занятие по теме 6. Психодиагностика интеллекта, умственного развития, способностей

 

План проведения занятия

1. Выполнение «Краткого отборочного» теста интеллекта (КОТ) В. Бузина.

2. Количественный и качественный анализ результатов, выводы.

3. Выполнение «Культурно-свободного» теста на интеллект (CIFT) Р. Кэттелла.

4. Обработка и интерпретация результатов.

5. Исследование творческого воображения.

6. Анализ результатов по каждому параметру, выводы.

7. Сопоставление результатов 3-х методик, общие выводы.

3. Составление письменного отчета по теме занятия.

 

Содержание занятия

 

Выполнить «Краткий отборочный тест интеллекта» (КОТ). Сделать количественный подсчет результатов и определить среднегрупповые нормы выполнения теста. Представить показатель в процентилях. Сделать качественный анализ по отдельным функциям, определить сильные и слабые стороны развития интеллекта.

Выполнить «Культурно-свободный тест на интеллект» (CIFT). Сравнить результаты тестирования с таблицей норм, сделать выводы.

Провести исследование творческого воображения, дать оценку оригинальности и продуктивности, учитывая результаты выполнения задания всей группой.

Сравнить результаты выполнения всех проведенных тестов и сделать вывод о взаимосвязи показателей.

Составить письменный отчет по теме занятия.

 

Организация занятия

 

1.Подготовка к занятию:

· изучить рекомендуемую литературу по теме;

· иметь представление о процедуре тестирования, способе подсчета результатов.

2.В ходе занятия студенты:

· получают бланки с тестами и регистрационные бланки;

· заполняют и обрабатывают опросники;

· составляют таблицу результатов по группе;

· формулируют выводы;

· сопоставляют результаты.

3.Подведение итогов занятия: составление письменного отчета.

Уровни освоения материала

 

Студенты должны получить навыки работы с тестами интеллекта и творческих способностей, а также анализа и сопоставления данных.

Контрольные мероприятия

Письменный отчет по теме занятия.

Оборудование

 

Бланки с тестами, регистрационные бланки, стандартные листы бумаги, ручка, секундомер, калькулятор.

Литература

 

1. Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб.: Питер, 2008.

2. Основы психологии. Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

3. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж:НПО «МОДЕК», 1996.

 

 

Тема 7. Теория и практика психологического исследования личности

План изучения темы

1. Характеристика основных подходов к исследованию личности.

2. Основные этапы обработки результатов диагностики. Интерпретация материала.

3. Типы данных, используемых при составлении личностных опросников.

4. Системный подход к исследованию личности.

5. Универсальные личностные методики.

Психодиагностика личностных черт.

Типологические опросники личности.

Психосемантические методы.

6. Проективные методы исследования личности.

Специфика проективных методов

Классификация проективных методик

 

Опорные конспекты лекций




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2961; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.