Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристики межличностной 2 страница




Следуя такой логике, непосредственным носителем информа­ции выступает культурная форма соответствующего объекта, явления или процесса. Различают культурные формы, для которых семанти­ческая (знаковая) функция является основной: естественные и искус­ственные языки, церемониальное и сигнальное поведение, обряды и ритуалы, художественные образы и др., от форм, для которых знако­вая функция является дополнительной.

Итак, социокультурная коммуникация представляет собой иерархию системы и структуры самих средств коммуницирования: со-

1 См. довольно подробный анализ в: ФиллипсЛ., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод / пер. с англ. Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2004 (англ. изд. - 2002).


1.5. Масса, массовое общество и массовая коммуникация

общение, текст, специализированная культурно-семантическая подси­стема (отрасль знаний или деятельности в ее информационном аспек­те), локальная культурно-семантическая система (этническая культу­ра, национальный язык), глобальная (международная) семантическая система (интернациональный специализированный язык) и пр. Вмес­те с тем социокультурная коммуникация сама по себе является лишь средством осуществления социокультурного взаимодействия субъек­тов и коллективов, чем и определяется ее основная социальная функ­ция.

1.5

Масса,

массовое общество

и массовая коммуникация

Массовая коммуникация представляет собой специфическую форму социокультурной коммуникации: область культуры, состоящая из от­крытых, упорядоченных процессов трансляции социально значимой информации, поддающихся целенаправленному порождению и регу­лированию.

Как уже говорилось, сам термин «массовая коммуникация» воз­никает в конце 30-х годов XX в. для обозначения нового феномена. И хотя до сих пор нет его общепринятого определения (так, Юрген Рюш выделил 40 различных подходов к определению коммуникации), некое единство в понимании самого явления существует, позволяя вы­делять общие характеристики рассматриваемого феномена.

Понятие коммуникации проанализировано в начале главы, об­ратимся теперь к другой его составляющей — «массовой», — фикси­рующей специфический характер создания (производства) информа­ционного содержания и его обращения в современном обществе.

Понятие «массы» появилось в XIX в., когда начинали формиро­ваться представления о «массовом обществе» в рамках противопос­тавления доиндустриальных и капиталистического (индустриально­го) обществ.

.


Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

1.5.1

Масса и массовое общество

Понятие массового общества, как правило, связывают с социальны­ми проблемами, порожденными развитием капитализма, которые от­мечали многие социальные мыслители XIX в. — от А. де Токвиля до К. Маркса. Однако собственно теория массового общества формиру­ется в периоде 1920-х по 1960-е годы по двум основным направлени­ям. Это, во-первых, литературная критика, преимущественно англий­ская, представленная Т.С. Эллиотом и Ф.Р. Ливисом, которые гово­рили об утрате высокого качества литературы и культуры в целом, а также об исчезновении культурной публики; во-вторых, представи­тели Франкфуртской школы, анализировавшие политические аспек­ты массового общества, в рамках которого создаются условия для ма­нипуляции массами со стороны правящих элит. Франкфуртцы, сле­дуя своей генеральной линии, рассматривали аудиторию массовой коммуникации как относительно недифференцированную и легко поддающуюся воздействию информации, получаемой из СМИ.

Согласно концепции массового общества, каковым является и современное, преимущественно западное, общество в целом харак­теризуется следующими чертами: 1) сходными чертами, которыми об­ладает каждый индивид, их недифференцированностью, равенством в смысле отсутствия различий, т.е. отсутствием индивидуальности; 2) рутинным характером труда и отчуждением его результатов от ра­ботника; 3) утратой религией своего влияния, отсутствием глубоких и значимых моральных ценностей и склонностью масс к фанатизму; 4) слабостью «человеческих» связей между людьми и уменьшением значения родственных уз; 5) политической апатией масс, становящих­ся легкой добычей манипулирующих ими диктатур и бюрократий; 6) превращением культуры — искусства, литературы, философии и даже науки — в массовую, т.е. низкопробную (в 1962 г. выдающийся английский писатель Ч. Сноу проанализировал эти процессы в сво­ей, быстро ставшей популярной, книге «Две культуры»1). К настоя­щему времени представления о массовом обществе сохраняется как «фоновое» в социальных науках, будучи вытесненным более актуаль-

1 Сноу Ч. Две культуры / пер. с англ. М.: Прогресс, 1976.


1.5. Масса, массовое общество и массовая коммуникация

пыми понятиями «информационного» и «потребительского» обществ. ()днако понятие «массы» по-прежнему играет весьма значительную роль для изучения социально-массовых процессов в современных об­ществах, «единицей» которого выступает «массовый человек», или «че­ловек массы», со всеми присущими ему негативно-уничижительны­ми характеристиками.

1.5.2

«Толпа» и «масса»

Первой моделью «массы»1 была «толпа», представления о которой формируются в конце XIX в. в психологии. Особенности поведения толпы исследовали итальянец Сципио Зигеле (1868—1913), французы Постав Лебон (1841-1931) и Габриэль Тард (1843-1904). Специфика толпы — в изменении поведения человека: в ней он ведет себя иначе, совершает неожиданные для самого себя поступки, словно утрачива­ет собственную индивидуальность, превращаясь в существо, движи­мое примитивными импульсами — все это позволило говорить о пре­обладании в толпе специфического «массового сознания».

Человек как член «массы», т.е. носитель массового сознания, оказывается значительно более подвержен внешнему воздействию. Это обстоятельство широко используют харизматические лидеры, один из которых писал в «Майн Кампф»: «В массовых собраниях мыш­ление выключено. И я использую это состояние; оно обеспечивает моим речам величайшую степень воздействия, и я отправляю всех на собрание, где они становятся массой, хотят они того или нет. Интел­лектуалы и буржуа также хороши, как и рабочие. Я перемешиваю на­род, я говорю с ним как с массой»2.

В коммуникативистике понятие «массы» употребляется для обо­значения большой группы людей, разнородной по социально-демог-

1 Термин «масса» имеет латинское происхождение (massa — ком, кусок) и
первоначально обозначало тесто, используемое для выпекания хлеба. Понятие
«массовый человек», или «человек массы», связано с названием пьесы немецко­
го драматурга Э. Толлера, опубликованной в 1921 г.

2 Цит. по: Леммерман X. Учебник риторики. М., 1997. С. 207.


Глава I. Коммуникация и ее роль в обществе

рафическим характеристикам (принадлежность к тому или иному со­циальному слою, статус, пол, возраст), но сравнительно однородной по своим вкусам, интересам, а главное — единой в своем влечении к массовой культуре и транслирующим ее масс-медиа, формирующим из них и для них стандарты мышления. Для современных СМИ чис­ленность аудитории имеет решающее значение, поскольку в силу эко­номических причин они находятся в системной зависимости от мас­совости их потребителей.

1.5.3

Массовая коммуникация: содержание понятия

Итак, термин «массовый» означает большой объем, область или сте­пень распространения (людей или, например, производства), а поня­тие «коммуникация» относится к созданию и восприятию смыслово­го сообщения, к передаче и получению сообщений. Так, одно из наи­более часто цитируемых определений, принадлежащих М. Яновицу, гласит: «Массовая коммуникация охватывает институты и технику, с помощью которых специализированные группы используют техноло­гические средства (прессу, радио, кино и т.д.) для распространения на большие, гетерогенные и чрезвычайно рассеянные аудитории»1. Прав­да, это определение несколько сужает рамки процесса передачи ин­формации, трактуя его лишь с позиции отправителя сообщения и оставляя за скобками представления об отклике, участии и взаимо­действии со стороны аудитории, т.е. об обратной связи с ней (feedback). Традиционное объединение под общим названием «масс-медиа» столь разных по характеру и времени появления таких средств ком­муникации, как массовая пресса — газеты и журналы (XVIII—XIX вв.), индустрия кино и звукозаписи (начало XX в.), радио (20-е годы про­шлого века), телевидение (1940-е годы), — и расширение этой унас­ледованной от прошлого лексики на новейшие электронные СМИ вы­полняют полезную описательную функцию: используя этот термин, мы понихмаем, о чем идет речь. Однако в научном плане это понятие

1 Janowitz M. The Study of Mass Communication, in: International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 3. N.Y.: Macmillan and Free Press, 1968. P. 41—53.


1.5. Масса, массовое общество и массовая коммуникация

чересчур неопределенно в силу слишком больших различий между иключаемыми в него столь разнородными феноменами. Используется оно скорее в силу привычки, как удобный способ для обозначения об­ласти исследования. Определения же того, как эта сфера должна изу­чаться, каковы предпосылки, на которых должны базироваться иссле­дования массовой коммуникации до сих пор нет. Все это, конечно, мож­но отнести к трудностям становления науки коммуникативистики.

Именно данным обстоятельством объясняется проявившийся с 40-х годов XX в., т.е. практически с момента внесения этого концепта в научные исследования, терминологический «разнобой». Для обо-значения коллективных действий медиа представители Франкфуртс­кой школы Теодор Адорно (1903—1969) и Макс Хоркхаймер (1895— 1973) в своей знаменитой книге «Диалектика просвещения» (1948) предложили словочетание «индустрия культуры»; француз Луи Аль-тюссер (1918—1990), объединив медиа с семьей, церковью и системой образования, обозначил этот конгломерат как «идеологические осно-вы государственного аппарата»; для американца Чарлза Райта Мил-лса (1916—1962) — это «аппарат культуры». По мнению английского социолога Тони Беннета, в этой терминологической разноголосице отразились «новые подходы к изучению медиа, в рамках которых связь между медиа-процессами и более широкими социальными и полити­ческими отношениями истолковывается на языке, который суще­ственно отличается от языка, воплощенного в подходах более тради­ционной социологии массовых коммуникаций»1.

Процесс массовой коммуникации не есть синоним «масс-медиа» (хотя в обыденном языке распространено именно такое — синоними­ческое употребление понятий). Ныне в коммуникативистике существу­ет разграничение между массовой коммуникацией как процессом соци­ального воздействия mass media (в русском языке масс-медиа, или СМИ) на аудиторию, или эффекты ее воздействия, восприятие сообщений масс-медиа, социальная роль СМИ и ее функции в обществе и т.п., и масс-медиа как организованными технологиями, обеспечивающими тех-ническую возможность массовой коммуникации. Эти технологии ис­пользуются и в личных, частных или организационных целях: те же

1 Bennett Т. Theories of the Media, Theories of Society/ M. Gurevitch et al. (eds.). Culture, Society and the Media. L.: Metuen. P. 32.


Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

медиа, что доносят общедоступные сообщения широкой публике, мо­гут транслировать личные объявления, пропагандистские сообщения, просьбы о милосердии, рекламу и огромное множество другой инфор­мации. Этот момент, как подчеркивает признанный авторитет в совре­менной коммуникативистике Д. МакКуэйл, особенно важен в период конвергенции коммуникационных технологий, когда границы между публичной и частной, широкомасштабной и индивидуальной комму­никационными сетями становятся все менее заметны и значимы1.

В современном обществе массовая коммуникация обеспечива­ет трансляцию той социально значимой информации, которой опе­рируют массы, поскольку она:

1. или возникает в массовой аудитории,

2. или распространяется по массовым каналам,

3. или потребляется массовой аудиторией.

По мнению Д. МакКуэйла, представление о массовом (и гомо­генном) характере аудитории массовой коммуникации, с которым тра­диционно работали исследователи, весьма далеко от реальности, а в результате появления новых технологий и новых способов их приме­нения происходит и увеличение разнообразия технологически опос­редованных коммуникационных взаимосвязей. Трудно не согласить­ся с его утверждением о том, что «массовая коммуникация с самого начала была скорее идеей, чем реальностью. Термин обозначает усло­вия и процесс, которые теоретически возможны, но редко обнаружи­ваются в чистом виде»2, представляя собой то, что Макс Вебер назы­вал «идеальным типом», — понятие, которое подчеркивает ключевые элементы эмпирической реальности. Там же, где массовая коммуни­кация существует в действительности, она, как считает МакКуэйл, оказывается «менее массовой, менее технологически детерминиро­ванной, чем представляется на первый взгляд»3.

Возникает законный вопрос о соотношение понятий «массовая коммуникация» и «массовая информация», поскольку существует неяс­ность в их употреблении, особенно когда говорят о «средствах массовой коммуникации» (СМК) и «средствах массовой информации» (СМИ).

1 McQuail's Mass Communication Theory. 4,h ed. L.: Sage, 2000. P. 11.

2 Ibid.

3 Ibid., 2000. P. 12.


/. 6. «Параметры» массовой коммуникации

Выше было рассмотрено различие между «коммуникацией» и «ин­формацией» как процессом передачи сообщения и его содержа­нием. В случае передачи массовой информации как социальной, ко-торой оперирует масса, или которая рождается в массовой аудитории, пни распространяется по массовым каналам, будучи предназначен­ной «для неограниченного круга лиц», т.е. используя средства массо-вой коммуникации, понятия массовой коммуникации и массовой информации сближаются или даже отождествляются. Правда, в среде коммуникативистов существует еще, по крайней мере, две точки зре­ния. Представители первой относят к СМК также кинематограф и шоу-бизнес, сводя СМИ к прессе, радио и телевидению; вторые от­носят к СМ К технические средства, обеспечивающие межличност­ную коммуникацию, а именно телеграф, телефон, персональный ком­пьютер, модем.

Попытаемся теперь проанализировать основные характеристи-ки и современной массовой коммуникации, используя преобразован­ную для этих целей «цепь Шеннона», в которой ее элементы напол­няются новым содержанием.

«Параметры» массовой коммуникации

('огласно самому общему определению, массовая коммуникация — разновидность социокультурной коммуникации, реализуемой на уров­не общества, процесс, в ходе которого специфически организован­ные институты посредством технических средств производят и пере­дают послания большой и рассеянной в пространстве аудитории.

«Отправитель сообщений». Всегда организованная группа (или медийная структура), являющаяся частью специфического социаль­ного института. Располагая систематической организацией и подчи­няясь нормам социального регулирования процесса производства и распространения информации, характерным для данного общества, эта структура зачастую осуществляет функции, отличные от собствен­но коммуникационных.

«Канал». В процессе массовой коммуникации каналы трансля­ции информации представляют собой сложные технологические си-


Глава I. Коммуникация и ее роль в обществе

стемы структурированного массового производства и распространения сообщений, специфические для каждого вида медийных средств (прес­са, радио, телевидение, Интернет и т.п.).

«Информация». Передаваемые определенным отправителем по определенному технологическому каналу сообщения, являющиеся про­дуктом сложно структурированного массового производства. В совре­менном процессе массовой коммуникации создание «информацион­ного продукта» представляет собой чрезвычайно важную составляю­щую системы в целом. Не случайно с самого начала изучения анализ информации, передаваемой СМИ, являлся одной из главных иссле­довательских проблем, заключающейся в «эффектах» воздействия на аудиторию. Позже, с развитием методов семантического анализа, осо­бое внимание стало уделяться изучению содержания сообщений, и только сравнительно недавно в сферу исследовательских интересов попали проблемы производства сообщений в условиях разветвленной современной медиа-системы.

«Принимающая сторона». В качестве принимающей сообщение стороны выступает анонимный индивид, рассматриваемый обычно как часть группы с присущими ей чертами. Как правило, в процессе массовой коммуникации принимающей стороной является относи­тельно большая аудитория (от auditorium, в основе лат. audire — слы­шать) — это все читатели, слушатели, зрители, т.е. совокупность ре­ципиентов массовой информации, каждый из которых выбирает, при­нимать сообщение или проигнорировать его.

1.6.1

Масса, публика, аудитория

В коммуникативистике встречается, по крайней мере, три термина для обозначения принимающей стороны: масса, публика, аудитория. Понятие массы в интересующем нас ключе в 30-е годы XX в. начал разрабатывать американский психолог Г. Блумер, определяя ее как «элементарную спонтанно возникающую группировку»1. Именно це-

1 BlumerH. The Mass, the Public, and Public Opinion// Reader in Public Opinion and Communication / ed. by B. Berelson, M. Janowitz. N.Y., 1953.


1.6. «Параметры» массовой коммуникации

лям организации и сплочения (мобилизации) масс и подчинена дея-тельность средств массовой коммуникации, сообщения которой дол -жны учитывать реальный уровень сознания ее членов. Существенной характеристикой члена массы, по Блумеру, является постоянная не-заполненность его сознания, своего рода «неизбывная жажда», для уто-ления которой он должен заглянуть в очередную газету, потянуться к несмолкающему радиоприемнику и «постоянно заполняемому мель­тешащей мозаикой всевозможных сообщений телеэкрану»1.

Масса, согласно Блумеру, — это негативно маркированная пас­сивная аудитория, которая без разбора «глотает» любую информацию, не вникая в ее содержание, а лишь для удовлетворения своей «неиз­бывной жажды» нового. В американской коммуникативистике суще­ствует специальный термин — heavy viewers (тяжелые зрители), про­водящие у экрана телевизора по 4—5 (а иногда и более) часов в сутки, смотрят все программы без разбора. Именно они оказываются под наибольшим воздействием основного потока массовой информации, демонстрируя определяющую социальную характеристику, усиленную информационной «всеядностью», — конформизм.

Следующий термин — публика, употреблявшийся в начальный период исследования процессов массовой коммуникации Габриелем Тардом, Чарлзом Кули, Уолтером Липпманом и впоследствии приоб­ретший концептуальное наполнение в работах Гарольда Л ассуэла и Г. Блумера. Позже, уже в 1960-е годы, это понятие как синоним «обще­ственности» разрабатывал Ю. Хабермас, связывая ее возникновение с появлением первого массового средства коммуникации — газет. Публика — это также совокупность индивидов, но в отличие от инди­видов массы, достаточно четко осознающих свои интересы, активно реализующих их, а потому имеющих и способных публично выразить собственное мнение. Здесь, как правило, подразумевается мнение, ко­торое публика выражает, участвуя в политических процессах, прежде всего в процессе выборов, когда та же самая публика выступает под названием «электорат», а результатом выраженного ею совокупного мнения является победа той или иной группы организованных инте-

1 Цит. по: ТеринВ.П. Массовая коммуникация: Исследование опыта Запа-да. М.: МГИМО, 2000. С. 23.


Глава 1. Коммуникация и ее роль в обществе

ресов, т.е. партий. Это есть и общественное мнение, или мнение пуб­лики, носителем которого являются информированные активные граждане. (Такое осознанное мнение следует отличать от получаемо­го в ходе опросов и выдаваемого за «общественное» представителями соответствующих организаций по его изучению.)

Понятия «публика» и «аудитория» нередко сближаются, высту­пая как содержательные синонимы: под аудиторией подразумевается публика, к аудитории относят тех, до кого «доходит» смысл разнооб­разной информации, получаемой из разных источников. Иногда, когда хотят подчеркнуть право на свободу слова в условиях одностороннего потока информации в современных СМИ, употребляют понятие «аудитория» (audience), определяя ее как возможность и право на одну из свобод быть услышанным и воспринятым. Таким образом, эти три термина, используемые в коммуникативистике для обозначения «при­нимающей стороны», довольно существенно различаются по смыслу.

В зависимости от научных подходов и предмета исследования, а также интересов практической деятельности, используются различ­ные понимания аудитории, получающей информацию из СМИ.

В социологии массовой коммуникации аудитория — это публи­ка, т.е. совокупность лиц, воспринимающих информацию в зависи­мости от своих возрастных, социально-демографических (поколение) или культурно-образовательных характеристик.

Для специалистов в области массовой культуры аудитория — масса потребителей этой культуры, распространяемой посредством масс-медиа.

Исследователи коммерческо-рекламных аспектов деятельности СМИ рассматривают аудиторию как рынок сбыта. (Неартикулируемый публично принцип взаимодействия рекламных агентств с масс-медиа гласит: «Мы платим вам деньги, а вы обеспечиваете нам аудиторию».)

Однонаправленность массовой коммуникации

Итак, процесс массовой коммуникации в современном обществе но­сит преимущественно однонаправленный и внеличностный характер,


1.6. «Параметры» массовой коммуникации


Таблица 1





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.