Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. • Оригинал-макет подготовлен 000 «Софит-Принт» Художник обложки М.Л




Том 1

Зав. редакцией А.И. Павлова

Оригинал-макет подготовлен 000 «Софит-Принт» Художник обложки М.Л. Уранова Корректор Т.Я. Кокорева

Лицензия ЛР № 064380 от 04.01.96. Гигиенический сертификат № 77.ЦС.01.952.П.01652.С.98 от 28.08.98. Сдано в набор 25.04.99. Подписано в печать 08.06.99. Формат 60х90/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 19,5. Тираж 200 000 экз. (1-й завод 1—15 000 экз.). Зак.№1770.

«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 117571, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98; тел./факс 932-56-19. E-mail: [email protected] http://www.vlados.ru

Государственное унитарное предприятие

ордена Трудового Красного Знамени полиграфический комбинат Государственного комитета Российской Федерации по печати. 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.

Характерной чертой развития современного общества явля­ется постоянно возрастающий интерес к человеческой индиви­дуальности. Люди хотят знать свои возможности и ограничения, и их внимание привлекают как особенности собственной лично­сти, так и закономерные проявления внутреннего мира окружаю­щих. Человек на пороге третьего тысячелетия ощутил острую по­требность не только в познании самого себя, но и в понимании других. Искусство жить в сложном и динамическом мире конца XX столетия требует от нас умения заглянуть за грань очевидно­го и прикоснуться к глубинам человеческой психики. Именно эту задачу позволяет решить своими средствами психологическое тестирование.

В настоящее время тестирование достаточно широко исполь­зуется в различных сферах общественной практики. Это обстоя­тельство хорошо отражает отчетливо обозначившуюся тенденцию признания ведущей роли человека в любых системах деятельнос­ти. Именно интеллектуальные, эмоциональные и личностные осо­бенности определяют успех или неуспех субъекта в конкретных жизненных ситуациях. Тесты и иные психодиагностические про­цедуры позволяют быстро и довольно точно определить, какими именно качествами обладает данный человек. Полученные таким способом знания дают возможность понять многое из уже слу­чившегося в судьбе индивида, спрогнозировать вероятные буду­щие достижения и успешно обойти многие препятствия на пути к личной цели.

Главная задача психологических тестов состоит в измере­нии различий между людьми или между реакциями одного че­ловека в разных условиях. Считается, что первоначально тес­ты были созданы для выявления умственно отсталых индиви­дов. В итоге они получили распространение в клинике при

дифференцировании типа нервной системы человека, обследова­нии правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими вида­ми расстройств.

Сегодня тестирование прочно вошло в практику работы школьного психолога. Готовность к обучению, уровень сформи­рованное™ различных познавательных процессов и ряд других характеристик развития ребенка определяются уже на подсту­пах к школе — во время приема в первый класс. Выявление ин­теллектуально отсталых и особо одаренных детей, оценка при­чин академической неуспеваемости, проблемы межличностных отношений в классе, профессиональное консультирование уча­щихся — все это лишь несколько примеров из области использо­вания тестов в образовании.

Прием на работу и распределение персонала внутри пред­приятия или организации по рабочим местам — одна из сфер пси­хологического тестирования. Многие виды профессий предпола­гают наличие у человека, овладевающего ими, тех или иных пси­хологических качеств. К сожалению, не все они поддаются раз­витию или коррекции, поэтому и существуют ограничения на за­нятие рядом видов деятельности. Тесты позволяют вовремя об­наружить упомянутые ограничения и тем самым предотвратить лишние затраты на обучение, возможные будущие аварии и веро­ятные личностные проблемы в связи с неудачно выбранной про­фессией. Многие тестовые процедуры выявляют скрытые потен­ции человека, обнаруживая перспективные направления его про­фессионального роста.

Практика психологического консультирования открывает широкое поле для применения тестов. В процессе консультации специалист затрагивает очень многие аспекты жизни человека. Предметом беседы с клиентом могут становиться и его эмоци­ональные состояния, различные стороны межличностных от­ношений и трудности в принятии решений. Все чаще люди об­ращаются к тестам как средству самопознания и изменения своей личности. Это порождает особый класс тестовых проце-

дур: от популярных, нередко шуточных опросников до специфи­чески структурированных проективных методов, затрагивающих глубины человеческой психики.

В каждой из областей общественной практики существуют специфические условия применения психодиагностические зада­чи и методы. Все это предполагает наличие у пользователя опре­деленного объема соответствующих занятий. В настоящее время издано уже несколько фундаментальных руководств по психоди­агностике. По этой причине мы не будем затрагивать данную тему и отсылаем интересующегося читателя к соответствующей лите­ратуре.

Различные методики психодиагностики, в том числе и сугу­бо профессиональные, уже опубликованы большими тиражами. Процесс этот остановить вряд ли возможно. Однако во многих публикациях тексты опросников, тестовые нормы и ключи при­водятся с ошибками. Вследствие этого одной из задач является издание неискаженных текстов опросников и других атрибутов тестового исследования. Именно данные соображения и побуди­ли составителей принять участие в подготовке предлагаемого из­дания.

Ст. препод. каф. психологии СГУ А.А. Карелин

Раздел 1

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ И НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Под мотивом понимается то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. Мотивация занимает веду­щее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения. В роли мотива могут выступать потребности, интере­сы, влечения, эмоции, установки, идеалы. В работах отечествен­ных психологов мотив понимается и как осознанная потребность, и как предмет потребности, и отождествляется с потребностью.

Плодотворным является изучение мотивов в связи с иссле­дованиями структуры человеческой деятельности и сознания. В рассматриваемом подходе мотив определяется как то, что в отра­жаемой человеком реальности побуждает и направляет его дея­тельность. В мотиве конкретизируются, "опредмечиваются" по­требности. Последние не только определяют собой мотив, но из­меняются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. С другой сторо­ны, одновременно происходит развитие способов удовлетворения потребностей. Особенно отчетлива роль мотивов в формирова­нии человеческих потребностей проявляется при возникновении мотивов, которые не встречаются у животных и впервые появля­ются лишь в сообществе людей.

Понимание предметной и социальной природы мотивов че­ловека позволяет подчеркнуть их относительную независимость

от "глубинных" инстинктивных влечений. Человек не марионет­ка в "руках" инстинктов. Удовлетворение любого влечения все­гда опосредовано каким-либо способом, а он как раз и оказывает­ся социально заданным. По этой же причине не столько субъек­тивные эмоциональные переживания определяют сферу мотива­ции, сколько развитие мотивов человеческой деятельности обо­гащает и перестраивает сами эмоции и чувства.

Если под мотивом понимается опредмеченная потребность, т. е. потребность, нашедшая свой предмет, то первичной формой существования мотивов будут вещественные предметы, отвеча­ющие простейшим материальным потребностям человека. В про­цессе развития мотивами становятся также предметы идеальные, выступающие в форме тех или иных побудительных представле­ний или сознательных целей ("мотивы — цели"). Деятельность человека побуждает обычно несколькими мотивами, одни из ко­торых являются основными, ведущими, а другие —подчиненны­ми, иногда выполняющими лишь функцию дополнительной сти­муляции. Ведущие мотивы наряду с функцией побуждения при­дают деятельности, ее объектам и условиям тот или иной субъек­тивный и личностный смысл.

Мотивы могут находиться в разных отношениях между со­бой. Они способны усиливать или ослаблять друг друга, всту­пать во взаимные противоречия и в противоречия с существую­щими возможностями реализации действия. Мотивация как про­цесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и проступков часто представляет собой сложный акт, требующий анализа и оценки альтернатив, выбора и принятия решения. Этот процесс психологически осложняется еще тем, что далеко не все­гда реальные мотивы осознаются человеком актуально. Иначе говоря, при подготовке и выполнении действий часто мотивы обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее дей­ствие уже совершено.

Развитие мотивов находит свое выражение не только в их обогащении, но и в установлении определенной иерархии мо-

тивов — в выделении главных жизненных мотивов личности. Пос­ледние придают смысл различным частым проявлениям челове­ческой активности, они определяют основное направление "по­тока" жизни субъекта в разнообразных и постоянно меняющихся условиях. Именно данное обстоятельство и позволяет определить важнейшую характеристику человека — направленность личнос­ти — через понятие мотива. Направленность личности можно рассматривать как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно не­зависимы от наличных обстоятельств. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, иде­алами, в которых выражается мировоззрение человека.

Направленность личности определяет инициативное пове­дение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей. В содержании направ­ленности можно выделить два основных образования:

1) потребности и их модификации — мотивы, установки, иде­алы, мечты;

2) отношения личности и их модификации — внутренние позиции, убеждения, социальные оценки и ожидания.

Сложность структуры направленности личности определя­ет многообразие форм и способов диагностики этого важнейше­го образования человеческой психики. Используя разные методы важно помнить, что далеко не все потребности и их модифика­ции входят в структуру направленности личности, а лишь те, ко­торые обрели в процессе становления личности характер само­движения, саморазвития. Именно они побуждают и поддержива­ют инициативность, избирательность человеческого поведения, не все отношения личности к окружающей действительности включены в ее направленность, а лишь отношения, связанные с наиболее обобщенными мотивами деятельности индивида.

Совершенно верно подчеркивают авторы руководства по пси­ходиагностике, что в содержании мотива можно выделить нечто

специфическое, индивидуально-неповторимое, определенное кон­кретной уникальной ситуацией, и нечто устойчивое, для которо­го данный конкретный предмет или явление не более чем одна из возможных форм воплощения. Такое устойчивое предметное со­держание характеризует уже не столько сам предмет потребнос­ти, сколько личность, эту потребность испытывающую. Дж. Аткинсон предлагает рассматривать мотивацию как единство лич­ностных детерминант, т.е. устойчивых мотивов личности и ха­рактеристик непосредственной ситуации (т.е. ситуативных детер­минант).

Мотивы обобщения, относительно устойчивым содержани­ем можно назвать "обобщенными мотивами" в отличие от "конк­ретных мотивов", предметное содержание которых узко специ­фично. "Обобщенные мотивы" выступают в роли устойчивых характеристик личности. Они являются динамическими образо­ваниями и при взаимодействии с ситуационными детерминанта­ми актуализируются, т.е. переходят из латентного состояния в актуальное, реально действующее. Активизация мотива создает определенную тенденцию действия — разворачивается мотивационный процесс, направленный на реализацию определенного мотивационного отношения этого мотивационного отношения. В ходе реализации этого мотивационного отношения человек пре­вращает исходную ситуацию в желательную.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 493; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.