Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Список Б (инструментальные ценности)'




Список А {терминальные ценности)'.

Стимульный МАТЕРИАЛ

активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

—жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

— здоровье (физическое и психическое);

— интересная работа;

— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

— любовь (духовная и физическая близость с любимым че­ловеком);

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материаль­ных затруднений);

— наличие хороших и верных друзей;

—общественное призвание (уважение окружающих, коллек­тива, товарищей по работе);

— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

— развитие (работа над собой, постоянное физическое и ду­ховное совершенствование);

—развлечения (приятное, необременительное времяпрепро­вождение, отсутствие обязанностей);

— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях „ и поступках);

— счастливая семейная жизнь;

— счастье других (благосостояние, развитие и совершенство­вание других людей, всего народа, человечества в целом);

— творчество (возможность творческой деятельности);

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внут­ренних противоречий, сомнений).

— аккуратность (чистоплотность), умение содержать в по­рядке вещи, порядок в делах;,

— воспитанность (хорошие манеры);

— высокие запросы (высокие требования к жизни и высо­кие притязания);

— жизнерадостность (чувство юмора);

— исполнительность (дисциплинированность);

— независимость (способность действовать самостоятель­но, решительно);

— непримиримость к недостаткам в себе и других;

— образованность (широта знаний, высокая общая куль­тура);

— ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);

— рационализм (умение здраво и логично мыслить, прини­мать обдуманные, рациональные решения);

— самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

— смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;

— твердая воля (умение настоять на своем, не отступать пе­ред трудностями);

— терпимость (к взглядам и мнениям других, умение про­щать другим их ошибки и заблуждения);

— широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

— честность (правдивость, искренность);

— эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

— чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удоб­ство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимуль-ный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существен­ным ее недостатком является влияние социальной желательнос­ти, возможность неискренности. Поэтому особую роль в дан­ном случае играет мотивация диагностики, добровольный ха­рактер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны из­менения инструкций, которые дают дополнительную диагности­ческую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуе­мого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

1. "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реали­зованы данные ценности в Вашей жизни?"

2. "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали та­ким, каким мечтали?"

3. "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?"

4. "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?"

5. "Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?"

6. "Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?"

7. "Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?"

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить вни­мание на их группировку испытуемым в содержательные бло­ки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конк­ретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональ­ной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценно­сти общения, ценности дела; индивидуалистические и конфор­мистские ценности, альтруистические ценности; ценности са­моутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискрен­ность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возмож­но и групповое тестирование.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ (ориентационная анкета)

Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опублико­ванная Б. Бассом в 1967 г.

Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из ко­торых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует ре­альности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" — О, оставшийся невыбранным — 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности от­дельно.

С помощью методики выявляются следующие направленно­сти:

1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое воз­награждение и удовлетворение безотносительно работы и сотруд­ников, агрессивность в достижении статуса, властность, склон­ность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интро-вертированность.

2. Направленность на общение (О)— стремление при лю­бых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению кон­кретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ори­ентация на социальное одобрение, зависимость от группы, по­требность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на дело (Д)— заинтересованность в ре­шении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для дос­тижения общей цели.

Инструкция: "Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает Вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся Вам рав­ноценными. Тем не менее, мы просим Вас отобрать из них только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает Ва­шему мнению и более всего ценен для Вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой "больше всего".

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, ко­торый дальше всего отстоит от Вашей точки зрения, наименее для Вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой "меньше всего".

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов Вы ис­пользуете две буквы, которые и запишите в соответствующие стол­бцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариан­тов ответа нет "хороших" или "плохих", поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является "правильным" или "лучшим"

для Вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли Вы за­писываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае, если Вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.