Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест Роршаха




Порядок обработки экспериментального материала

Процедура ЭКСПЕРИМЕНТА

До начала испытуемый не должен быть осведомлен ни о си­стеме показателей, ни о критериях оценки теста. Карточки теста предъявляют испытуемому в последовательности, отраженной номером отдельной карточки. Испытуемому дается инструкция, состоящая из 5 частей:

1) "что Вы видите на этой картинке?"; "опишите ситуацию";

2) "что, по Вашему мнению, способствовало возникновению ситуации?"; "что ей предшествовало?";

3) "что, по Вашему мнению, произойдет дальше?";

4) "какие мысли у людей, изображенных на картинке?";

5) "какие чувства испытывают действующие лица?"

Все ответы регистрируются в первоначальный протокол (без оценок) и по возможности дословно (запись на чистом листе бу­маги).

1. Все суждения, ответы и описания, записанные в первич­ном протоколе, анализируются с целью распределения их по со­ответствующим рубрикам вторичного (стандартного) протокола (см. Приложения 1, 2, 3).

2. При обработке конкретные ответы испытуемого соотно­сятся с пояснениями, данными в тесте.

3. Из общего числа ответов и из их соотношений (совпаде­ние, противоречие) выводится "структура проекции".

4. На основании прямого большинства ответов какой-либо категории устанавливается конкретная психологическая тенден­ция личности.

5. Составляется общее заключение о личности. Оно должно содержать суждение о среде, в которой в основном ориентирует­ся личность, данные о содержании сознания, позиции, данные о динамическом строе личности, об эмоциональной и волевой сфе­ре, способах действия, заключения об отдельных качествах лич­ности и ее направленности.

Основное внимание экспериментатора при обработке теста должно быть обращено на обоснование окончательного заключе­ния, на его доказательную сторону.

Приложение 1 ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА (ТИП 1)

Формальные характеристики

№ картины   Латентный период от начала предъяв­ления до начала рассказа   Общее время расска­за   Кол-во пауз свыше 30 мин.   Кол-во деталей   Кол-во ошибок   Кол-во отступ лений от сю­жета  
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28                        

 

Приложение 2 ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА (ТИП 2)

Характеристики по содержанию

№ кар­тины   "Уходы" а,б, в, г   Соли­дари­зация   Кон­флик­ты   Эмоц. фон   Позиция  
дей­ствен­ная   стра­датель­ная   созер­ца­тельная   агрес­сивная  
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28                                  

 

Приложение 3

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА (ТИП 3) Показатели выполнения инструкции

№ кар­тины   Момент   Исток   Прогноз (кол-во ис­ходов: благоприятных, неблагоприятных)   Эмоции   Мысли  
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28                   -  

 

Тест Роршаха принадлежит к числу проективных тестов. Он используется для диагностики отдельных психических свойств и качеств личности. Выяснение таких свойств и сторон личности по тесту Роршаха основано на анализе простейших продуктов творчества, в которых отражаются (проецируются) некоторые индивидуальные особенности личности.

В качестве объективной основы для выявления конкретных личностных качеств Роршах использует сферу перцепции. На ма­териале индивидуального построения образа он разрабатывает свою систему диагностики личности. Исследователь считает, что за индивидуальными особенностями конструирования представ­лений стоят отдельные личностные свойства и качества. По его мнению, сведения об отдельных качествах дает и избирательность в восприятии, и способ последующей интеграции избранных эле­ментов в тот или иной образ, и содержание самого образа.

Инструментом теста является набор из 10 карточек с сим­метричными пятнами разных цветов неопределенной формы. При предъявлении каждого пятна испытуемому предлагается ответить на вопрос: "Что это такое и на что это похоже?"

Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне (или группе пятен) какой-то определен­ный предмет, образ или картину, которые в дальнейшем рассмат­риваются как проекции отдельных качеств его личности.

Предполагается, что в создании такого образа или развер­нутой картины участвует ряд психических актов и тех психи­ческих особенностей человека, которые несут на себе наибо­лее яркую печать индивидуальности. В первую очередь это из­бирательность восприятия, особенности протекания ассоциа­тивных процессов и особенности установки. Так, М.Рапопорт

считает, что с момента предъявления пятна и до создания образа возникает связанная цепь процессов. Прежде всего сама неопре­деленность пятна дает толчок к ассоциациям, которые лишь час­тично осознаются. Возникшие смутные ассоциации объединяют­ся в сложные образы. Наконец, определившийся образ дает новое направление ассоциациям, в результате чего создаются закончен­ные, логические обоснованные картины.

Это основная схема теста Роршаха, которая отличает его от других проективных тестов по системе и структуре в проекции. По характеру же проекции, по ее типу тест Роршаха считается самым чистым тестом, независимым от внешних влияний. Пред­полагается, что неопределенность и бесформенность пятна (не­конструированный раздражитель) исключает внешнюю объек­тивную направленность ассоциаций, проводящих к созданию образа — картины. Поэтому особенности проекций по тесту Роршаха относятся исключительно за счет субъективных фак­торов. Именно ради сохранения чистоты показателей при прове­дении опыта по тесту Роршаха экспериментатору категорически запрещается задавать наводящие или дополнительные вопросы, а также выражать наводящие или дополнительные вопросы, а так­же выражать свое отношение к только что высказанному сужде­нию испытуемого.

В связи с этим в отличие, например, от ТАТ, где личность диагностируется на основе реакции на достаточно определенные раздражители (ситуативные картинки), тест Роршаха дает боль­шой простор для независимого продуцирования и свободной про­екции личности.

Тест Роршаха служит одним из лучших индикаторов тех свойств личности, которые проявляются в синтетической деятель­ности в условиях ненаправленного ассоциирования.

Материал, получаемый по тесту Роршаха, оценивается пос­ледовательно двумя типами оценок (характеристик): оценкой формальной и оценкой по содержанию. Формальные оценки основаны на анализе особенностей организации восприятия,

оценки по содержанию — на анализе материала конкретных

ассоциаций.

Принцип раздельных оценок играет существенную роль при диагностике личности, поскольку за каждый из них стоит различ­ный механизм, формирующий ответ. Поэтому один и тот же ответ должен последовательно оценен и с формальной, и с содержа­тельной стороны.

По формальным оценкам ответы испытуемых отражают одну из следующих особенностей организации восприятия:

а) особенности оперирования и ориентировки в простран­стве (в одном случае для построения образа берется все пятно в целом, в другом — только его часть);

б) избирательность реакций (например, исключительно силь­ная реакция на цвет или преимущественно на цвет);

в) очередность реакции (например, реакция, состоящая из ряда категорий, всегда начинается с формы);

г) статичность или динамичность или неподвижны, или в картинах усматривается движение).

Оценки по содержанию входят в одну из четырех катего­рий — люди, животные, предметы и фантастические образы — и свидетельствуют о тех особенностях ассоциативного процесса, в результате проявления которых на основе действия превалиру­ющих представлений и понятий складывается один из типичных образов. Отдельные связи между категориями ответов и их диаг­ностическими значениями (по формальным оценкам и оценкам по содержанию) сведены в приведенные ниже таблицы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.