Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции




Ответы на ситуации

ОБРАЗЕЦ ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка ответов испытуемого Таблица профилей

    OD   ED   ND           OD   ED   NP   S   %   станд  
             
              Е                          
              I            
             
              М                          
              сумма                          
             
                  %                          
              станд.                    
             
                  Образцы Е = =% EI = =% ЕЕ = = % II = =% MI = = %   Тенденции 1. 2. 3. 4. 5.  
             
             
             
             
             
             
             
                  Общий образец поведения:  
             
             
             
             
             

 

Таблица для пересчета в проценты

0,5 = 2,1   8,5 = 35,4   16,5 = 68,7  
1,0 = 4,2   9,0 = 37,5   17,0 = 70,8  
1,5 = 6,2   9,5 = 39,5   17,5 = 72,9  
2,0 = 8,3   10,0 = 41,6   18,0 = 75,0  
2,5 = 10,4   10,5 = 43,7   18,5 = 77,1  
3,0 = 12,5   11,0 = 45,8   19,0 = 79,2  
3,5 = 14,6   11,5 = 47,9   19,5 = 81,3  
4,0 = 16,6   12,0 = 50,0   20,0 = 83,3  
4,5 s 18,7   12,'' = 52,1   20,5 = 85,4  
5,0 = 20,8   13,0 = 54,2   21,0 = 87,5  
5,5 = 22,9   13,5 = 56,2   21,5 = 88,6  
6,0 = 25,0   14,0 = 58,3   22,0 =91,6  
6,5 = 27,0   14,5 = 60,4   22,5 = 93,7  
7,0 = 29,1   15,0 = 62,5   23,0 = 95,8  
7,5 = 31,2   15,5 = 64,5   23,5 = 97,9  
8,0 = 33,3   16,0 = 66,6   24,0= 100  

 

Интерпретация  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

Продолжение приложения 2

Оценка ответов испытуемого Таблица профилей

    OD   ED   ND           OD   ED   NP   S   %   станд    
  Е'            
  Е1/       i/   E   4,5   6,0   2,0   12,5   52,1      
          e   I     1,5 4,5 6,0      
      М/   i/    
          i   M   1,5   2,5   1,5   5,5   22,9      
  М'           сумма   6,0   10,0   8,0              
      Е        
      Е       %   25,0   41,6   33,3                
          e/m   станд                      
      Е        
      М           C – E Образцы E = = % I = = % E+I = = % I-I = = % M+I= = %    
          i/m    
      Е        
      М/   m/    
' 15   Е'            
      I/   i/    
          i    
  Е'/       e/    
      I       Полный образец E>(E'=i) >M>c>M'-I=m) / / / /0,5/0,5 CGR=70,8 %     //0,5 У/о  
      Е   e  
  Е'/          
      Е      
             
             

 

0,5 = 2,1   8,5 = 35,4   16,5 = 68,7  
1,0 = 4,2   9,0 = 37,5   17,0 = 70,8  
1,5 = 6,2   9,5 = 39,5   17,5 = 72,9  
2,0 = 8,3   10,0 = 41,6   18,0 = 75 0  
2,5 = 10,4   10,5 = 43,7   18,5 = 77,1  
3,0 = 12,5   11,0 = 45,8   19,0 = 79,2  
3,5 = 14,6   11,5 = 47,9   19,5 = 8 1,3  
4,0 = 16,6   12,0 = 50,0   20,0 = 83,3  
4,5 = 18,7   12,5 = 52,1   20,5 = 85,4  
5,0 = 20,8   13,0 = 54,2   21,0 = 875  
5,5 = 22,9   13,5 = 56,2   21,5 = 88,6  
6,0 = 25,0   14,0 = 58,3   22,0 = 91,6  
6,5 = 27,0   14,5 = 60,4   22,5 = 93,7  
7,0 = 29 1   15,0 = 62,5   23,0 = 95,8  
7,5 = 31,2   15,5 = 64,5   23,5 = 97,9  
8,0 = 33,3   16,0 = 66,6   24,0== 100  

 

Приложение 3

1. Боже! Что это?

2. Жаль, очень жаль... Я постараюсь купить такую же.

3. Я попрошу даму немного отклониться в сторону.

4. Я вижу, как ты огорчена. Ничего не поделаешь, уеду на другом...

5. Давайте посмотрим еще раз.

6. Ничего страшного!

7. Нет.

8. Почему же? Пойду.

9. Когда можете отдать в следующий раз?

10. Никогда не знал и думаю, что не узнаю.

11. Ладно... Прощаю.

12. Завтра поменяемся...

13. Вы не цените время посетителей!

14. Может, что случилось? Подождем еще!

15. Очень жаль... Так хотелось увидеться!

16. Извините, я помогу с ремонтом...

17. Соседи дома... Я залезу через балкон...

18. Жаль... А может Вы еще посмотрите?

19. Извините, задумался...

20. А почему она должна приглашать?

21. Очень жаль, я сожалею... В какой больнице она лежит?

22. Нет, слава Богу.

Ф.И.О. _____________________________________________

Окончание приложения 3

1,5—3,0 15 1

Е' = ————— =— — = ——100 % = —33 %

4,5 45 3

3—3

Е = ——— = 0

 
 

6

 
 

­­




1. CGR подсчитывается сравнением ответов с ключом CGR (по Тарабриной), затем число совпадений удваивается и полученное переводится в проценты по таблице.

2. Тенденции считаются так:

a) подсчитывается встречаемость символов (Е, М и т.д.) до 13 пункта(ситуации);

b) затем после пункта 13;

c) от первого числа отнимается второе и частное делится на их сумму,

d) затем числовые значения переводят в проценты по таблице.

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ "ДЕЛОВЫЕ СИТУАЦИИ"

Тест является модификацией ассоциативно-рисуночного те­ста С. Розенцвейга, предложенной Н.Г. Хитровой. Автор создала типологию реакций на фрустрацию, которая положена в основу оценки эмоционального поведения личности в напряженных ус­ловиях, в ситуации принятия решения.

Комплексное изучение психологических свойств личности, относящихся к регуляции социального поведения человека в про­цессе труда, требует оценки его поведения в ситуации принятия решения. Об этом свидетельствуют экспериментальные исследо­вания деятельности инженеров, в первую очередь — руководите­лей.

Изучение эталонных моделей инженеров различных статус­ных групп, диагностика их творческой активности потребовали ввести наряду с применением тестовых методик, диагностирую­щих социально-психологические способности, личностные харак­теристики, а также групповую оценку личности и тест "Деловые ситуации".

В методике содержание рисунков изменено таким образом, что фрустрационные реакции в большей степени опосредованы социальным контекстом и личность инженера исследуется, глав­ным образом, в условиях трудовой деятельности, в том числе уп­равленческой.

Тестовый материал состоит из 20 рисунков, изображающих конфликтные ситуации, встречающиеся в производственных ус­ловиях. На каждом рисунке один из персонажей произносит сло­ва, затрудняющие деятельность и фрустрирующие собеседника. Задача испытуемого — сформулировать ответ, адекватный, с его точки зрения, конфликтной ситуации.

Процедура эксперимента следующая: испытуемым вру­чается брошюра с рисунками и лист для ответов. Эксперимен-

татор просит в листе для ответов указать фамилию, имя и другие необходимые данные испытуемого, затем излагает содержание ин­струкции.

Инструкция: "В брошюре имеется 20 рисунков, на каж­дом из которых изображены два говорящих человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Представь­те себе, что будет отвечать другой человек в этой ситуации. За­пишите самый первый ответ, который придет Вам на ум, на ли­стке ответов под соответствующим номером. Работайте как мож­но быстрее".

Если у испытуемых нет вопросов по проведению экспери­мента, им предлагается приступить к выполнению задания.

Порядок обработки результатов эксперимента аналогичен анализу ответов во фрустрационно-рисуночном тесте С. Розенцвейга: с помощью "специального ключа" ответы испытуемых, данные в произвольной форме, классифицируются эксперимен­татором согласно авторской типологии. Индивидуальные оцен­ки протоколируются и суммируются, в окончательном виде представляя тип и направление эмоциональных реакций испы­туемого.

Комплекс реакций испытуемых препятственно-доминантного типа (OD), когда внимание отвечающего сосредоточено на самом препятствии включает в себя:

1) Е' (подчеркивание наличия препятствия, отказ от реше­ния проблемы) — связан с высокой самокритичностью и требо­вательностью к себе и своим действиям у специалистов высокого статуса; рядовые инженеры, придерживающиеся этой поведен­ческой тактики, характеризуются коллегами как безынициатив­ные, неэнергичные, с низкой коммуникативностью, не склонные самостоятельно решать задачу;

2) Г (фрустрирующая ситуация интерпретируется лично­стью как своего рода благо; либо отвечающий объясняет сте­пень своего затруднения расстройством из-за вовлечения в си­туацию третьих лиц) — специалисты, предпочитающие этот

способ решения ситуации, воспринимаются как оперативные ра­ботники, обладающие критичностью ума и умеющие видеть но­визну проблемы, но симпатии экспертов не на их стороне;

3) М' (минусы фрустрирующей ситуации не замечаются, вплоть до полного отрицания ее существования) — такого рода примиренческая позиция приписывается коллегами безынициа­тивным руководителям, обладающим массой организаторских не­достатков, например, неумением увлечь людей, создать трудовую атмосферу и т.п. Организаторская пассивность может быть след­ствием высокого профессионализма работника, предрасположен­ности к индивидуальной творческой деятельности; по личност­ным показателям это могут быть люди, погруженные в себя, са­модостаточные и независимые, либо те, которые не предприни­мают усилий для выполнения групповых требований, подвержен­ные чувствам.

Комплекс реакций самозащитного типа (ED), когда актив­ность отвечающего направлена на защиту собственной личности,

включает в себя:

1) Е (враждебность, порицание, саркастические выпады, на­правленные против кого-либо в окружении) — реакции такого рода свойственны людям самоуверенным, реалистически настроенным, обладающим невысокой чувствительностью по отношению к ок­ружающим; перечисленные характеристики, очевидно, создают предпосылки для реализации таких деловых качеств, как способ­ность внедрять новое, болеть за производство, рационально под­ходить к решению задачи;

2) Е (отрицание собственной вины, ответственности за со­вершенный проступок) — этот показатель, по мнению экспертов, связан с неумением руководителя работать с кадрами, правильно поощрять и наказывать, что, в свою очередь, вызывает антипатии окружающих. За подобными поведенческими проявлениями сто­ят такие личностные характеристики, как самостоятельность и независимость в принятии решений, нежелание считаться с мне­нием других, консерватизм;

3) I (принятие на себя вины за случившееся). Поступать та­ким образом предпочитают доверчивые, уступчивые, заботящие­ся о других, доброжелательные, склонные "уступать дорогу дру­гим", а также застенчивые, конформные, нередко берущие вину на себя; по мнению окружающих, это люди самокритичные, от­ветственные, но с несколько сниженным творческим и рациональ­ным потенциалом в решении задачи;

4) I (субъект, допуская свою вину, отрицает ответственность, ссылаясь на смягчающие обстоятельства) — подобной тактики придерживаются специалисты с доминирующей узко-производ­ственной направленностью, умеющие ориентироваться в работе, но со сниженными административно-организаторскими умения­ми, несмотря на высокие коммуникативные качества;

5) М (ответственность за кого-либо, вовлеченного во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, ситуация рассмат­ривается как неизбежная) — толерантное поведение в затрудни­тельной обстановке связано с такими личностными характерис­тиками, как независимость в суждениях и поведении, богатым во­ображением и творческим подходом к решению задач, а также с большим словарным запасом и высоким уровнем культуры спе­циалиста.

Комплекс реакций испытуемых разрешающего типа (NP), когда активность субъекта направлена на поиск конкретного вы­хода из затруднительной ситуации, включает в себя:

1) е (требование, ожидание от кого-либо разрешения фрустрирующей ситуации) — такой путь решения конфликта отличает людей деятельных, склонных к социальным контактам, активных, имеющих предрасположенность к эмоциональному лидерству;

эксперты отмечают их оперативность, авторитетность в коллек­тиве, инициативность;

2) i (субъект берется сам решить фрустрирующую про­блему) — этот фактор связан с высокой эмоциональной ста­бильностью личности и свидетельствует о развитом чувстве долга, повышенной ответственности, но высокий процент ре-

акций такого рода связан с несколько сниженными экспертными оценками, недостатком организационных умений, например, уме­нием правильно распределять работу, отсутствием индивидуаль­ного подхода к людям;

3) m (выражается надежда, что время, естественный ход со­бытий разрешат проблему) — этой тактики придерживаются ин­женеры с развитыми административно-организаторскими умени­ями, особенно умением правильно распределять работу, справед­ливо поощрять и наказывать; их также отличает гармоничное со­четание таких личностных черт, как упорство, ответственность, обязательность с одной стороны, и конформность, внимание к мнению и интересам других — с другой.

Методика "Деловые ситуации" является инструментом, на­правленным на изучение предпосылок к осуществлению управ­ленческой деятельности, демонстрирующим индивидуальную комбинацию приемов, позволяющих решать напряженные конф­ликтные ситуации. Но без знания индивидуальных характерис­тик личности, а также интеллектуального потенциала инженера, нельзя адекватно оценить его управленческую деятельность и дать справедливый прогноз его возможностей. Данная методика име­ет прогностическую силу при определении административно-уп­равленческих особенностей рядовых и ведущих инженеров, дает дополнительную информацию при выдвижении в резерв, а также служит полезным инструментом для определения уровня управ­ленческой деятельности руководителя.

Методика может быть использована для индивидуальной работы, а также в условиях группового эксперимента при од­новременном участии 20-25 испытуемых. Индивидуальная форма проведения эксперимента дает большую информацию исследователю, так как есть возможность выяснить эмоцио­нальную окраску ответа, уточнить некоторые особенности ре­агирования на фрустрационную обстановку. Не исключена воз­можность получения устных ответов с последующим их фик­сированием психологом-экспериментатором. Инструкция пре-

дусматривает ограничение времени при выполнении теста с це­лью выявления непосредственной реакции, специфической для индивида. В среднем время выполнения теста — 25 минут.

В процессе работы с методикой создана таблица "стандарт­ных ответов", т.е. наиболее часто встречающихся на определен­ную ситуацию (от 40%). Для этого использованы результаты вы­борки из 120 инженеров КБ г. Красногорска (поровну мужчин и женщин); каждая подвыборка содержала по 20 представителей различного должностного статуса: от рядовых до руководителей. Были подсчитаны частоты выделенных факторов, которыми оце­ниваются ответы испытуемых на каждую ситуацию теста. Далее подсчеты велись исходя из соображений равновероятности выбо­ра с использованием формулы биноминального распределения. Статистически значимые (на 0,01% уровне) вероятности появ­ления счетных факторов определили характерные для конкрет­ной ситуации ответы. Полученная таким образом таблица "стандартных ответов" служит для подсчета индивидуального коэф­фициента групповой адаптивности (КГА), который, по мнению С. Розенцвейга, является показателем фрустрированности субъекта. Н.Г. Хитрова считает, что КГА служит показателем ком­муникативных свойств личности, навыков эмоционального реа­гирования.

Валидность теста "Деловые ситуации" определялась путем сопоставления его результатов, полученных на выборке из 40 ру­ководителей одного из предприятий г. Вильнюса, с результатами проведения фрустрационно-рисуночного теста С. Розенцвейга на той же выборке. Корреляционный анализ выявил связи между идентичными факторами методик, причем наиболее тесные свя­зи обнаружены между показателями по факторам: е, Е, I. Это сви­детельствует, что методика "Деловые ситуации" выявляет те же признаки, что и положенный в ее основу метод рисуночных ассо­циаций.

Валидность теста "Деловые ситуации" доказывается так­же сопоставлением его результатов с данными групповой оцен-

ки личности, отражающей мнение коллектива. Работа проведена на выборке из 111 инженеров одного из КБ г. Красноярска. Резуль­таты статистической обработки содержатся в таблицах.

Описание смыслового содержания символов, используемых при оценке ответов в тесте "Деловые ситуации"

    OD препятственно-доминант-ный тип реакции (с фикса­цией на препятствии)   ED самозащитный тип реак­ции (с фиксацией на защи­те собственной личности)   NP разрешающий тип реакции (с фиксацией на разреше­нии ситуации)  
Е   Е' — В ответе подчеркива­ется чувство фрустриро­ванности, активность ин­дивида направлена на "пе­реживание" информации о препятствии. Пример:: "Жаль", "Вот так неудача".   Е — В ответе выражаете; порицание, враждебность против кого-либо в окружении, обвинения, упреки саркастические атаки. Пример:: "Пошел к черту!" "Мы из-за Вас сорвем cpoк сдачи...". Е— Испытуемый активно отрицает вину за совершенный проступок. Пример:: "Я никогда не обещаю того, чего сделать не смогу".   е — В ответе требуется ожидается или явно подразумеваетcя разрешить эту ситуацию. Пример:: "Это Вам надо раз решить этот вопрос".  
I   I' — Фрустрирующая ситу­ация интерпретируется как благоприятно-выгоодно-по­лезная, как приносящая удовлетворение или заслу­живающая наказания. Пример:: "Блестящее совпа­дение. У меня тоже нет вре­мени". В ситуациях "обвинения" оцениваются ответы, где выражается смущение или сожаление отвечающего по поводу того, что он послу­жил причиной неприятнос­ти. Пример:: "Надеюсь, Вы на меня не сердитесь".   I — Агрессия в форме осуждения, порицания или самоумаления направлена на себя. Пример:: "Простите ради Бога", "Я действительно виноват в случившемся". I — Субъект, признавая свою вину, отрицает ответ­ственность, призывая на помощь смягчающие об­стоятельства. Пример:: "Да, но я же не хотел...".   i — Субъект сам берется разрешить фрустрационную проблему. Пример:: "Я беру ответственность за исправление этой ситуации на себя".  
М   М' — Трудности фрустрирующей ситуацию не заме­чаются или сводятся к полному ее отрицанию Пример:: "Ничего страш­ного, я ее уже прочитал"   М — Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, све­дена до минимума, осужде­ние избегается Пример: "Ничего, на ошиб­ках учатся"   m — В ответе выражается надежда, что время, надеж­ный ход событий разрешат проблему, просто надо не­много подождать, или же, что взаимопонимание и взаимоуступчивость устра­нят фрустрирующую ситу­ацию Пример: "Давайте спокой­но поговорим, подумаем"  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.