Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александр Асмолов 24 страница




Как показывают наши предварительные наблюдения, эти кризисы зрелости не столь резки, как, скажем, психо­логический кризис отрочества, не столь строго привязаны к определенным возрастным рамкам. Они чаще протекают более сглажено, а порой могут вовсе отсутствовать в той

298 Раздел IK Деятельность. Познание. Личность

или иной конкретной жмзни, но самая тенденция к возник­новению в определенные периоды специфических трудно* стей развития личности представляется несомненной. 1 Аномальное, дисгармоничное развитие личности или, напротив, нормальное, гармоничное отличаются друг от друга не тем, что в первом случае наличествуют противо­речия, а во втором отсутствуют. И в том и в другом случае движущей силой остаются противоречия. Однако в пер­вом случае эти противоречия, например противоречия между операционально-технической и мотивационной сторонами деятельности, становятся так или иначе «зло­качественными», переходят во внутренние конфликты, разрешаются неадекватными способами или, напротив, маскируются, выражаются в тех или иных формах «психологической защиты». Это ведет лишь к усугубле-.t нию возникшей дисгармонии.

1 Во втором случае противоречия выступают в качествен­но отличных формах (Анцыферова, 1978; Зейгарник, 1979). Они выступают как достаточно осознанные, ясно пред­ставляемые в связи с прошлым и будущим субъекта^ со­отнесенные с общими смыслообразующкми устремлени­ями человека, его нравственными идеалами, т,е. как находящиеся в конечном итоге б гармонии со всем ходом развития данного человека.

В настоящее время начаты исследования смысловых образований зрелой личности по ряду направлений {Бра-тусъ7 1974, 1977 а, б; Зейгарнык, 1971, 1976, 1979; Зейгар-пику Николаева, 1977; Коченов, Николаева, 1978), В исследованиях Б,В.Зейгарник, Б.С.Братуся, Н.И.Евсико-вой и др. выявляются и изучаются такие механизмы раз­вития личности, как взаимодействие «реальных» и «идеальных* целей, сдвиг мотива на цель и т.п., условия их нормального и отклоняющегося функционирования (К.Г.Сурнов, Е.НХолубева). Исследуется роль сознания в регуляции ведущих видов деятельности, влияние особенно­стей «внутренней картины мира» на изменение смысло­вых образований (В,В.Николаева)> общие закономерности аномального развития личности (Б.В.Зейгариик), влия­ние различных видов общения на формирование смысло-

Перспективы исслежовлния смысловых образований.«. 299

вых образований личности, проблема периодизации раз­вития личности (Моргун^ 1976), -.

Объектами изучения в соответствии с названными зада­чами выбраны как разнообразные феномены нормального развития личности, так и некоторые достаточно распрост­раненные варианты искривления развития (невротичес­кие отклонения, асоциальное поведение, искажение самовосприятия, пьянство и др. — Брату сь, 1974), Пред­полагаемым результатом исследований этого направления и будет выявление закономерностей формирования лич­ности на самых разных этапах жизненного пути. Помимо теоретических данных, итогом исследования будет целый ряд практических рекомендаций и разработка конкрет­ных способов их осуществления в области воспитания, а также коррекции тех отклонений, которые могут препят­ствовать эффективному и полному развитию личности.

Исследования «большой» динамики смысловых образова­ний непосредственно смыкаются с анализом их «малой» ди­намики. Под «малой» динамикой развития смысловых образований понимаются процессы порождения и транс­формации смысловых образований в ходе движения той или иной особенной деятельности. Единицами, характе­ризующими движение деятельности и лежащими в основе ее саморазвития, являются надситуативная активность (тенденция субъекта действовать над порогом внешней и внутренней ситуативной необходимости) и установка, понимаемая как стабилизатор движения деятельности (Асмолов, Петровский В.А., 1978; Асмолов, 1979; Петровс­кий В А., 1975, 1977). Постоянная борьба между надситуа-тивной активностью, инициирующей переход к новой деятельности, и установкой, стремящейся удержать дея­тельность в наперед заданных границах, представляет со­бой источник развития особенной деятельности, В ходе этой борьбы между надситуативной активностью и смысловой установкой складываются определенные взаимоотноше­ния: надситуативная активность, преодолевающая смыс­ловые установки исходного уровня деятельности, сама выступает основой возникновения новых смысловых уста­новок, которые, в свою очередь, обусловливают возник-

300 Раздел /К Деятельность. Познание. Личность

новение новых проявлений надситуативной активности, и тем самым возникает спираль смыслообразования.

Другая задача* встающая при исследовании смысло­вых образований, носит методический характер. Она на­целена на разработку конкретных методов, отвечающих принципу деятельностного опосредования и позволяющих диагностировать и преобразовывать смысловые образо­вания личности.

Смысловые образования личности феноменально выс­тупают в виде детерминант закономерного движения лич­ности и кажущихся случайными, немотивированными отклонений в ходе осуществления ситуативно-заданной

деятельности.

Как показывают некоторые данные, подобные откло­нения могут выступать как в макроформах (например, феномен Ленина — см. Петровский В.А., 1975, феномен бескорыстного риска и т.д.), так и в микроформах (об­молвки, ослышки, ошибки восприятия), объяснение кото­рых недостаточной сформированностью интеллектуальных функций явно противоречит фактам. Общая черта, объе­диняющая эти две формы отклонений, состоит в том, что они появляются тогда, когда поведением личности руководят какие-то скрытые от исследователя мотивы. Однако за макропроявлениями и микропроявлениями смысловых образований личности стоят различные механизмы развития деятельности субъекта, В случае мак­ропроявлений эти отклонения детерминируются надситуа­тивной активностью личности и> следовательно, свиде­тельствуют о зарождении нового вида деятельности, В случае же микропроявлений вроде описок, обмолвок и т.д., т.е. различных сбоев в нормальном протекании деятельнос­ти, эти отклонения определяются смысловыми установ­ками и, следовательно, приоткрывают мотивы исходной деятельности.

Одним из возможных методов, позволяющих выделять и контролировать смысловые образования, является ме­тод изменения позиции ребенка в социальной ситуации. В ходе проведенных экспериментальных работ (Субботский, 1976, 1977) обрисовались контуры определенного мето-

Перспективы исследования смысловых образований.» 301

дического подхода к изучению и изменению смысловых образований личности ребенка, состоящего из трех ос­новных этапов.

Первый этап, на котором ставится «задача на смысл», осуществляется путем наблюдения или эксперименталь­ного воспроизведения такого поведения испытуемого, которое отклоняется от оптимальной линии достижения цели. Если это отклонение превышает границы, в кото­рых появление объясняется недостаточной сформирован-ностью интеллектуальных функций, т.е. если оно больше некоей величины, возможной при наличии только создан­ных и контролируемых экспериментатором мотивов ис­пытуемого, есть основания полагать, что у испытуемого возникли новые мотивы, свидетельствующие об измене­нии смысла ситуации.

На втором этапе исследования проводится анализ струк­туры смыслового образования. Первая ступень анализа зак> лючается в доказательстве того, что полученное отклонение нельзя объяснить недостаточной «техничес­кой оснащенностью» субъекта. Это достигается путем ней» трализации предполагаемого скрытого мотива при сохранении операционально-технической структуры ре­шаемой субъектом задачи. Объективным показателем ней­трализации мотива является исчезновение отклонений в поведении испытуемого. Второй ступенью является рас­крытие относительной силы составляющих смысловое образование мотивов.

Наконец, третий, формирующий этап исследования опирается на экспериментально выделенные и контроли­руемые смысловые образования. Он состоит в изменении позиции субъекта в социальной ситуации и тех объектив­ных функций, которые выполняет в данной ситуации по отношению к нему та или иная действительность. При этом операционально-техническая структура действий, «интел­лектуальный состав» должны оставаться неизменными. По существу, такое формирование равнозначно созданию новых мотивов, но не прямому, через задание или инструк­цию, а косвенному, через изменение смысла ситуации (принцип деятельностного опосредования); показателем

302_________Раздел IK Деятельность, Познание. Личность

успешности формирования будет исчезновение фиксиро­ванных ранее отклонений в поведении ребенка.

При изучении «большой» динамики смысловых образова­ний в зрелом возрасте как достаточно продуктивный зарекомендовал себя метод психологического анализа кли­нического, жизненного материала. Этот метод подразу­мевает ряд этапов: сбор клинических данных, составление типичной истории становления феномена, психологичес­кая квалификация полученных данных и др., которые призваны подвести к созданию собственно психологи­ческой «модели» формирования интересующих нас фе­номенов, высказать и обосновать гипотезу о внутренних психологических связях, приведших к их появлению (Братусъ, 1974; Зейгарник, 1971)*

Важное место в изучении особенностей личности в зрелом возрасте может занять и ряд других методов, апро­бированных в отечественной психологии. Перспективны­ми здесь представляются следующие направления. Как показал ряд исследований (см. работы Б,В,Зейгарник и ее сотрудников), ценным и далеко еще не полиостью ис­пользованным методическим путем является путь опосре­дованного выявления особенностей личности с помощью методик, направленных на изучение познавательных про­цессов (классификация предметов, метод Выготского-Сахарова и др.). Даже то, как испытуемый «принимает» то или иное задание или инструкцию, как он справляется с трудностями в решении, как реагирует на заслуженную или незаслуженную похвалу или порицание экспе­риментатора, может свидетельствовать о существенных чертах его личности. Особенно продуктивными оказались эксперименты* в которых специально варьировались фор­мы задания инструкции и поведения экспериментатора во время опыта.

Следующим методическим путем является группа при­емов, непосредственно направленных на изучение тех или иных особенностей личности. Ярким примером таких мето­дик остаются эксперименты, разработанные в школе КЛе-вина (уровень притязаний» исследования замещения и др.)-

Перспективы исследования смысловых образований.,. 303

Как продуктивные зарекомендовали себя и методы изучения самооценки (например, метод Дембо—Рубинштейн),

Выше уже отмечалось, что с особой остротой встает вопрос о методах диагностики и формирования смысло­вых установок личности (Асмолов, 1979),

Ориентиром при поиске и выборе методов, направ­ленных на диагностику смысловых установок личности, служит выделенный нами методический прием исследо­вания установочных явлений — прием искусственного пре­рывания, сбоя деятельности (Асмолов, 1977, 1979). Этому приему, например, отвечают такие ситуации, в которых цели и способы действия прямо не заданы самим контек­стом ситуации и в которых личности предоставляется воз­можность выбрать наиболее специфичные для нее способы поведения, В этом случае последовательность и характер действий не представляют готовый, определенный «эта­лон», а создаются благоприятные условия для актуализа­ции наиболее характерных для личности в подобных ситуациях смысловых установок.

Множественность выбора целей и действий * неопре­деленность ситуации являются основной характеристикой ситуаций в такого рода методах» как метод тематического апперцептивного теста, метод чернильных пятен Рорша-ха, метод незаконченных предложений, В связи с этим и начаты исследования, направленные на обоснование и использование этих методик как методов диагностики ус­тановок личности {Ренъге, 1978 6f в). Эта линия исследо­ваний непосредственно смыкается с исследованиями формирования и восстановления смысловых установок личности.

Предварительная работа в этом направлении показала, что адекватным для изучения разноуровневых установок личности является принцип построения эксперименталь­ной модели, берущей начало от исследований К Л евина, который условно может быть назван принципом «игро­вой имитации». Эксперимент указанного типа отличается особыми характеристиками, главными из которых явля­ются: а) имитация в лабораторных условиях некоторой естественной ситуации; б) активное «игровое» поведение

304 Раздел IK Деятельность. Познание. Личность

экспериментатора и использование подставных лиц {Ва­сина, Насиновская, 1977), В дальнейшем планируется от­работка экспериментальной модели, основанной на принципе «игровой имитации*, и изучение на ней реаль­ных условий, влияющих на формирование смысловых альтруистических установок.

Задача выделения и разработки целого арсенала мето­дов, построенных на основе принципа деятельностного опосредования, приобретает особую значимость в свете такой сугубо практической и жизненно важной пробле­мы, как проблема воспитания личности. Следует особо подчеркнуть, что с нашей точки зрения психологическим объектом воспитания являются смысловые образования лич­ности (Асмолов, 1977,1979). Из подобного понимания пси­хологического объекта воспитания вытекает то, что перевоспитание личности всегда идет через реорганиза­цию деятельности и не может осуществляться посредством воздействий чисто вербального характера. Здесь необхо­димо специально оговориться, уточнить представление о вербальных воздействиях. Под вербальными воздействиями имеются в виду лишь воздействия посредством текста (Бас-син, 1978; Хараш, 1978), через которые передается систе­ма значений, сумма знаний о действительности, а не воздействия, выражающие личностные смыслы и смыс-лообразующие мотивы деятельности, К числу последних прежде всего относится такая специфическая форма дея­тельности общения, как искусство» основная особенность которой и состоит в том, чтобы» по выражению А*Н Ле­онтьева, суметь побороть равнодушие значений и передать личностные смыслы (см. Братусьь 1974). Истинное искус­ство как раз и является одним из самых могучих источни­ков формирования и изменения смысловых образований личности. Поэтому, выдвигая положение о том, что пере­воспитание личности всегда идет через реорганизацию де­ятельности, мы, конечно, подразумеваем и такую форму деятельности, как общение, особенно общение посред­ством искусства,

В настоящее время уже получены данные, которые по­зволяют судить о действенности методов, построенных на

Перспективы исследования смысловых образований.>. 305

принципе деятельностного опосредования, в такой выде­ленной нами специальной области исследования личнос­ти, как восстановительное воспитание тех или иных нарушенных смысловых образований личности, в частнос­ти смысловых установок личности. Речь идет о том, что процесс реабилитации рассматривается как особый слу­чай воспитания личности и, соответственно, как процесс трансформации и смысловых образований личности. По­добное понимание реабилитации приводит к возникно­вению особой задачи — задачи выделения принципов и выработки конкретных приемов восстановительного вос­питания. Предварительно полученные данные (Ренъге, 1978 д, в), а также анализ литературы (Бернштейну 1947; Леон­тьев АЖ, Запорожец, 1945; Лурия, 1969; Цветкова, 1972) позволяют выдвинуть два гипотетических принципа восстановительного воспитания: а) принцип «опоры на сохранные смысловые установки личности»; б) принцип «включения» личности в значимую деятельность (А, Г Ас-молов, В.Э.Реньге),

Описанный подход к изучению смысловых образова­ний предполагает разработку проблемы личности не столько в интрасубъектном, сколько в интерсубъектном плане, рассматривающем личность сквозь призму комму­никативных взаимодействий, в которые она включается.

Основания интерсубъекгного подхода к исследованию личности, вытекающие из критики ограниченности тра-диционно-интрасубъектного понимания человеческого «я», четко сформулированы А. Н Леонтьевым: «Мы при­выкли думать, что человек представляет собой центр, в котором фокусируются внешние воздействия и из кото­рого расходятся линии его связей, его интеракций с внеш­ним миром, что этот центр, наделенный сознанием, и есть его «я». Дело, однако, обстоит вовсе не так, <...> Многообразные деятельности субъекта пересекаются меж­ду собой и связываются в узлы объективными, обществен­ными по своей природе отношениями> в которые он необходимо вступает.-,» (Леонтьев АН., 1975, с,228). Че­ловеческое «я» оказывается таким образом включенным в общую систему взаимосвязей людей в обществе, при этом

306 Раздел Ж Деятельность. Познание. Личность

не растворившимся в ней, а, напротив, обретающим и проявляющим в ней силы своего действия.

Это положение А. Н, Леонтьева явилось одним из ис­ходных при разработке метода группового воздействия на личность больных с афазией, задачей которого является восстановление речи и трансформация смысловых обра­зований личности у этого контингента больных в ходе реабилитации- Данная форма восстановительного обуче­ния больных позволяет реализовать принцип деятельнос-тного опосредования смысловых образований личности при помощи использования различных видов' общения как одной из форм деятельности, а также различных видов предметной деятельности (частично в игровой форме).

Подобная реабилитационная работа методом группо­вых занятий проводится уже более четырех лет. Получен­ные экспериментальные и клинические данные позволяют говорить о возможности эффективного использования методов группового воздействия на больных с афазией как для преодоления дефектов личности, так и в восста­новлении способности к вербальному и невербальному общению. Указанная форма воздействия на патологические изменения личности способствует не только преодолению частных дефектов, но прежде всего социальной реадапта­ции больных. Опора на различные виды деятельности в группе способствует восстановлению смысловых образо­ваний личности* Что же касается восстановления самой речи, то воздействие на личность больных через их группо­вое взаимодействие способствует восстановлению как об­щего модуса вербального общения человека с человеком^ так и восстановлению таких внешних характеристик ком­муникативной функции речи, как ее активность и интен-циональность (Цветкова, 1972, 1975; Цееткова, Гяозман, Калита\ Цыганок, 1977).

В дальнейшей разработке проблемы личности под интерсубъектным углом зрения мы исходим из противопос­тавления закрыто-монологической и открыто-диалогичес­кой форм общения. Первая из них характеризуется применением ситуативно сообразных конвенциально-роле-вых «масок», тогда как для второй типична открытая фр-

Перспективы исследования смысловых образований... 307

кусировка партнеров, пересечение их деятельностей (Хараш, 1977 а, б) на личностно-осмысленном общем предмете, про­изводственной задаче, социальной норме или ценности' лич­ной проблеме. Предполагается, что открыто-диалогаческое.общение как раз и является одним из стимуляторов созре­вания смысловых образований и роста личности (Хараш, 1978), Эту гипотезу мы предполагаем проверять и конкрети­зировать, изучая функции открыто-диалогического обще­ния в воспитательном процессе, а также смысловую структуру диалогического сообщения в связи с уровнем его воздейственности, взаимодействие коммуникатора и реци­пиента в процессе публичного выступления и тд. Особая роль отводится в нашем исследовании анализу процессов, протекающих в специально организованных группах откры­того общения, воспроизводящих в своей структуре много­образную совокупность типичных межличностных взаимодействий-

Проверка принципов изучения личности, описанных в этой работе, ведется сейчас в целом ряде теоретических и экспериментальных исследований, которые должны в перспективе привести к созданию системы приемов вос­питания и коррекции, построенной на принципе деятель-ностного опосредования. Такая система приемов могла бы быть названа смыслотехникой.

В заключение хочется отметить, что в этой статье лишь поставлены некоторые проблемы и выделены принципы, которые легли в основу программы, созданной группой по исследованию личности на факультете психологии МГУ, Мы надеемся, что кратко очерченные нами проблемы «боль­шой» и «малош> динамики смысловых образований личности и методы, построенные по принципу деятельностного опосредования, выступят в роли ориентиров для будущих конкретных исследований по психологии личности.

-

Литература

Анциферова Л,И. Некоторые теоретические проблемы пси­хологии личности // Вопросы психологии. 1978, № L

Асмолов А Г. Деятельность и уровни установок // Вестник Моск.ун-та. Сер, 14, Психология. 1977, № 1.

308 Раздел IV. Деятельность* Познание. Личность

Асмолов А.Г Деятельность и установка, М,3 1979.

Асмолое AS., Петровский В А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психоло­гии. 1978. № 1.

Васина Е.3,г Насиновская КЕ. Роль идентификации в форми­ровании альтруистических установок личности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1977. № 4.

Бассин Ф/В. У пределов распознанного: к проблеме предре-чевой формы мышления // Бессознательное: природа, функ­ции, методы исследования. Тбилиси, 1978. Т. 3,

Бернштейн НА, О построении движений, М, 1947*

Братусъ Б. С Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М,, 1974.

Братусъ Б. С, Об одном механизме целеполагания // Вопросы психологии-1977 а, № 2.

Братусъ Б, С Психологические аспекты нравственного раз­вития личности. М., 1977 5.

Выготский Л. С. Избранные психологические произведения, М„ 1956.

Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности* NL, 1971-

Зейгарник БЖ Патопсихология, М., 1976,

Зейгарник Б, В, К вопросу о механизмах развития личности // Вестник Моск.ун-та. Сер. 14, Психология. 1979* № К

Зейгарник Б.В., Николаева В,В, Психологические проблемы в медицине//ВестникМосюун-та, Сер. 14, Психология, 1977. № 3.

Коченов ММ., Николаева В, В. Мотивация при шизофрении. М., 1978.

Леонтьев А А, Смысл как психологическое понятие // Пси­хологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком, М«, 1969,

Леонтьев АА, Психологический подход к анализу искусства // Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагоги­ческие проблемы, М., 1978.

Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность. М, 1975.

Леонтьев AM О личности. Из архива МП.Леонтьевой. (Ру­копись).

Леонтьев АН, Запорожец А.В. Восстановление движений. М.* 1945.

ЛурияА.Р. Высшие корковые функции человека. М, 1969.

Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса // Вопросы философии. 1968, № 6.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, 630 с.

Маркс К., Энгельс Ф, Соч., т. 23, 908 с.

Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения // Вопросы психологии. 1976, № 6,

Перспективы исследования смысловых образованш.. 309

Петровский В, А, К психологии активности личности // Воп­росы психологии. 1975. № 3,

Петровский В А. Активность субъекта в условиях риска: Ав-тореф. дис.... канд. психол, наук, М, 1977,

Ренъге В*Э. Влияние социального окружения при некоторых изменениях трудовой деятельности. Вестник Моск.ун-та. Сер. 14, Психология, 1978 а. № 1.

Ренъге В.Э. Тематический апперцептивный тест. Практикум для студентов факультета психологии. (Рукопись), 1978 &

Реньге A3, Роль личностного фактора в восстановлении тру­довой деятельности больных шизофренией: Автореф. дис,... канд. психол, наук* М,? 1978 <?.

Соколова Е. Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии, Мм 1976.

Субботский Е.В> Психология отношений партнерства у дош­кольников. М., 1976,

Субботский Е.В. Изучение у ребенка смысловых образова­ний // Вестник Моск.ун-та. Сер, 14, Психология, 1977. № 1.

Субботский Е. В. О пристрастности «детского» суждения // Вопросы психологии. 1978. № 2,

Хараш АУ, К определению задач и методов социальной психо­логии в свете принципов деятельности // Теоретические и мето­дологические проблемы социальной психологии, М, 1977 а.

Хараш А>Х Межличностный контакт как исходное порштис устной пропаганды // Вопросы психологии, 1977 6. № 4,

Хараш АУ. Смысловая структура публичного выступления // Вопросы психологии, 1978. № 4.

Цееткова Л.С. Восстановительное обучение при локальных поражениях мозга. М, 1972.

Цееткова Л. С (Ред.) Проблемы афазии и восстановитель­ного обучения, М., 1975.

Цееткова Л. С, Глозман ЖЖ, Калита H.L, Цыганок АЛ. Со­циально-психологический аспект реабилитации больных с афа­зией // Проблемы изменения и восстановления психической деятельности. Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психо­логов, М, 1977.

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического раз­вития в детском возрасте // Вопросы психологии, 1974. № 4.

Личность: психологическая стратегия

ВОСПИТАНИЯ*

Перестройка взломала лед молчания вокруг многих острейших проблем школы, положила начало важным переменам в области образования и воспитания, в сфере формирования личности- Вечные вопросы «что есть чело­век», «как рождается личность», «чему учить и для чего учить» перестают восприниматься как узкоспециальные, затрагивающие лишь философов и психологов- Они нахо­дятся в фокусе общественного внимания. Именно в ходе перестройки начал оформляться подлинный социальный заказ на исследование закономерностей психологии и со­циологии развития человека, на разработку психологи­ческой стратегии воспитания личности*

Этот трудный молодой возраст

При обсуждении проблемы, что же за молодежь нынче пошла, встает немало неясных вопросов. Один из них — ус­тановление возрастных границ молодежи* Человека какого возраста можно назвать молодым? Обычно приходится встре­чаться с самым пестрым набором мнений по этому поводу. Одни называют возраст 18 лет, другие тридцать три года, третьи доводят возрастную границу до 40—45 лет или же отвечают: человек молод до тех пор, пока душа молодая, А можно ли вообще установить возраст молодежи как некото­рую раз и навсегда данную величину? Думается, что нет* Психологические исследования показали, что возраст «моло­дых» зависит от возраста тех людей, которые дают оценку. Так, десятилетних, двадцатилетних и семидесятилетних про­сили назвать своего рода «золотую середину», т.е. возраст человека, который еще не стар, но уже и не молод. Десяти-

* Впервые опубликована в сборнике «Новое педагогичес­кое мышление», М,, 1988.

Личность: психологическая стра тегяя воспитания 311

летние сочли ни старым, ни молодым возраст 36; для двад­цатилетних нейтральной точкой оказался возраст 42 года, а для семидесятилетних — 52 года.

В психологии наряду с календарным или паспортным возрастом различают социологический возраст личности. Он зависит от социально-исторического образа жизни, кото­рый присущ человеку. Для того, чтобы рельефнее высту­пила неразрывная связь социологического возраста со временем, назовем некоторые знакомые всем имена — Якир, Тухачевский, Уборевич, По календарному сроку они не перешагнули в годы гражданской войны и тридцати­летней черты. Но кто назовет их мальчиками? Они вели за собой в бой тысячи людей, умели самостоятельно прини­мать решения и несли ответственность как за их судьбы, так и за судьбу революции.

Увы. Иная ситуация, иной социологический возраст — черта молодежи восьмидесятых годов. Разве феномен со­циального инфантилизма не стал довольно характерной чертой социально-психологического облика подрастаю­щих поколений отличительной особенностью социоло­гического возраста современной молодежи?

В чем суть феномена социального инфантилизма? Его сердцевина — это бегство от выбора и возложение ответ­ственности за принятие решения на плечи другого чело­века. Социальная роль «вечного ребенка» оберегает личность от ответственности. Об искусстве пользоваться своей социальной ролью «ребенка» уже пятилетними, шестилетними детьми красноречиво свидетельствуют по­рой их собственные высказывания: «Я же ребенок. Оставь это, пожалуйста, для меня». Так, от пяти до,., тяжело на­звать конечную календарную ступень инфантильности, и шествуют по жизненному пути «вечные дети». Во избежа­ние недоразумений следует сразу же заметить: социально инфантильный человек — это вовсе не обязательно чело­век социально не приспособленный. Советский социолог И.С.Кон справедливо отмечает; «Каждое поколение "стоит на плечах" предыдущего, хотя они не всегда это осозна­ют. То, что кажется старшим юношеской инфантильнос­тью, иногда свидетельствует как раз о высокой социальной

312_________Раздел IV. Деятельность. Познание. Личность

приспособленности. Десятилетия застоя настолько при­учили многих представителей старшего поколения к тому, что одно нельзя, другое опасно, а третье вообще невоз­можно, что мы уже не хотим пробовать, и эту свою апа­тию передаем детям. Молодежь, формирующаяся сейчас, многие такие запреты игнорирует» (Кон, 1987, с,95™96).

Игнорирование запретов, воинствующий социально-психологический нигилизм — оборотная сторона социаль­ного инфантилизма, которая, на наш взгляд, дает о себе знать в росте различных неформальных молодежных объе­динений. В неформальные объединения школьники преимущественно втягиваются в возрасте 12—14 лет, И не случайно. Психологи называют этот период возрастом «бури и натиска». Здесь не просто красивый образ. В таком возрасте школьник начинает с особым упорством искать путь в жизни, свое «Я», При этом процесс формирования индивидуальности нередко состоит в поиске способов са­моутверждения, подчиняющихся немудреному правилу: «Я шокировал всех, значит, я отличен от всех. Я отбро­сил предлагаемый вами идеал — значит, у меня есть свой». Следовательно, я личность!»




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.